Казимир Малевич — произведения и идеи переустройства Вселенной

малевич казимир произведения

Казимир Малевич, произведения которого широко известны — основатель нового направления русского авангарда I половины 1910-х годов — супрематизма (от латинского слова «supremus» — высший). По мнению художника, супрематизм является высшей ступенью развития искусства. Великий мечтатель-идеалист предложил свою философию переустройства Вселенной по законам супрематизма.

Придуманный им супрематизм можно сравнить с отдельной, не самой плодоносной ветвью дерева искусства. Фактически это направление оказалось неким экспериментальным явлением в живописи. Супрематические произведения художника выражают его особые мироощущения. Понять смысл картин сложно, как и разобраться в самой супрематической философии.

Вести за собой других помогала художнику его страшная уверенность в собственной правоте. Это был прирожденный «идеолог» с генеральской авторитарностью, категоричный и грубый в полемике, презирающий «непонимающих» его людей.

Содержание

Биография художника

Казимир Северинович Малевич Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году в Киеве. Он был первым ребенком, за ним в семье Людвиги Александровны и Северина Антоновича  Малевичей появилось 13 детей, пятеро из них умерли в младенческом возрасте. Родители художника по происхождению были поляками. Северин Антонович Малевич работал управляющим на сахарных заводах известного промышленника Терещенко.

Из воспоминаний художника о своем детстве:

«Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь в детстве, были таковы: отец мой работал на сахарных заводах, которые по обыкновению строятся в глубокой глуши, в отдалении от больших и малых городов».

По настоянию отца в 1887 году Казимир поступает в пятиклассное агрономическое училище в с. Пархомовка Харьковской губернии. Получив свидетельство об успешном окончании училища, он отказывается от продолжения дела отца. Художник писал в автобиографии:

«Деревня… занималась искусством (такого слова я не знал тогда) … Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке… Вся жизнь крестьян меня увлекала сильно… Вот на этом фоне во мне развивались чувства к искусству, к художеству».

Казимир мечтал о живописи с того времени, как увидел настоящую картину в витрине киевского магазина.

В 1894 году Людвига Александровна купила сыну набор красок и кистей. Это событие стало роковым – Малевич, взяв в руки кисть, больше не расставался с ней до конца своей жизни. В 1895 году Казимир поступает учиться в Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко.

В 1896 году семья художника переезжает в город Курск. Отец устраивается на работу в Управление Московско-Курской железной дороги.

Казимир открывает кружок любителей искусства и одновременно работает чертежником в техническом отделе Управления железной дороги. Началась рутинная провинциальная жизнь. В 1899 году Малевич женится на полячке Казимире Зглейтс. (В 1901 году в молодой семье рождается сын Анатолий, в 1905 году появляется второй ребенок – дочь Галина). Служба не нравилась, средств на существование не хватало. Малевича привлекала столица.  Позже художник об этом писал так:

«Работа моя в Курске развивалась под влиянием «передвижников» Шишкина и Репина, с которыми я был знаком по репродукциям. Природа стала для меня той действительностью, которую нужно в полной правдивости передать в этюде… Природа была всюду, а средства, как написать ее, были в Москве, где жили знаменитые художники…»

Переезд в столицу откладывался из-за неодобрительного отношения практичного отца к фантазиям сына. В 1902 году умер отец художника и через два года после его смерти, набрав нужную сумму денег, Малевич отправляется в Москву. Он трижды поступал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но эти попытки оказались безуспешными. Желание стать художником еще больше укрепилось после знакомства с полотнами Клода Моне в щукинском собрании. Малевич вспоминал:

«Впервые я увидел светящиеся отражения голубого неба, написанные чистыми сочными тонами. После этого я стал импрессионистом».

Пейзаж с желтым домомВ ранний импрессионистический период появляются картины («Пейзаж с желтым домом» (1906)), схожие с работами Клода Моне по колориту, композиции, характеру мазка и способу решения художественной задачи.  В то же время начался новый кратковременный этап в творчестве Малевича – «символизм». К этой поре относится его «Автопортрет» (1907). Одновременно его увлекает крестьянская тема.

