Финансовая грамотность для дошкольников и детей начальной школы, или как научить детей правильно распоряжаться деньгами

финансовая грамотность для детей

За последние четыре года в большинство российских школ и детских садов введен новый предмет – финансовая грамотность. Финансовая грамотность дошкольников и детей начальной школы стартовала под эгидой минобрнауки в пилотных регионах России согласно проекту Минфина РФ и Всемирного банка «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

В дальнейшем минобрнауки планирует внедрить образовательные программы по финансовому просвещению во всех российских школах и ввести финансовую грамотность в разные школьные предметы (обществознание, математика, история, география, ОБЖ).

Насколько актуальна проблема финансовой грамотности детей и взрослых в России? С какого возраста нужно формировать у ребенка финансовые навыки? Какую роль играет финансовая грамотность в повседневной жизни человека?

Финансовая грамотность, актуальность и польза

Финансовая грамотность – это навыки, которые предполагают грамотное финансовое поведение людей в повседневной жизни, умение принимать правильные финансовые решения в любых экономических и жизненных ситуациях.

Умеем ли мы, взрослые, принимать правильные финансовые решения? Среди моих друзей и знакомых немало финансово безответственных людей. Себя я смело отношу к финансово-безграмотной категории общества, так как не планирую свой бюджет и не веду учет расходов и доходов. Все это объясняется отсутствием необходимых финансовых навыков. Эти навыки должны прививаться ребенку с детства.

Мои родители получали маленькую зарплату и едва сводили концы с концами. Мама в свободное от работы время вязала пуховые платки для пухартели. Папа выращивал овощи и сдавал их за копейки в заготконтору. В кругу нашей семьи часто обсуждались финансовые проблемы и принимались финансовые решения: учительские зарплаты родителей не позволяли жить так как хотелось. Деньги расходились сразу по мере поступления. Родители никогда не путешествовали, только усердно работали. Правильными ли были финансовые решения моих родителей?

В пятилетнем возрасте, участвуя в обсуждении семейных финансовых вопросов, я спросила папу, почему у нас нет машины и сколько она стоит. Папин ответ завел меня в тупик. «Чтобы купить автомобиль, необходимо сдать 10 голов крупного рогатого скота, а у нас только 2 головы», — сказал папа.  «А как же они будут ходить без головы?» — спросила я.

Обсуждается ли проблема денег в современных семьях? Должны ли говорить родители своим детям о богатстве и деньгах? Ответственные родители должны объяснять ребенку то, что семейный бюджет ограниченный и тратить его нужно с умом.

К сожалению, во многих семьях тема денег с детьми не обсуждается, дети не участвуют в планировании семейного бюджета и не получают практических навыков.

Почему? Может быть потому, что в России благодаря религиозным канонам («удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»…), фольклору («Много денег, много и хлопот»…), художественной литературе (повести Н. В. Гоголя, произведения А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского и т. д.) сложился культурный стереотип богатства как стяжательства.

Слово «богатство» ассоциируется у многих со словами «расчетливость», «скупость», «корысть», «меркантильность»?  Почему в этот ряд мы не можем поставить такие понятия, как «милосердие», «щедрость», «бескорыстие»?

Деньги являются искушением и испытанием, добром и злом, поэтому и отношение к их обладателям двоякое.

По мнению философа Фрэнсиса Бэкона, «деньги – прекрасный слуга, но отвратительный хозяин». Человек может умело распоряжаться деньгами, а может стать зависимым от денег.

Некоторые родители платят детям деньги за выполнение работы по дому (уборку в квартире, прогулку с собакой, вынос мусора…), за учебную работу (четверки, пятерки). К денежному вознаграждению многие психологи относятся неоднозначно.

У детей должны быть обязанности, и помощь родителям может быть только безвозмездной. Однако бытует мнение, что материальное поощрение учит детей правильному финансовому поведению. Можно ли считать приемлемым такой способ мотивации к труду? Ведь такими поощрениями сводится до минимума трудовое воспитание в семье.

Очень важно помнить, что нельзя изолировать финансовую грамотность от проблемы трудового воспитания. Ребенок должен знать, что деньги являются богатством, но это богатство достается трудом.

Ученые НИИ предлагают родителям и педагогам соблюдать меру при ознакомлении дошкольников с понятием «деньги», использовать дозированный подход к формированию знаний о деньгах и учитывать возрастные особенности детей при формировании финансовой грамотности. До пяти лет ребенок узнает, что такое деньги, зачем они нужны и как выглядят, поэтому в раннем дошкольном возрасте следует знакомить ребенка с категорией «деньги». Дети 5 лет могут легко различать монеты и купюры по номиналу, делать и планировать небольшие покупки, считать сдачу.

