Как ребенка научить красиво писать и выработать красивый почерк

Как ребенка научить красиво писать

Как научить ребенка писать красиво и аккуратно? Что должны делать родители, чтобы у младшего школьника сформировался красивый почерк? Как помочь ребенку избежать страдания и трудности при обучении письму?

Сегодня красивый почерк стал редкостью и письмо потеряло свою значимость. Современные дети пренебрегают письмом, так как с раннего возраста становятся пользователями планшетов, компьютеров, гаджетов. Они даже не могут представить себе людей, пишущих письма на бумаге, так как их родители общаются с родственниками и друзьями с помощью SMS, электронных открыток, в скайпе…

О влиянии электронных средств общения на организм ребенка можно прочитать в статье «Компьютерная зависимость как угроза здоровью».

В этом стремление идти в ногу со временем мы забываем о том, что красивый почерк и грамотная письменная речь являются показателем   образованности, залогом жизненного успеха. Вот почему так важно научить ребенка писать правильно и аккуратно.

Современное обучение письму в российских школах идет по специальной методике безотрывного письма. Существует риск, что родители, которым незнакома эта методика, научат ребенка писать неправильно. А, как известно, переучиваться всегда труднее, чем учиться чему-либо впервые.

Содержание

Нужно ли учить ребенка чистописанию до поступления в школу? Советы психологов

Как показывает практика, ребенок, не получивший до школы устойчивых навыков письма, утрачивает желание учиться.

По мнению психологов, обучение письму в дошкольном возрасте должно проходить только в форме игры и в это обучение должна входить лишь выработка определенных навыков. У дошкольника (его рука еще недостаточно окрепла), начавшего писать до школы, почерк в первом классе может испортиться.

Для закрепления знаний нужен навык, а навык требует систематических занятий, то есть постоянной практики, которая обычно отсутствует. Ребенок пишет от случая к случаю (только тогда, когда его заставляют или, когда родители вспоминают о том, что их дочь (сын) скоро пойдет в школу).  Таким образом может сформироваться неправильный навык, который в будущем будет трудно исправить.

Стоит ли учить ребенка писать до школы? Задача родителей – подготовить ребенка к письму в период «становления руки» через совместное творчество и самые разные виды деятельности (рисование, раскрашивание, вырезание картинок, сбор мозаики, конструктора, пазлов, лепка из глины, пластилина, соленого теста, обведение по контуру, штриховка).

Очень полезно перебирать мелкие предметы (пуговицы, крупу и пр.), рисовать по точкам в тетради в клетку. Эти усилия послужат развитию произвольности, ориентировке в пространстве, тренировке мелких мышц рук.

Подготовка к письму означает развитие у будущего первоклассника:

  • мелкой моторики пальцев (важно учить дошкольника выполнять различные практические дела, создавать поделки с помощью инструментов (ножниц, гаечных ключей, отверток…)). В процессе этой деятельности развиваются следующие качества: глазомер, точность произвольных движений руки, внимание, аккуратность, сосредоточенность.
  • ориентации в пространстве (как на листке бумаги, так и в направлениях движения сверху вниз, вперед-назад, слева направо, справа налево и т.д.);
  • графических и изобразительных умений с помощью графических заданий (упражнений), а также в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Более легкому овладению письмом служит раскрашивание. Для этого можно использовать готовые альбомы-раскраски для мальчиков и девочек. При раскрашивании родителям нужно обращать внимание на то, чтобы ребенок закрашивал изображения ровно, аккуратно, тщательно.

Графические умения развиваются при выполнении заданий, связанных со штриховкой. Работа по штриховке должна выполняться под руководством взрослых. Важно показать ребенку, как штриховать, контролировать направление, параллельность линий, расстояние между ними… Для таких упражнений удобно пользоваться готовыми трафаретами с изображением животных, фруктов, предметов быта…

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей расположены на кончиках пальцев».

Действительно, любые действия, совершаемые пальцами, оказывают непосредственное влияние на развитие письменных навыков, формируют мелкую моторику рук, служат умственному развитию, развивают абстрактное мышление.

Занятия для развития мелкой моторики рук:

  • Вышивание;
  • Макраме;
  • Мозаика из бусинок, бисера, песка, манной крупы, ракушек, камней, листьев;
  • Витражная роспись;
  • Квиллинг;
  • Бисероплетение, нанизывание бусинок на шнур;
  • Аппликация;
  • Моделирование из природных материалов, проволоки;
  • Пэчворк (шитье из кусочков ткани);
  • Вязание одежды для кукол

Это нужно знать

При организации рабочего места для занятий ребенка родителям важно позаботиться об освещении и правильном выборе стула и стола, так как наибольшие затруднения у шестилеток вызывает нагрузка на руку, нагрузка на глаза и вынужденная поза.

Контролировать действия, еще недоведенные до автоматизма и сохранять правильную осанку маленькому ребенку непривычно, поэтому родителям так важно научить ребенка сохранять правильную осанку, особенно в сидячем положении.

Как научить младшего школьника писать разборчиво и красиво?

Знакомство ребенка с правилами чистописания начинается с первых дней школьной жизни. Термин «чистописание» в словаре С. И. Ожегова толкуется как обучение красивому и четкому письму.

Освоение азов каллиграфии – процесс трудоемкий и длительный, который требует от ребенка терпения и усидчивости. По мнению психологов и педагогов «чистописание» — это один из самых сложных и развивающих видов деятельности.

Для занятий чистописанием, прежде всего, необходимо создать условия:

Организация рабочего места ребенка.