«Я уловил связь между крестьянским искусством и искусством иконописи: искусство иконописи является высшей формой крестьянского искусства. В иконах я обнаружил весь духовный мир крестьянской эпохи. Я понял крестьян через икону, понял их лик не как святых, а как простых людей… Знание иконы убедило меня в том, что самое главное – не постигать анатомию и перспективу, не передавать природу во всей ее истине, однако обрести интуицию природы искусства и артистического реализма… Наша современность должна понять, что не жизнь будет содержанием искусства, а искусство должно стать содержанием жизни, так, как только при этом условии жизнь может быть прекрасна» — манифестировал художник.

Дальше все шло логично – принимая субъективно «истину», он все больше удалялся от реальности.

Не имея особого образования, он старался тщательно повторять других.

В 1900-е годы он занимается в частной художественной школе Ф. И. Рерберга, который больше известен как один из организаторов Московского товарищества художников, на выставках которого Малевич показывал работы рядом с произведениями Бурлюка, Кандинского, Ларионова, Гончаровой. Имена этих мастеров являлись символами новых художественных направлений: кубофутуризма, группы «Ослиный хвост», абстракционизма. Малевич пытался соответствовать их уровню, но первое время заметно отставал. Только в 1910 годах он стал работать на опережение.

И. М. Егоров отмечает:

«В творчестве Малевича конца первого десятилетия сосуществуют разные тенденции. Это и импрессионизм, соединяющийся с сезаннизмом («Река в лесу»), и модерн, проявившийся в эскизах фресковой живописи («Торжество неба»), и все усиливающиеся экспрессионистические и фовистские элементы. Эти спрессованность, наслоенность друг на друга различных стилей и манер характерны как для новейшего русского искусства, так и для творчества Малевича».

После посещения первой выставки европейского модернизма «Салон «Золотое руно»» в 1908 году, где были показаны публике полотна Сезанна, Ренуара, Дега, Гогена, Ван Гога, Писсарро, Матисса…, Малевич увлекся примитивизмом. Одной из таких работ является картина «Полотеры» (1911)Полотеры

В 1909 году на второй выставке «Салон «Золотое руно»» художник знакомится с творениями фовистов и кубистическими опытами Ж. Брака. Это знакомство повлияло на дальнейшее творчество Малевича. От примитивных узнаваемых образов он уходит в ирреальность.

В 1909 году Малевич разводится с первой женой и женится на дочери московского врача-психиатра, детской писательнице Софье Рафалович. Свое свободное время он проводит на даче второй жены, под Москвой, в Немчиновке.

Практически в предреволюционные годы Малевич раскрыл себя во всех направлениях левой русской живописи.

Работы художника периода 1910-1911годов наделены чертами Гогена и фовистов.  В картинах 1912 года «Крестьянки в церкви», «Крестьянка с ведрами и ребенком» наблюдается переход от экспрессионизма к кубизму, стремление к геометричности.

С 1912 года Малевич вступает в творческое сотрудничество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым, участвует в ряде футуристических изданий.

В конце 1913 года он делает декорации и костюмы к постановке футуристической оперы «Победа над Солнцем». Впоследствии художник отнес эту работу к становлению супрематизма.

В то время происходят большие преобразования в живописи художника. Он использует алогизм и иррациональность в борьбе с окостеневшим традиционным искусством. В 1915 году выходит его теоретическая брошюра «От кубизма к супрематизму», которая была представлена и распространена в Петрограде, на «Последней футуристической выставке картин» с названием «0, 10» (ноль-десять), где в число представленных 39-ти беспредметных работ мастера входила и легендарная картина «Черный квадрат».

Тогда соратники Малевича были не согласны с ним по поводу того, что супрематизм является венцом авангардистских исканий и попросили убрать из названий его беспредметных работ термин «супрематизм».

В эссе «От кубизма к супрематизму» Малевич указывает на главенствующее положение движения и цветовых ощущений по отношению к форме:

«Мне кажется, нужно передать чисто красочное движение так, чтобы картина не могла потерять ни единой своей краски. Движение, бег лошади, паровоза можно передать однотонным рисунком карандаша, но передать движение красных, зеленых, синих масс – нельзя. Поэтому нужно обратиться непосредственно к массам живописным, как таковым, и искать в них формы, им присущие».

