Что такое жадность. Секреты воспитания щедрости

Жадность

Что такое жадность?  Жадность – одна из категорий нравственности, которая формируется на определенных этапах развития человека. Очень часто люди ошибаются, называя жадностью нежелание крохи делиться едой и игрушками. Такое поведение не нарушает принятые обществом социальные нормы.

Нельзя насильно принуждать маленьких собственников делиться. До года малыш тянется ко всему красивому. Ему просто все интересно. Он берет с собой в песочницу песочный набор, тут же бросает его, так как появляется интерес к чужим, более ярким и привлекательным вещам. Конечно, детям постарше такое поведение не понравится. Взрослые должны разъяснять детям суть временного обмена и брать с собой на детскую площадку несколько игрушечных наборов.

До двух лет кроха не знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Она хватает все, что ее привлекает и не отдает своего. В два года она начинает говорить слова «отдай», «не дам», «мое» и не позволяет дотрагиваться до своих игрушек.

Таким способом она защищает личные вещи, с которыми не может расстаться. Эти любимые игрушки и книжки – ее родные друзья. Это мир, которым она дорожит.

В три года малыш начинает делить вещи на «мои», «мамины», «папины», «бабушкины»…

[note]Психологи утверждают, что для полноценного развития личности ребенку просто необходимо иметь собственность, так как она есть у его родителей и у других детей. Не дать свою игрушку – значит заявить о своих правах. Ничего постыдного в отстаивании своих границ нет. Такая защита может сопровождаться истерикой, дракой. Важно позволить дочери или сыну говорить слово «нет».[/note]

Двухлетний малыш не понимает, что игрушку берут на время. Ему кажется, что ее отнимают навсегда.

К пяти годам малыш отдает свои вещи сестре, брату, близким друзьям, так как он им доверяет и знает, что они вернут ему эти игрушки. Бывают случаи, когда ребенок никому не разрешает брать его игрушки. Он боится за их сохранность. Это говорит об отсутствии у него опыта общения со сверстниками. Взрослые должны научить его играть с другими детьми, делиться или обмениваться вещами на время.

Психологи предлагают различать два вида жадности:

  1. Отсутствие желания делиться своим;
  2. желание владеть чужим.

Очень часто возникают конфликты на детской площадке в связи с тем, что кто-то из малышей не понимает, что у вещей есть хозяин. Иногда дети привыкают дома к тому, что им никто ни в чем не отказывает. Желание отобрать чужую вещь означает детскую несдержанность. Малыш знает одно слово «хочу» и не может справиться с порывом эмоций.

В этом случае он пытается забрать то, что ему нужно, а другие сопротивляются, не отдают. Нельзя стыдить того, кто не делится. Нежелание отдать игрушку объясняется привязанностью владельца к ней.  Лучше отвлечь посягателя на чужую собственность другой игрушкой.

ИгрушкаВ детстве у нас с сестрой было много игрушек. На шкафу стояли две огромные куклы. Кукла в пестрой одежде в коричневых ботинках мне нравилась больше, чем точно такая же, но в белом платье и белых ботинках. Мне было неинтересно играть, если яркая кукла находилась в руках сестры. Я отнимала куклу силой, видела слезы, но чувства сестры меня не волновали. Красивая кукла должна быть только моей. Чувство собственности сродни эгоизму и взрослым необходимо бороться с его, пока еще маленьким, неукоренившимся ростком.

Очень важно научить дочь или сына делиться едой. Подарив малышу шоколадку, родители удивляются тому, что он ее съедает один. По их мнению, дочь (сын) должна с ними поделиться. Этот важный навык вырабатывается на родительском примере: мама купила ягоду и разделила ее на всех членов семьи. Очень полезно объяснять ребенку, что эту ягоду купили для него, для брата, для сестры, для папы…Только тогда он осознает потребность каждого в лакомстве.

Нельзя стыдить и заставлять малыша отдавать свои игрушки и делиться едой насильно. Он поделится со всеми, но это не принесет ему особой радости. Лучше показать ему, как это делается, и похвалить за доброту.

Избавиться от жадности могут помочь уроки доброты. В семье, где существуют теплые и сердечные отношения, где все приходят друг другу на помощь, растут добрые дети.

Воспитывая одинаково двух своих дочек, я заметила, что в одной и той же ситуации они вели себя совершенно по-разному. Старшая спрашивала разрешения взять любую игрушку у младшей, хотя все у них было общим. А младшая проявляла жадность.

На нашем кухонном столе всегда стояла ваза с конфетами, и детей никто не ограничивал в сладостях. На Пасху в нашей семье принято подавать конфеты и фрукты всем, кто заходит в дом. Моя младшенькая очень расстраивалась, когда я раздавала угощения. К нам приходили гости, и я просила детей помочь мне раздавать подарки.  Обе старались мне подражать, хотя младшей дочери это поручение не доставляло большого удовольствия. Важно помочь ребенку побороть жадность, объяснить ему близкие по значению слова «дарить», «отдать», «поделиться», «сделать приятное кому-либо».

 Это нужно знать

[note]Принудительная щедрость может превратиться в проблему в подростковой и взрослой жизни дочери или сына. Не понимая важности собственности, он будет брать вещи или деньги без спроса. Принудительная щедрость может привести и к другому результату: подросток будет отдавать свои деньги и личные вещи по первой просьбе, лишь бы не прослыть жадиной.[/note]

В наш дом очень часто приходили гости: родственники, соседи, коллеги по работе с разновозрастными детьми. Мы играли вместе и учились уступать друг другу игрушки. Те, что постарше и умнее, предлагали малышам вести себя по-хорошему, не жадничать. Те, кто помладше старались не разочаровать старших плохим поведением. Взрослые часто просили детей подготовить для них концерт. Старшие придумывали номера, костюмы, и все по очереди читали стихи, рассказывали басни, сказки, пели песни, танцевали. Родители хвалили детей за хорошее выступление и дружеские отношения между ними.

Известно, что в каждой семье встречают гостей по-разному. Одна хозяйка накроет щедрый стол, другая не станет никого удивлять — приготовит все по минимуму. Дети усваивают эти уроки гостеприимства. В будущем они будут повторять родителей: принимать гостей от души или только показывать радушие.

Важно подавать детям пример щедрости, учить тому, как дарить подарки. Очень часто нам приходится выбирать подарки своим друзьям, близким и дальним родственникам. Вручать кому-то то, что подарено раньше и к чему не лежит душа — значит проявлять неуважение и равнодушие к другим. Покупая подарок подешевле, не учитывая вкусы и интересы друзей и близких, мы предоставляем ребенку еще один наглядный образец жадности.

Иногда взрослые дети обижаются, если родители раздают их детские игрушки и книжки. Дети защищают свое личное пространство, стараются сохранить свидетельства их детства, и это является нормальным естественным желанием человека.

Щедрость

Советы родителям

  • Рассказывайте малышу сказки, показывайте мультфильмы, учите с ним стихи о доброте и щедрости.
  • Придумывайте и проигрывайте различные конфликтные ситуации, в которых герои должны проявлять щедрость, уступать, отдавать, помогать друг другу.
  • Не наказывайте и не ругайте ребенка, если он не желает делиться своими игрушками. Не сравнивайте его с другими, приговаривая «Какой позор! Все дети умеют играть, а мой сын – жадина. С тобой никто не будет дружить и играть»
  • Никогда не устраивайте скандалы, не вырывайте игрушки из детских рук, проявляйте корректность и понимание. Постарайтесь попросить его уступить игрушку спокойным и доброжелательным тоном. Не унижайте себя и ребенка!
  • Не позволяйте чужим детям и взрослым называть вашего малыша жадиной. Он только постигает правила общения со сверстниками и ему необходима ваша подсказка и поддержка.
  • Расскажите малышу о том, что нельзя брать чужие вещи без разрешения. Со временем малыш научится правильно относиться к чужой собственности.
  • Помните: добрые поступки взрослых поучительны. Оказывайте помощь всем тем, кто нуждается в ней.
  •  Учите ребенка уважительному отношению к личному пространству других. Он должен понять, что нежелание сверстников делиться игрушками – право, которое нужно уважать.

Ребенок учится быть щедрым на примере своих родителей.  Именно в семье он должен почувствовать удовольствие от своих добрых дел, от оказания внимания окружающим.

Уважаемый читатель! Как вы считаете, какими методами нужно воспитывать у детей щедрость и доброту?


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...