Язык и речь, культура языка и культура речи

язык и речь культура языка и культура речи

Язык и речь, культура языка и культура речи – тема, над которой сегодня мало кто задумывается. В разные эпохи  ценители русского языка в своих научных трудах  обращались к проблеме культуры речи. Писатель Корней Иванович Чуковский в книге «Живой как жизнь» пишет об изменениях, происходящих в русском языке в процессе его развития. Это одно из главных наследий К. И. Чуковского, посвященное знатокам русского языка. Здесь ненавязчиво и доступно представлены правила, нормы, традиции русского языка, биографии слов и словосочетаний. Книга Чуковского учит нас тому, как правильно овладеть речевой культурой и сохранить чистоту и красоту языка. Я думаю, что эта книга должна стать настольной для тех, кого волнует судьба русского языка и русской культуры.

Непрерывный поток уличного жаргона, засилье варваризмов, англоязычных терминов, воровского арго, ненормативной лексики ведет язык к оскудению и засорению.

На Руси людей, употребляющих в своей речи нецензурные слова, называли богохульниками. В XXI веке   мат звучит из уст детей, подростков, женщин, мужчин… Не считается неприличным употребление матерных выражений в присутствии женщин, родителей, любимого человека.   Использование матерной лексики в современной  художественной литературе, фильмах, телевизионных передачах  стало данью моде.

Современные писатели и режиссеры предлагают государственной думе узаконить мат для обогащения русского языка.  Наступило время, когда осквернению подвергается русский язык, а значит и наши души. Мы забываем, что культура слова и культура чувств взаимосвязаны.

«Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит», — писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Культура речи  — показатель интеллекта и общей культуры человека.

Чувство слова, чувство языка можно развить только  на высоких образцах русской литературы. Речь красива и выразительна только в том случае, когда ее обладатель перечитывает лучшие произведения русских поэтов и писателей, имеет широкий кругозор, умеет размышлять, оценивать свои слова и поступки.

Жаргонная и ненормативная лексика, неправильная постановка ударения в словах, несоблюдение грамматических и синтаксических норм языка, бедный словарный запас – все это говорит о нехватке общей культуры человека, падении уровня культуры общества. Мы не властны над культурой речи окружающих нас людей, но мы должны сохранить свое достоинство, следить за чистотой своей речи в общении с детьми.

[note]Ко мне обратилась бывшая выпускница школы с просьбой помочь ей написать исследовательскую работу.  Мне было трудно понять, что от меня хотят. Девушка не могла толком объяснить, какую тему она выбрала для исследования.

Иногда достаточно одной минуты общения с человеком, чтобы определить уровень его общей культуры. «Я хочу написать о Пушкине, он приезжал к нам в Саракташ снимать фильм «Капитанская дочка» — вот ее слова. Как она расстроилась после того, как я ей сказала о том, что А. С. Пушкин родился 215 лет назад и приехать к нам он не мог. Самое смешное в том, что эта девушка была очень удивлена новостью о смерти А. С. Пушкина. «Как  погиб? Когда? Тогда почему мне дали такую тему?»

Педагог профессионально-технического училища, где училась девочка, посоветовал ей написать работу о  романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка», так как в 2000 году в Саракташском районе режиссер Александр Прошкин снял фильм о восстании Емельяна Пугачева  «Русский бунт».

Для девушки имя А. С. Пушкина ничего не значит. Если человек ничего не читает и воспринимает только сленг, жаргон и ненормативную лексику, то о каких исследовательских навыках, грамотном письме, красивой образной речи можно говорить? Культура речи зависит от культуры чтения. [/note]

Образованные люди с волнением обращаются к творчеству русских светил, их всегда волнует степень ответственности. Как донести до ребенка гениальность и масштабность их личности при знакомстве с литературными произведениями? Мы, родители несем ответственность за воспитание языковой культуры и языкового вкуса у детей. Ребенок овладевает культурой речи в процессе заучивания и прочтения стихов, басен, отрывков из произведений. Культура речи закладывается в детстве с подлинных человеческих чувств, с подлинной человеческой речи, которые черпают в произведениях Льва Толстого, Чехова, Бунина…

Дети,  не читающие художественные произведения, не могут написать сочинение по литературе и скачивают первое попавшееся на глаза сочинение из интернета.  Содержание сочинения им понять сложно, поэтому они в это просто  не вникают. Отсюда неумение детей пересказывать прочитанное, логически мыслить, выражать свои мысли, анализировать и делать выводы.

Уважаемый  читатель! Как вы думаете, что нужно делать, чтобы воспитать в детях любовь к языку? Волнует ли вас культура речи детей и подростков? Возможно ли сегодня следовать завету Н. В. Гоголя: «Со словом надо обращаться честно»?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Комментарии: 2
  1. Татьяна

    Мы, родители, служим примером своим детям. Если я часто провожу время за чтением, то и ребенок с детства проявляет интерес к книгам. То же самое происходит и с речью. Другое дело, что дети живут не изолированно в семье и слышат массу всякого словесного мусора. А его, мусора этого, становится все больше и больше. Даже в детских азбуках порой встречаются такие стишки, которые Корнею Ивановичу не приснились бы в самом страшном сне. Так что остается семья да еще, пожалуй, грамотные педагоги, которым ребенок доверяет.

    Ответить

    1. Светлана

      Родители, конечно, служат примером, но изменить врожденные качества невозможно. Знаю примеры, когда родители вообще книг в руки не брали, а дети, наоборот, с ними не расставались. Что заложено природой, то и вырастет. Мы можем лишь корректировать и направлять в нужное русло своих детей, а не ломать им жизнь, требуя любить книгу!

      Ответить

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...