В супрематизме Малевича остаются динамические цветовые ощущения, подаваемые через цветовые прямоугольники. Они представляют собой как земные объекты, так и энергию космоса. В то же время они выражают ощущения художника. С 1913 года вслед за «Черным квадратом» создаются супрематические картины с неожиданными названиями («Живописный реализм футболиста», «Автопортрет в 2-х измерениях», «Красочные массы в 4-м измерении») или просто под номерами.

Революция была встречена Малевичем восторженно. После Февральской революции он вступает в объединение левых художников и избирается председателем художественного отдела в московском Совете солдатских депутатов.

В октябре 1917 года его назначили комиссаром по охране памятников старины, в частности, кремлевских художественных сокровищ.

В 1919 году была завершена первая теоретическая работа «О новых системах в искусстве» и организована первая персональная выставка художника. Однако послереволюционная разруха доставляла неимоверные жизненные трудности, и семья вынужденно переезжает в Витебск. Малевич работает в Народной художественной школе Марка Шагала. Он предлагает ввести в школе свою систему художественного образования, где все формы искусства развиваются на основе супрематизма.

В апреле 1920 года в семье Малевичей рождается дочь Уна. Она была названа в честь новой группы «Уновис», созданной художником, что означало «Утвердители нового искусства».

В течение двух лет провинциальный город Витебск слыл мировой столицей супрематизма. Супрематические панно появились на фасадах местных зданий, жители Витебска пользовались супрематической посудой, покупали супрематические ткани, несли на первомайских демонстрациях супрематические знамена. В Витебске художник пишет свои теоретические трактаты и книгу «Мир как беспредметность».

В 1922 году Малевич со своими учениками уезжает в Петроград, где занимается организацией Института художественной культуры, который в 1924 году получает статус «государственного»  — ГИНХУК.

В 1925 году от чахотки умирает жена С. Рафалович, и художник женится на Н. А. Манченко. Разница между супругами составляла 23 года.

Наступают неблагоприятные времена для левого искусства: государство разрабатывает жесткую идеологию, что приводит к зарождению социалистического реализма. В 1926 году Государственный институт художественной культуры терпит разгром, Малевича снимают с поста директора. Художник находит работу в Институте истории искусств, руководит экспериментальной лабораторией в Русском музее, преподает вахтовым способом в Киевском художественном институте.

В 1927 году он выезжает за границу по рекомендации Луначарского, проводит три недели в Варшаве и перебирается в Берлин. Ему оказывают теплый прием. Работы мастера занимают целый ряд на Большой Берлинской выставке. В письме Л. Юдину он пишет:

«С мнением моим считаются как с аксиомой. Одним словом, слава льется, как дворником улица метется».

После Берлина следовало посетить Париж, но в июне неожиданно последовал приказ о возвращении на родину. В Германии встревоженный художник составляет завещание. В СССР его ожидал первый арест.

В 1930 году Малевич читает курс лекций в доме искусств в г. Ленинграде, но его повторно арестовывают, допрашивают и сажают на несколько месяцев в тюрьму.  В своей стране художника объявили «чуждым».

Творческий путь он завершил реалистическими портретами людей труда. Сгустившиеся жизненные обстоятельства заставили художника играть по правилам игры, предложенными хозяевами страны. Искусствоведы утверждают, что в портретах этого периода читается подтекст. На «Портрете ударника» (1932) производственный фон выполнен в абстрактной манере. Краснознаменец был изображен явно не на новом холсте.

портрет ударника  работница

Картина «Работница» (1933) изначально была иконой Богоматери. Художник лишь убрал Младенца из рук женщины.

В 1933 году у Малевича обнаружилась страшная болезнь. Умер художник 15 мая 1935 года. Согласно последней воле его похоронили в Немчиновке. Со временем могила Малевича была утеряна.

Это интересно

На своем творческом пути художник дважды обращался к крестьянской теме. У него две совершенно разные по настроению серии крестьянских работ. На ранней серии работ (начало 1910-х годов) видны вангоговские и сезанновские следы, «иконописные» манеры в композиции, примитивистские тенденции в изображении крестьянских лиц — «Крестьянка с ведрами и ребенком» (1912).

В поздних крестьянских полотнах («На сенокосе» (1929)) заметно влияние супрематизма (использование геометрических конструкций в композиции, выбор красного цвета в качестве «основного»). Крестьянские образы в виде неодушевленных манекенов пронизаны тревогой.

«Женщина с граблями» (1915)

Женщина с граблямиВ своих супрематических работах художник изображал человеческие фигуры без лиц. «Безликие» фигуры выражали «дух супрематизма», ощущение «пустыни небытия», а цвет (яркий, праздничный, локальный) лишь усиливал ирреальность образов.

Можно ли сказать что-то определенное о картине «Женщина с граблями»? Героиня картины и пейзажный фон сконструированы из разноцветных супрематических фигур. Перед нами «безликий» человек. Описать его характер и внутренний мир невозможно.

Некоторые искусствоведы считают, что автору удалось создать ритмическую систему организации плоскости, где разные цвета и формы уравновешивают друг друга, где ощущается «безвесие» форм.

Вот какую оценку картине дает Д. В. Сарабьянов:

«В «Женщине с граблями» строго геометризированный пейзаж, почти нигде не освобожденный от чертежного начала, усеян на горизонте силуэтами домов – уже не крестьянских изб, а каменных зданий, окрашенных, как и отдельные части фигуры, в красный, белый, черный и желтый цвета. В этом фоне – то же свидетельство вторжения цивилизации в деревенский мир. Правда, «женщина с граблями» не столь конфликтна, как «Голова крестьянина». При сходстве общей красочной гаммы в ней нет обнаженного противостояния человека и мира, она в известной мере формализована, цветовые пятна распределены достаточно равновесно и спокойно. В картине нет той «гармонии отчаяния», которой проникнута «Голова крестьянина».

 «Голова крестьянина» (1928-1929)

Голова крестьянинаВ 1919 году, когда супрематизм достиг своей последней стадии, Малевич решил больше не писать, а заниматься проповедью. Проповедовал он в 1920-е годы, но в конце десятилетия его проповедь вступила в противоречие с художественной политикой государства. Разгром ГИНХУКа лишил проповедника последней кафедры и вернул к живописи. В 1929 году в Третьяковской галерее художник представляет обзорную выставку своего творчества. Для выставки с целью «логизации» творческого пути он пишет картины, датируя их ранними сроками и неожиданно приходит к новым «крестьянским» образам. Одна из лучших картин этого ряда – «Голова крестьянина».

«Я подумываю о возвращении к живописи с целью писать символические картины. Я хочу создать образ, который был бы действенным», —

писал художник одному из корреспондентов. Малевич понимал, что символизм не соответствует идеологии государства, требующего в это время иную эстетику. Не обращая внимания на «социальный заказ» и политику, он позволил себе абсолютную свободу. «Голова крестьянина» (как и весь ряд крестьянских образов) стала манифестом свободы.

Композиция из супрематических плоских фигур предполагает «личное понимание картины». Голова крестьянина, изображенная на фоне старой деревни, занимает весь передний план. Лицо собрано из отдельных разноцветных деталей. Нос и зрачки покрашены черной краской, верхние веки и ноздря написаны тонкой черной кистью. Борода собрана из двух четырехугольников. Одна часть волос окрашена в пшеничный цвет, другая представлена в цветовом переходе   от оранжевого до ярко-красного.

Задний план картины указывает на тревожный сюжет – уничтожение патриархальной деревни в начале 1930-х годов. Над церквями и крестьянками, работающими в поле, реют стаи птиц. В эту мирную деревенскую жизнь вторгаются хищные аэропланы. По скорбному взгляду крестьянина видно, что он не ждет добра от наступления цивилизации машин.

В картине «Голова крестьянина» заметны последние художественные мироощущения автора. Теперь его привлекали новые смыслы.


Самая знаменитая картина Малевича «Черный квадрат» вызывает нешуточные споры со дня своего появления. Можно ли считать «Черный квадрат» искусством?

«Черный квадрат» (1915)

Черный квадратИдея «Черного квадрата» посетила Малевича в 1913 году во время работы над оперой «Победа над Солнцем». Сама картина появилась в 1915 году. Первый раз она была выставлена на суд зрителей в год своего рождения на Последней футуристической выставке «0, 10». Автор установил картину в «красном углу», доказывая ее «сакральный характер».

Встреча с картиной взмела бурю эмоций. Мирискусник Бенуа негодовал:

«Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны… Черный квадрат в белом окладе. Это не простая шутка, не простой вызов, не случай или маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».

Малевич ответил:

«И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем. Не правда ли?  Я не слушал отцов, и я не похож на них. И я – ступень. В искусстве есть обязанность выполнения его необходимых форм, помимо того, люблю я и или нет. Нравится или не нравится – искусство об этом вас не спрашивает, как не спросило, когда создавало звезды на небе».

Свое творчество художник уподобляет мирозданию. Белый фон означает бесконечность космического пространства, где нет перспективы и тяготения. Сам квадрат является первоформой, из которой рождается абсолютно все. (Все остальные формы, по мнению художника, (круг, треугольник, прямоугольник…) — производные квадрата, появляющиеся из него через определенные манипуляции).

Бытует мнение, что «Черный квадрат» является «черной дырой», ведущей в иные миры или же он представляет собой первичное тело, плывущее в бесконечности. В том и другом случае, «Черный квадрат» — вестник «иного».

Искусствоведы, заметившие трещинки, образовавшиеся от времени в красочном слое холста, утверждают, что до черного цвета художник использовал другие цвета, от которых в конце своего эксперимента отказался.

Квадрат, по мнению Малевича, является элементом, с помощью которого он приобрёл возможность выражать разные ощущения.

«Я получил тот элемент, через который выражаю те или другие мои пребывания в разных ощущениях», —

писал художник.

Черный квадрат Малевич считает знаком экономии, знаком пятого измерения искусства, «последней супрематической плоскостью на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшей за их орбиту». Художник сводит к минимуму телесность и изобразительность в живописи, оставляя пустой элемент — черную пустоту как знак-приглашение в Ничто или в себя. Он уверен, что в окружающем нас мире нет ничего ценностного, так как все благое находится внутри человека. Его «Черный квадрат» — знак-приглашение к медитации. В нем он видел сущность человеческого бытия и прорыв в неописуемое, но ощущаемое Ничто.

Картина стала своего рода символом нового понимания живописи.

Многие искусствоведы мира называют «Черный квадрат» шедевром, несмотря на то, что философские рассуждения автора попросту вводят людей в заблуждение. Картина «Черный квадрат» останется навсегда предметом жарких споров и будет вызывать различные ассоциации и толкования.

 Автопортрет (1933)

АвтопортретРеалистический портрет художника стал его творческим завещанием.  Болезнь прогрессировала, и Малевич понимал, что жить ему оставалось недолго.  Некоторые исследователи утверждают, что рак предстательной железы был спровоцирован у художника специфическими методами воздействия на допросах в 1930 году. Художник изобразил себя на супрематическом фоне, утверждая право на свободное творчество, запрещенное в тоталитарном государстве, в котором он жил. Малевич уходил с гордо приподнятой головой. Уверенный взгляд в будущее, сжатые губы говорят о твердости  характера героя. Автопортрет является символом несокрушимости духа. Выбор костюма венецианского дожа подчеркивает реформаторско-революционный характер всего творчества художника. В руке Малевич держит воображаемый «черный квадрат», которым восемнадцать лет назад он возвестил мир о рождении нового искусства. В правом углу картины вместо автографа автора стоит монограмма с изображением черного квадрата. Мастер остался несломленным.

Малевичевский алогизм

Алогизму художника был свойственен футуристический язык, названный в литературе «заумный». Этот язык помог Малевичу начать наступление на одряхлевшие, по его мнению, догмы старого искусства. Основой его метода стал эпатажный прием, аналогичный тем, которые использовали создатели кубизма Пикассо и Брак.

Первое «алогическое» произведение – картина «Корова и скрипка» (1913)Корова и скрипка

На обороте картины автор сделал надпись:

«Алогическое сопоставление двух форм – «корова и скрипка» — как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками».

Его алогическая живопись («Дама на остановке трамвая», «Композиция с Моной Лизой», «Авиатор», «Англичанин в Москве» и др.), построенная на монтаже разнородных элементов, сложившихся в композицию, наполнена особым авторским смыслом.

Философия супрематизма

Супрематизм – стиль, вошедший в основу художественных экспериментов. Его сущность как высшей ступени искусства, в беспредметности, исключающей всякий разум, осмысленной как чистое ощущение.

Супрематизм, как разновидность абстракционизма, формально можно определить так: набор геометрических фигур, закрашенных локальными цветами и распределенных на белом фоне по законам статики и динамики.

Самый главный элемент супрематических работ художника — квадрат (черный квадрат — «знак экономии»; красный — «сигнал революции»; белый — «знак чистоты человеческой творческой жизни»), хотя использовал он в своих работах прямоугольники, круги, кресты, треугольники, эллипсоиды, трапецоиды.

На первых супрематических работах художника изображены сложные геометрические абстракции.

Малевич пытается осмыслить суть своего нового направления, меняет акценты и тональности в понимании сути супрематизма от эпатажных выпадов (работы 1920-23 гг.) к более спокойным рассуждениям (работы 1927 г.)

 «О живописи в супрематизме не может быть речи. Живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого», —

убеждает он своих коллег-художников. Основными параметрами супрематизма у него выступает «экономическое начало», энергетика цвета и формы, своеобразный космизм. Малевич ощущает энергетику предмета, формы, цвета. Он работает с ними, организует их в плоскости холста на основе предельной «экономии». «Экономию» Малевич называет «пятой мерой» (пятым измерением искусства), которая выводит его из плоскости холста и даже за пределы Земли. Она помогает преодолеть силу притяжения и выйти из трех-четырехмерного пространства, в котором находится человек, в особые космическо-психические измерения. Знаковые конструкции превратились у Малевича в «живые миры, готовые улететь в пространство» и жить там вместе с другими космическими мирами.

Заниматься живописью профессионально художник начал в 27 лет. Не обладавший «общей культурой» (об этом говорит язык его манифестов), он проявлял потрясающую «переимчивость» и остро ощущал актуальную «новизну». Каждое потрясение от знакомства с работами мастеров побуждало его к анализу чужого метода. В результате создавалось нечто свое, самобытное. Причем свои новые шаги он растолковывал в манифестах. В 1920 годах Малевич ставил на новых картинах ранние датировки, чтобы внести последовательность и логику в свои теоретические учения.

Серией работ «Белое на белом», в которой белые геометрические формы терялись на белом фоне, была «закрыта» вся живопись. В последние годы жизни художник подводил итоги творческого периода 1920-1930 годов. Абсолютизируя логику, которая привела его к исчезновению формы и цвета в живописи, он обратился к современникам:

«Плывите! Белая бездна, бесконечность перед вами».


Работы Казимира Малевича хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в городском музее Амстердама. Его имя известно всему миру, и этому послужила неординарность художника.

Живя с мыслью о космосе, он провозглашал себя «президентом космического пространства». Художник упорно стремился к преображению мира и к некой власти. Чтение его манифестов производит ошеломляющее впечатление. Их стоит знать, чтобы представить ценности, которым он служил.

«Новым своим бытием я прекращаю расточительность энергии разумной силы и прекращаю жизнь зеленого животного мира. Все будет направлено к единству черепа человечества как совершенному орудию культуры природы. Преображая мир, я иду к своему преображению, и, может быть, в последний день моего переустройства я перейду в новую форму, оставив свой нынешний образ в угасающем зеленом животном мире. Наше новое изобретение – новый мир, мне принадлежащий».

Малевич оглашал глобальные идеи, находил им новые смыслы и твердо отстаивал их право на существование.

Уважаемый читатель! Для меня Казимир Малевич – художник-экспериментатор. А что думаете о нем вы? Как вы считаете, в каком возрасте можно начинать знакомство детей с творчеством и манифестами Малевича?


 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Комментарии: 1
  1. Елена Касатова

    Когда слышишь фамилию Малевич, сразу вспоминаешь его нашумевший «Чёрный квадрат» и больше ничего я не знала про этого художника. Спасибо, с интересом прочитала об этом человеке. Картины у него, конечно, своеобразные…

    Ответить

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...