Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. Рекомендации родителям

Адаптация пятиклассников

Очень часто родители не считаются с трудностями перехода детей в пятый класс. По их мнению, пятиклассник автоматически становится самостоятельным. В его адрес все больше обращаются с такими словами: «Ты должен», Ты уже большой». Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения не может пройти без помощи родителей. Дети осознают свою взрослость, но им не хватает жизненного опыта в решении многих задач.

Пятый класс — непростой для ребенка период жизни, когда он оказывается в незнакомой среде обитания, в других социально-пространственных условиях. Обстановка осложняется из-за отсутствия у бывшего младшего школьника опыта общения. Взрослым важно спрогнозировать и заметить проблемы, помочь адаптироваться с минимальными потерями предыдущих достижений, развивать коммуникативные способности ребенка.

Переход из начальной школы в среднюю — новая ступень в жизни детей и родителей. Новые предметы, новые учителя, новые требования… Изменился и статус школьников: в начальной школе они были самыми старшими, важными и успешными, в средней школе оказались самыми маленькими. Пятиклассники испытывают различные страхи: страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх проверки знаний… Все эти условия способствуют их временной дезадаптации.

Признаки дезадаптации

Содержание

Признаки дезадаптации в поведении ребенка после школы:

  • усталый вид;
  • отсутствие желания делиться впечатлениями о проведенном дне;
  • нежелание разговаривать о школьных событиях, одноклассниках, учителях;
  • негативная оценка школы;
  • нежелание выполнять домашние задания, жалобы на плохое самочувствие;
  • беспокойный сон.

Педагогам и родителям нужно учитывать психологические особенности этого возраста.

У большинства мальчиков (10-12 лет) преобладает эмоциональная сдержанность, их взаимоотношения с окружающими людьми конкретные, поверхностные, хотя они стремятся к широкому кругу общения. Мальчики привлекают внимание противоположного пола физической ловкостью, логикой суждения, мастерством в практических делах. Им присущ дух справедливой спортивной борьбы.

Это нужно знать:

[important]До 12 лет у мальчиков более развито правое полушарие (оно обеспечивает стремление к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов) отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных форм, образов и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет им абстрактно мыслить, формировать понятия.[/important]

Внимание девочек (10-12лет) притягивает сам человек, человеческие отношения. В их дружбе преобладают диады и триады, закрытые для посторонних. Способом обращения на себя внимания у девочек является кокетство. Девочкам свойственен соревновательный дух, но соревнуются пятиклассницы на уровне межличностных отношений (в сравнении себя с другими, в споре…)

Это нужно знать:

[important]До 12 лет у девочек более развито левое полушарие (оно обеспечивает склонность к абстрагированию, обобщению, словесно-логическому характеру познавательных процессов) оперирующее словами, символами, условными знаками и регулирующее речь, письмо, логическое мышление.[/important]

Рекомендации родителям по адаптации пятиклассникам

Не забывайте о том, что для ученика 5 класса по-прежнему важно соблюдать режим дня. Особое внимание уделяйте детской организованности. Обсуждайте с пятиклассником следующие темы:

  • что значит учиться на собственных ошибках;
  • что делать, чтобы хорошо учиться;
  • что мешает хорошо учиться и как с этим бороться.

Нельзя не контролировать успеваемость школьника, думая, что он повзрослел. Это приведет к тому, что постепенно ваша дочь или ваш сын перестанет усваивать материал.

Помните о том, что пятикласснику нужна помощь, чтобы разобраться в новых жизненных условиях. Обращайтесь за помощью к педагогам, если у ребенка возникают трудности по каким-либо предметам, уточняйте требования к домашней работе…

Помогайте пятикласснику выполнять домашнее задание с учетом требований педагогов. Контролируйте выполнение домашних заданий, но не делайте работу за ребенка.

Интересуйтесь школьной жизнью ребенка, его отношениями с одноклассниками. В пятом классе дети обычно группируются по типичным признакам: девочки и мальчики (гендерные группы), отличники и двоечники (группы, образованные по статусу). Будьте в курсе не только учебных дел. Старайтесь быть внимательным слушателем, не давайте резких оценок происходящим событиям. Это может обидеть ребенка и повлиять на доверие к вам.

Помогите ребенку в привитии интереса к новым предметам и увлечениям, объясните ему, к чему нужно стремиться.

Постарайтесь создать спокойную домашнюю атмосферу, где любят ребенка просто за то, что он есть.  Вашему сыну (вашей дочери) нужны поддержка и внимание.

Памятка родителям по адаптации пятиклассников

[note]После школы ребенок нуждается в отдыхе. Позвольте ему расслабиться, полежать 15-30 минут. После обеда старайтесь организовать ему небольшую прогулку.

Следите за тем, чтобы ребенок не сидел часами за учебниками. Делайте через каждые 30-40 минут 15-минутные перерывы.

Не забывайте о том, что дети 8-11 лет должны спать не меньше 10 часов, 12-15 лет – 9 часов. Сон – самое лучшее средство для восстановления потраченной энергии.

Помните, что правильный режим дня помогает сохранить школьнику работоспособность.[/note]

Чему нужно учить девочек и мальчиков 10-11 лет?

  • Общаться с одноклассниками, уметь поддерживать отношения с мальчиками и девочками, иметь свое мнение и учитывать мнения других;
  • Уметь правильно оценивать себя;
  • Уметь дружить и разрешать возникающие конфликты;
  • Планировать и правильно распределять время;
  • Стремиться к знаниям;
  • Выполнять постоянные обязанности по дому;
  • Предвидеть результаты своих действий, делать правильный выбор.

Пятиклассники

Родителям нельзя быть безразличными к адаптации ребенка на одном из важных этапов в их жизни. Важно знать психологические особенности младшего подросткового возраста, для того, чтобы повысить адаптивные возможности пятиклассников в учебной деятельности, во взаимоотношениях с одноклассниками и новыми учителями.

Уважаемый читатель! Согласны ли вы с тем, что адаптация пятиклассников к новым условиям обучения будет успешной, если родители займут активную позицию, сохраняя в семье атмосферу открытости и доверия?


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...