Молодежный сленг – это бытовое явление или вызов времени

Молодежный сленг

Здравствуйте, читатели моего блога! Сегодня я хочу поделиться с вами своими чувствами по поводу того, как влияет молодежный сленг на наше общество.  Прислушиваясь к тому, что говорят, делают, поют и слушают вокруг, напрашивается вопрос:  «Разве это не зона?»

Общение отдельных слоев сегодняшней молодежи сводится к примитивной коммуникации. Молодые люди разговаривают на жаргоне преступной среды, сравнивая сленг с техническим прогрессом. По их мнению, такой стиль общения  упрощает язык, сближает людей, дает понять, что ты «в теме».

Картины известных художников, художественные произведения классиков получают у школьников равнодушный отзыв –  «прикольно».  Получается,  что дети не понимают  и не чувствуют прекрасное, потеряли способность удивляться и восторгаться, воспринимать мир многоцветным. Молодежный сленг – это всплеск негативных эмоций по отношению к старшему поколению, ситуации в обществе. Подростки не обращают внимания на то, что они говорят, насколько их слова уместны и целесообразны в речи.

Молодежный сленгНа наших глазах происходит агрессивное проникновение сленга в общество. Современные фильмы, телевизионные передачи,  эстрадные песни сомнительного содержания взяли в свои руки управление речевым поведением подростков, став идеальным учебником жизни. Это не что иное, как неосознаваемое подростками психопрограммирование на безнравственное поведение.

Массовая культура приобретает невиданный размах. В интернете, в магазинах,  в кафе, в автобусах, на улицах города Оренбурга звучат песни группы Ленинград. Подростки перекачивают друг у друга клипы этой группы, поют их песни. Тексты клипов и песен – сплошная нецензурная брань и жаргонные выражения. Какие только части речи не образованы автором песен из названий репродуктивных органов человека. Воспитание ложных идеалов оказывает разрушительное воздействие на массового слушателя. Суматошные фантазии, моральное разложение,  вызывающее раскрепощение… Люди, с помощью нецензурной лексики, порока и агрессии пытаются привлечь к себе внимание, манипулируя несформировавшимся сознанием подростков. Происходит деформация представлений подростков от поведения «человека нормы» в поведение «человека больного».

Доктор психологических наук В. Ф. Пирожков в своей книге «Криминальная психология» пишет о «криминальной зараженности молодежного лексикона». По его мнению, подросток согласно своему возрасту примеряет социальные роли, к сожалению иногда девиантные, которые проявляются в словесной форме. Употребление сниженной лексики, пренебрежительное отношение к слову – это самоуничтожение, вызов высоким идеалам и ценностям.

Говорить и думать на языке сленга —  значит уподобляться героине сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» Эллочке Щукиной, скудный словарь которой не мешал вести светскую жизнь, заводить знакомства, успевать за модой. Имя Эллочки стало нарицательным. Оно относится к людям невысокого интеллекта, перегружающим свою речь нецензурной лексикой и вульгаризмами. Сатира поучительна для современного общества.  Наше «продвинутое» поколение не читает, имеет низкий словарный запас, не может логически мыслить и  точно выразить свои мысли и чувства. Им остается делать то, что называется на их языке  «прикалываться» и «тусоваться».

В переводе с английского  slang (s(sub) — приставка, указывающая на второстепенность;  lang -язык, речь) обозначает неформальную речь с разной степенью эмоциональной окрашенности и различным уровнем вежливости.

В русский язык термин «сленг» проник благодаря изучению англоязычных культур. Сленгом  называли исключительно иноязычные слова. Однако со временем сленг вышел за рамки ограниченной сферы употребления.

В словаре лингвистических терминов О. С. Ахмановой даются следующие определения термина «сленг»:

 Разговорный вариант профессиональной речи;

Элементы разговорного варианта той или другой профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или вообще в речь людей, не имеющих прямого отношения к данной группе лиц, приобретают в этих разновидностях языка особую эмоционально-экспрессивную окраску.

История развития молодежного сленга в России

Молодежный сленг в России получил развитие в годы Первой мировой войны, революции 1917 года, гражданской войны и последующей за ней разрухой. Это был период забвения классического русского языка и внедрения в него революционной лексики и грамматики, блатного жаргона.