В 6 лет дошкольник начинает осознавать суть экономического понятия «выгода», понимать роль денег в жизни семьи, осознавать их ценность. Очень часто родители сталкиваются с тем, что их сын (дочь) не понимает понятия «выгодно» и «невыгодно». Сын обменивается дорогой машинкой на дешевую, дочь дарит подружке куклу за детский совочек.  Эти случаи не имеют никакого отношения к альтруизму.

Существует логика ознакомления ребенка с деньгами во избежание проблем финансовой грамотности:

  • Что такое деньги? Какими они бывают? (металлические монеты, бумажные купюры…)
  • Какие деньги печатают в разных странах? (можно показать образцы монет и купюр, сделать вместе альбом со ксерокопированными цветными купюрами). В оформлении денег отражается история и культура разных стран. Эта тема разговора будет понятной детям среднего и старшего школьного возраста.
  • Откуда берутся деньги? Как их изготавливают? Как их зарабатывают? (честно, трудом)
  • Нужны ли деньги человеку? Почему у людей разный достаток? Что такое «бюджет»? Как он складывается? (Бюджет формируется из того, что зарабатывают мамы и папы). Как стать богатым? (можно заработать повседневным трудом, найти клад, выиграть деньги, получить наследство)

Понимание или осознание значимости финансовой грамотности часто приходит к людям слишком поздно. До этого они совершают ошибки, проигрывая большую сумму денег, влезая в долги и кредиты, делая необдуманные затраты…

Финансовая безграмотность проявляется в самых разных случаях:

  • Кредиты на путешествия, украшения, дорогостоящие телефоны…
  • Одалживание денег взаймы на неопределенное время;
  • Поручительство;
  • Покупка вещей в Интернете у неизвестных лиц;
  • Обмен валюты во время роста курса доллара.

Звонкая монета не может быть ни хорошей, и ни плохой. Это средство, которое способно не только улучшить положение дел, вернуть здоровье, осуществить мечту, но и загнать в тупик, развратить, поработить…

В финансовом образовании нуждаются и дети, и взрослые. С 8-10 лет необходимо подключать ребенка к решению простейших проблем семейного бюджета, обсуждению расходов. Совместное планирование семейного бюджета будет означать, что все члены семьи несут ответственность за его состояние.

Посмотрите также «Сколько нужно денег человеку для полного счастья?»

4 способа научить ребенка обращаться с деньгами

Обмен денег

Поступая в 1 класс, ребенок учится простым арифметическим действиям.  Знания, полученные им на уроках, можно применить дома на практике, предложив ему научиться обменивать копейки на купюры.

Копилка

Интерес к деньгам возникает у сына (дочери) в процессе накопления денег. Подарив копилку и предложив откладывать деньги на приобретение какой-нибудь вещи, родители учат вести счет деньгам, воспитывают ответственное и бережливое отношение к ним.

Знакомство с работой банка

Родители могут предложить ребенку сходить вместе в банк. Важно рассказать ему о том:

  •  что в банке, как и в копилке деньги лежат до тех пор, пока не понадобятся;
  • что у каждого человека может быть банковский счет, который можно пополнять деньгами или наоборот убавлять, снимая деньги со счета;
  • что счет может оказаться пустым до того момента, пока человек не пополнит его или пока ему не перечислят зарплату;
  • что человек может купить только самое необходимое, а не все, что захочется.

Карманные деньги

Какую сумму нужно давать ребенку, чтобы не избаловать его?

Нужно давать детям деньги на то, чтобы они что-то делали, а не на то, чтобы они могли ничего не делать.

Одни родители дают детям деньги на карманные расходы, другие считают эту затею баловством. По мнению многих ученых, у детей должны быть карманные деньги для того, чтобы ощутить на личном опыте их ценность. Эта сумма не зависит от достатка семьи.

Школьнику младших классов необходима небольшая сумма на покупку сладостей и всякой мелочи.

Взяв с собой сына (дочь) в супермаркет, можно предложить ему взять на всякий случай свои деньги из копилки и купить то, что ему хочется.

Важно помочь ребенку посчитать деньги на покупку. Если ребенку не хватает карманных денег на приобретение желаемой игрушки, родитель должен помочь ему в принятии правильного финансового решения: предложить экономить или еженедельно откладывать деньги в копилку, чтобы собрать необходимую сумму.

Если ребенок тратит деньги необдуманно и просит маму купить ему что-то еще, следует убедить его подождать до следующей недели, когда будет выдана следующая сумма на карманные расходы.

В супермаркете можно помочь ребенку правильно посчитать сумму за покупку, позволить рассчитаться у кассы. Можно рассказать ему о скидках на товары. При выборе неуместной (опасной) покупки, родители должны убедить ребенка в том, что он тратит деньги необдуманно.

Думаю, что эти простые рекомендации помогут родителям донести до детей ценность денег, научат их разумно распоряжаться деньгами.


 

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...