Важно правильно отрегулировать высоту стула и стола (сидя за низким столом, ребенок будет наклоняться вниз, чтобы написать букву, сидя за высоким столом — тянуться вверх…). Стол и стол не должны скрипеть и качаться. Стул на колесиках может отвлекать внимание ребенка от письма.

Во время работы необходимо включать одновременно настольную лампу и верхний свет (для правшей свет должен падать слева, для левшей – справа).

На столе не должно быть лишних отвлекающих внимание предметов: книжек, игрушек, сладостей…

Очень важна правильная поза (ровная спинка) во время письма: невозможно написать красивые буквы, лежа (согнувшись) на парте или столе.

Правильный выбор ручки

Ассортимент современных ручек достаточно интересен: шариковые, капиллярные, гелевые, перьевые, ручки-роллеры, линеры… Разная толщина, разные материалы и конструкции…

При выборе стоит отказаться от тяжелых, толстых и тонких ручек, ручек с отвлекающими деталями (с украшениями, рельефными выступами и кнопками), которые держать в руках неудобно. Ручка не должна скользить в ладони, мазать или царапать бумагу. Для младшего школьника лучше приобрести несколько простых шариковых ручек. Очень удобны ручки с резиновой ребристой накладкой на месте захвата пальцами.

Как научить ребенка правильно держать ручку?

Родители не всегда обращают внимание на правильный захват ручки. Научиться правильно держать ручку – это навык, который приобретается с большим трудом.

Правильное положение ручки: ручка должна лежать на среднем пальце, причем удерживаться подушечкой большого пальца и прикрываться указательным пальцем. Согнутые мизинец и безымянный палец служат опорой и просто скользят по бумаге.

правильно держать ручкуРучку держат только тремя пальцами (большим, указательным, средним) не ниже 2 см до носика стержня. Этот уровень можно сделать заметным (краской, изолентой, скотчем), чтобы ребенок его не переходил.

При удерживании ручки ниже 1, 5 см ребенок не видит, что пишет, не контролирует высоту строки, соединение между буквами… Для поддержания ручки продаются специальные насадки в виде зверушек, которые надеваются на ручку. Они подсказывают ребенку расположение пальчиков.

Как научить ребенка правильно держать ручку

Секреты красивого почерка

Очень часто в процессе письма дети крепко (до боли) сжимают ручку или сильно давят на стержень. В этом случае пальцы руки быстро устают и писать плавно будет невозможно. Пальцы должны быть слегка вытянутыми, а указательный палец не должен прогибаться. При этом нельзя напрягать кисть и пальцы. Все это необходимо объяснить и показать младшему школьнику.

Для тренировки мышц полезно имитировать письмо в воздухе или писать на любой вертикальной плоскости, например, мелом на доске. Важно следить за тем, чтобы работали мышцы плеча. А локоть был расслаблен.

Тетрадь для прописи должна лежать правильно: левый нижний угол тетради должен быть немного опущен, а верхний правый угол – приподнят, середина тетрадного листа должна находиться чуть правее середины груди ребенка. Это положение не позволит ребенку тянуться к началу или к концу строчки и поможет сохранить правильный наклон букв.

Для выработки у первоклассника навыка красивого письма можно использовать специальные упражнения. Психологи настоятельно рекомендуют родителям приобретать и использовать для этих упражнений простейшие прописи (с обводкой букв, штриховкой клеточек, с рисованием предметов по клеточкам…).

Упражнения для закрепления правильного захвата ручки

«Резиночка»

Обычная резиночка (для свертывания бумаги, для связывания денежных купюр) является прекрасным тренажером. Она надевается на ручку и на запястье ребенка, поддерживая правильное положение.

«Салфетка»

Для этого простого упражнения нужно сложить бумажную салфетку так, чтобы она удерживалась мизинчиком и безымянным пальцем и одновременно была прижата к ладошке. В этом положении работают только «пишущие» пальцы, а мизинец и безымянный палец оказываются занятыми и не задействуют в процессе письма.

«Контрольная точка»

До начала занятия ставится жирная точка на среднем пальце (на месте приземления ручки). На пишущей ручке можно отметить цветным скотчем границу, за которую пальчикам переступать (опускаться) нельзя.

Заключение

Нужен ли ребенку разборчивый и красивый почерк?

Один из учеников школы, где я работаю, получал тройки за письменные работы по всем предметам. Устные ответы же всегда заслуживали оценки «отлично». Учителя просто не могли прочитать (понять) его неразборчивый почерк. Это продолжалось до 11 класса. Кто виноват в том, что у ребенка не сформировался красивый и аккуратный почерк?

Как писать красиво

Предмет «Чистописание» в начальной школе уже многие годы не входит в программу, поэтому у учителей начальных классов просто нет времени и возможности заниматься с детьми чистописанием. Научить ребенка писать красиво и аккуратно могут только родители, и это никак нельзя не учитывать.

Как привить ребенку любовь к чтению. Советы для родителей, как приучить ребенка читать

Первоклассник, которому не привили навыков письма до школы, не сможет достичь хорошей успеваемости в начальных классах. К ученикам 2-4 класса предъявляются уже другие требования и им необходима постоянная тренировка в виде переписывания текстов в тетрадку. Известно, что степень школьной нагрузки с каждым годом будет только увеличиваться, а аккуратность, приобретенная во время обучения письму в дошкольном и младшем школьном возрасте, даст успешные плоды.

Аккуратный и красивый почерк — это не просто чистота и порядок в тетрадях, это еще и определенная ступенька к успеху в дальнейшей учебе.

Уважаемые родители! Мне будет приятно, если моя статья вас заинтересует и поможет сформировать у вашего ребенка красивый почерк!


 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...