Вторая мировая война принесла стране новые испытания: нищету, беспризорность, безотцовщину… В языке появляются слова и выражения соответствующего характера: хайлиться (здороваться), штудироваться (учиться), вашиться (мыться).

Третий этап развития сленга относится к началу 50-х годов.  В связи с укреплением отношений с Западом в русский язык вошли заимствования из американского сленга. Послевоенный период характеризуется появлением на улицах советских городов стиляг, людей, следующих моде США. («чувак» — человек, уважающий высокую американскую культуру…)

sms-сленгЧетвёртым этапом развития сленга  считают годы появления в СССР субкультуры «хиппи» как языкового протеста официальной идеологии (60-е – 70-е годы). На основе английского языка был сформирован сленг неформального движения хиппи («фенечка» (браслет из ниток, бисера или кожаных полосок), «хайратник» (ленточка на лбу), «пипл», «герла», сейшен»….
Пятый этап причисляют к перестройке и последующему развалу СССР. Изменились идеалы и моральные нормы. Устная речь радио и телевидения, газетные и журнальные публикации настойчиво имитировали сниженное бытовое общение. Телевидение, прессу захлестнул криминальный воровской жаргон, сниженная лексика вторглась в книжно-литературную сферу, в публичное общение.

Шестой этап – период компьютеризации, развития мобильной связи (конец 90 –х до сегодняшнего дня). Всемирная паутина интернета содействует обмену информацией и распространению новых сленговых выражений (Фрилансер —  человек, предоставляющий свои услуги посредством Интернета; няшно – красиво, копипастить — копировать чужие тексты)

Проблема культуры речи

Бурные общественно-политические изменения в России последнего десятилетия сказываются на общественном укладе и языковой культуре общества. Это выражается в выбросах деловой и политической активности,  неконтролируемом поведении населения.

отцы и детиСтрах перед рыночной экономикой, безработица, инфляционные процессы, нехватка средств к существованию привели к соответствующей реакции — росту нецензурного словоупотребления, жаргонизации речи, проявлению вульгарности в общении и поведении отдельных слоев населения.

В массовой культуре и в массовом сознании свобода слова заключается в речевой вольности «говори, что хочешь и как хочешь».

Главным языковым ориентиром молодежи стала публичная речь, которая звучит через каналы средств массовой информации. В поисках экстремальной выразительности язык СМИ выходит за пределы этики. Нормы речевого этикета давно забыты. Главная идея существования многих передач основана на приеме речевой агрессивности: раскованное поведение ведущих в прямом эфире,  чрезмерная эмоциональность при ведении диалога с участниками передачи,  грубые отклонения от языковых норм, доведение диалога до вульгарных выпадов героев, драк, оскорблений.

Устная и письменная публичная речь пронизана агрессивным типом речевого поведения, что чревато последствием: агрессией людей в бытовом речевом поведении.

Агрессивность демонстрируют на публике наши политики. Нецензурная лексика в их устах стала привычной. В обществе сложилась атмосфера вседозволенности, что разрушает представление  носителей языка об эталоне  правильной речи.
В общественном сознании отсутствует понятие языковых норм. Все больше возрастает роль устной формы существования русского языка. Традиционная письменная форма общения уходит в прошлое, уступив место техническим средствам общения: мобильному телефону, компьютеру.

Агрессия  наблюдается и в интернет-общении, общении социальных сетях. Люди, не умеющие аргументировать свою точку зрения, переходят на личности, пытаются с помощью нецензурной лексики и грязного жаргона давать оценку незнакомым собеседникам.

В структуре общения активно развиваются жаргоны (уголовный, молодежный, коммерческий, компьютерный…)

Сленг – жаргон, используемый преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Причины снижения культуры речи в обществе:

  • Сокращение объема чтения художественной литературы;
  • Замена межличностного общения общением со средствами массовой информации (радио, телевидение);
  • Отсутствие лучших образцов литературы и музыки в воспитании;
  • Доверительное отношение  общества к печатному слову;
  • Несоблюдение языковых норм в СМИ;
  • Низкое качество корректорской работы;
  • Влияние неграмотной речи авторитетных лиц (политиков, спортсменов, артистов, телеведущих);
  • Отсутствие логики и нечеткость мысли в политических заявлениях и законах, публицистических текстах.

Субкультура и ее стили

Субкультура (лат. Sub — «под» и cultura — «культура»; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

С появлением интернета, мобильных телефонов и различных  «гаджетов» появились неформальные языковые группы узконаправленного характера.

Потребность в самовыражении вынуждает молодых людей закрыться от мира взрослых, создать частичную культуру, каковой является молодежная субкультура.

Молодежный сленг — один из видов самовыражения в субкультуре, языковой протест против шаблонов общества.

Американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел следующее понятие субкультуры:

«Субкультура — группа людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством».

Британский социолог Дик Хэбдидж в своей книге  «Субкультура: значение стиля» писал:

субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности».

Французский социолог  Мишель Мафессоли для обозначения молодежных субкультур в своих трудах использовал понятие «городские племена».

Существуют множество неформальных молодёжных групп, такие как хип-хоп, байкеры,  представители интернет-культуры, спортивные фанаты…

Диггеры. Это маленькие молодежные группировки, увлекающиеся изучением подземных ходов, пещер. Их привлекает опасность подземного мира. Диггеры скрывают свое существование, не демонстрируют свои действия окружающим, предпочитают общаться в своем узком кругу.

Яппи. Представители яппи ведут активный образ жизни городского профессионала, предпочитают деловой стиль в одежде, посещают фитнес-центры. Основным критерием вступления в группу является успешность.

Толкинисты. Молодежное и общественное движение, отдающее предпочтение «боям» с использованием деревянного оружия. Толкинисты, увлеченные ролевыми играми с персонажами  из книг Джона Рональда Роуэла Толкиена («Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион»), встречаются друг с другом для общения в образе любимых книжных героев.

Эмо. Представители «эмо» демонстрируют своим видом «грусть», «уныние».

Сленг как неотъемлемая часть молодежной субкультуры, помогает подростку «стать своим» и уйти от обыденности.

ПодросткиПоследнее время уровень культуры речи, как и уровень общей культуры россиян во многих социальных и возрастных группах пришел в упадок. Судьба русского языка полностью зависит от его носителей. Умный человек всегда найдет слово, наиболее точно выражающее его мысль и чувство. Об этом говорил писатель Андрей Платонов: «Русский язык – есть сама мысль и само чувство, создаваемое посредством слов».  Человек должен чувствовать свой родной  язык и наслаждаться словом. Возможно ли на языке сленга передать красоту природы, музыки, слова?

«Истинный вкус», писал А. С. Пушкин, состоит «не  в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, а в чувстве соразмерности и сообразности».

Русский язык и молодежный сленг – не одно и то же. Каждый из нас стоит перед выбором истинных и ложных ценностей. Можно знать и любить язык, а можно играть и заиграться с ненормативным словарем. Это дело вкуса и интеллекта. Какие бы времена мы не переживали, главная роль в повышении речевой культуры, а значит и в сохранении русского языка принадлежит самому человеку.

В Третьяковской галерее проходила выставка картин Валентина Серова, посвященная 150-летию художника. На выставке были представлены работы мастера из российских и зарубежных собраний. Несколько месяцев у галереи выстраивались километровые очереди. Координаторам этого проекта пришлось перенести срок окончания выставки на неделю.  Это подтверждение тому, что и в наши дни «Рукописи не горят». Подлинное искусство находит путь к сердцам миллионов россиян.  Люди, обладающие чувством прекрасного и тонким художественным вкусом,  не читают и не слушают низкопробные произведения, не увлекаются криминальными телесериалами, просмотрами телевизионных шоу, построенных на жаргонной и ненормативной лексике.

Противостоять падению языковой культуры может только целенаправленная языковая политика, которая у нас в России не развита.

Уважаемый читатель! Что вы думаете о молодежном сленге? Как воспитывать у детей культуру речи при отсутствии языковой цензуры в обществе?

Вы можете поделиться моей статьей в соцсетях! Всего вам доброго!


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *