Грудничковое плавание в ванне и бассейне

грудничковое плаваниеКаждый человек индивидуален. Не бывает людей одного возраста совершено равных по своему развитию. Изначально маленькие дети развиваются в разном темпе, постепенно осваивая окружающий мир. В определенный период ребенок начинает ползать, сидеть, стоять, ходить, плавать, читать, рисовать… Эти функции не могут сформироваться в одно и то же время, так как у всех детей различные условия развития. Причиной задержки развития является чаще всего бездействие или занятость родителей.

Содержание

Методика Сесиль Браи-Лупан

Одним из эффективных методов раннего развития ребенка является грудничковое плавание. В свое время, изучив немало книг по обучению плаванию новорожденных, я остановилась на методике Сесиль Браи-Лупан. Сесиль Лупан – последователь методики по обучению плаванию Клэр Тиммерманс.

В книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»  представлен ее личный опыт развития и воспитания ребенка от 0 до 3 лет. Ее методика раннего обучения плаванию вполне выполнима и проверена временем.По мнению С. Лупан, только родители проявляют искренний интерес к своим детям и являются самыми лучшими педагогами.

Обычно начинают обучение плаванию с двухнедельного возраста. Новорожденный малыш держится на воде, задерживает дыхание под водой благодаря врожденным плавательным рефлексам.

К трем месяцам врожденные плавательные рефлексы затихают. Превратить плавательные рефлексы в устойчивые навыки помогают регулярные водные занятия. Согласно методике грудничкового плавания Сесиль Лупан, ребенок должен находиться в воде только при участии и поддержке родителя.

Специалисты советуют обучать плаванию малышей (до четырехмесячного возраста) в домашней  ванне, с четырех месяцев – в бассейне.

Для плавания нужно использовать большую ванну. До занятия ванну необходимо тщательно отмыть с помощью обычной пищевой соды.  Начинают обучение плаванию при температуре воды 36 °С. С каждым занятием температура воды снижается на полградуса. Понижение температуры должно быть постепенным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Инструкторы по плаванию советуют полностью заполнять ванну водой, чтобы ребенок не замерзал из-за низкого уровня воды.

Дверь в ванную комнату должна быть открытой, чтобы поддержать необходимый для глубокого дыхания уровень влажности.

КупаниеЗаниматься плаванием лучше перед вечерним кормлением и сном. Выбор времени для плавания зависит от возможностей родителей, груднички с удовольствием плавают утром и днем. Перед плаванием для разминки полезна гимнастика или массаж.

После  водного занятия необходимо вытереть малыша сухим полотенцем и одеть. Попавшую в уши воду нужно обмакнуть ватным тампоном.
Нужны ли ребенку плавающие в воде игрушки? Здесь важно учитывать потребности и интересы грудничка.  Реакция на игрушки может быть самой разной: один грудничок хватает игрушки руками, другой их не замечает.

Ежедневное купание – прекрасный способ общения с ребенком. Нельзя принуждать ребенка к плаванию. Водные занятия должны быть ему сплошным удовольствием. Плохое настроение, капризы – достаточные причины для того, чтобы перенести водную процедуру на другой день.

Родитель может находиться рядом с ванной, но малыш почувствует себя спокойнее, если мама (или папа) будет плавать в ванне вместе с ним.

Преимущества раннего обучения плаванию:

  • Благотворное воздействии на дыхательную  систему (дыхание при плавании затруднено давлением воды на область грудной клетки, что способствует глубокому выдоху и последующему глубокому вдоху. Глубокое дыхание (глубокий вдох и выдох) является важным профилактическим средством, предупреждающим заболевания верхних дыхательных путей. Происходит «вентиляция» легких (освобождение  от бактерий), очищение носоглотки (избавление от насморка и легочных заболеваний)).
  • Укрепление системы кровообращения (давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и сердечную деятельность).
  • Укрепление опорно-двигательного аппарата (во время плавания телопреодолевает существенное сопротивление воды).
  • Укрепление центральной нервной системы (во время задержки дыхания при нырянии стимулируется кровообращение мозга).

Это нужно знать:

[note]Раннее обучение плаванию небезопасно.

Первая опасность – интоксикация водой (заглатывание лишней воды), которая выражается в возбуждении, в рвоте, в судорогах и даже в коме. Несмотря на то, что случаи интоксикации бывают редко, родителям важно бдительно следить за тем, чтобы грудничок не нырял и не глотал воду.

Вторая опасность – непосредственное участие инструктора на занятиях плаванием. Для грудничка такое обучение – настоящий стресс. Занятия плаванием должны доставлять ребенку радость, поэтому ребенок (от 0 до 3 лет) не должен находиться в бассейне без мамы или папы.[/note]

Это нужно запомнить:

[important]Самое важное условие при обучении плаванию – не допускать соревнований между детьми. Одному грудничку вполне достаточно 5 минут плавания, другому – 20-30 минут. Нельзя силой удерживать грудничка в воде. Он приучается к плаванию и получает удовольствие от воды. Не нужно ждать от него спортивных результатов. Всему свое время.

Первые занятия длятся не больше 5-10 минут. С каждым днем время пребывания в воде следует увеличивать на 1-2 минуты. Важно следить за настроением маленького пловца. Нельзя допускать утомления, что чревато неприятием малыша водных процедур. До года важно соблюдать временные рамки – не держать ребенка в воде больше 30 минут.

Во время занятий нужно разговаривать с ребенком, рассказывать ему стишки, петь песенки. Проводить обучение плаванию одной маме, наклонившись над ванной достаточно трудно. Необходима помощь папы или бабушки. Начинать занятия плаванием дома лучше всего под наблюдением инструктора.[/important]

Упражнение 1. Плавание на спинке

Положите грудничка на спинку в воду, поддерживая одной рукой под шейкой (ушки находятся под водой),  другой рукой – под  ягодицами. Для снятия напряжения дайте малышу соску или надувную игрушку, разговаривайте с ним. Медленно проплывите на спинке от одного конца ванны до другого.

Если малыш боится воды, нужно сесть в ванну и положить его головку себе на живот так, чтобы он свободно плавал на спинке в воде. Избавиться крошке от страха поможет кормление, если оно совпало с купанием (вода улучшает пищеварение).

Упражнение 2. Плавание на спинке с толчком от бортика

Повторите  действия, предложенные в упражнении 1, но с отталкиванием от бортика. Приставьте ножки малыша к одному концу ванны и, дождавшись толчка, плывите к другому концу ванны. Таким же образом вернитесь обратно.

Упражнение 3. Плавание на животе

Положите ребенка на живот, держа его подбородок на запястье одной руки, одновременно придерживая пальцами плечо. Другой рукой сохраняйте горизонтальное положение пловца. Плывите в таком положении от одного конца ванны до другого.

Упражнение 4. Плавание на животе с толчком от бортика

Повторите  действия, предложенные в упражнении 3, но с отталкиванием от бортика. Приставьте ножки малыша, согнутые в коленях к бортику ванны (поза лягушонка) и ждите толчка. Оттолкнувшегося от бортика пловца провезите до другого края ванны. Развернувшись, повторите позу лягушонка и ждите следующего толчка, чтобы добраться до противоположного конца ванны.

Упражнение 5. Вода на лицо

Покапайте воду  с руки на лицо ребенка (сверху вниз) и одновременно спросите его ласково «Как мы ныряем?» и тут же вытрите рукой остатки воды. Делайте это осторожно, чтобы ему понравилось. Постепенно увеличивайте количество капель, но так, чтобы ребенок реагировал на ваши действия спокойно.

Теперь побрызгайте на головку небольшим количеством воды (сверху вниз, не снизу вверх, чтобы вода его не испугала, попав в нос) из ладони так, чтобы вода стекла на глазки с лица малыша (сразу же вытрите рукой остатки воды). Со временем малыш при словах «Как мы ныряем» научится закрывать глазки и задерживать дыхание.

Упражнение 6. Ныряние (это упражнение делается с трехмесячного возраста)

Положите малыша на спинку и подуйте ему в лицо непосредственно перед тем, как быстро окунете его в воду и проплывете под водой головкой вперед. От вашего дуновения ребенок инстинктивно закроет глаза и рот, на мгновение задержит дыхание. Перед тем, как окунуть ребенка, обязательно подуйте ему в лицо. Это станет для него сигналом для погружения в воду. Нельзя дуть в лицо ребенка, когда он выныривает.

Упражнение 7. Ходьба по дну

Опустите грудничка в воду в вертикальном положении. Ножки должны касаться дна. Поднимайте ребенка из воды и опускайте в воду, поддерживая обеими руками под мышками. С вашей помощью он будет отталкиваться, совершать прыжки или ходить по дну.

Упражнение 8. «Часики»

Положите грудничка в воду в вертикальном положении лицом к вам. Качайте его слева направо и справа налево, поддерживая под мышками.

Упражнение 9. Гребля руками

Положите малыша в воду, держа подбородок на запястье одной руки, придерживая пальцами плечо. Другой рукой управляйте рукой ребенка, совершая гребковые движения: выносите руку вперед над головой и опускайте в воду. Эти же движения повторите и с другой рукой ребенка.

Упражнение 10. Движения ногами

Положите малыша в воду, держа подбородок на запястье одной руки, придерживая пальцами плечо. Другой рукой управляйте ножкой ребенка, сгибая и разгибая ее в колене. Следите, чтобы бедро малыша (от ягодиц до колена) находилось в горизонтальном положении. Эти же движения повторите и с другой ногой.

Упражнение 11. «Восьмерки»

Положите ребенка на спинку, поддерживая двумя руками. Плывите от одного края ванны к другому, описывая «восьмерки».

Упражнение 12. «Торпеда» (означает движение вперед)

Это упражнение выполняют дети, умеющие держать головку и приученные опускаться под воду.

Положите ребенка на живот, поддерживая одной рукой снизу под грудкой, а другую руку держите на спинке. Опускайте живот младенца на поверхность воды, сильно подуйте ему в лицо и окуните в воду, направляя вперед. Не опускайте малыша глубоко, держите его только под поверхностью воды.

Упражнение 12. «Фонтан»

Учите младенца не заглатывать (выплевывать) воду. Наберите в рот воды и пустите ее в ванну фонтаном. Брызги воды, попавшие на лицо, малыш постепенно научится выплевывать.

Упражнение 13. «Пузыри»

Это упражнение, как и предыдущее, помогает научить ребенка не заглатывать воду. Осваивается оно с трудом. Сядьте в ванну так, чтобы ваш рот находился под водой. Поверните малыша лицом к себе и подуйте в воду, образуя пузыри. Учите «дуть» ребенка вне ванны, над водой и в воду.

Со временем обычная ванна становится тесной, и у ребенка назревает необходимость переходить в бассейн.

В бассейне

Что нужно учитывать родителям  при переходе в бассейн?

  • Выбирая бассейн, обратите внимание на температуру воды. Сравните температуру воды в ванне и бассейне. Приучайте ребенка постепенно к более холодной воде в домашней ванне.
  • Нельзя отдавать младенца в руки преподавателей и вести наблюдение за процессом обучения со стороны. Только в руках мамы или папы малыши чувствуют себя в безопасности. Многие специалисты советуют родителям обходиться без преподавателя, следовать проверенным методикам и интуиции.
  • Обучать плаванию в бассейне должен родитель, умеющий плавать, чтобы младенец мог ему подражать. Родитель, которого пугает один вид воды, не должен проводить занятия.  Любой родительский страх передается ребенку.
  • Первое время младенец  должен пройти адаптацию. Позвольте ему привыкнуть к новому помещению и большому водному пространству. Первые занятия могут быть обыкновенной экскурсией по бассейну (необязательно заходить в воду). Малыш легче освоится, если будет наблюдать, как плавают другие дети. Очень важен настрой. Ничто не должно вызвать его слез. Позвольте младенцу полюбить воду, исходя из его ритма жизни.
  • Постарайтесь, чтобы в ваше время посещения бассейна было поменьше посетителей. Переполненный бассейн может испугать малыша.
  • Младенец не должен бояться воды. Разрешите ему уцепиться за вас ручонками, разговаривайте с ним и играйте при опускании в воду по плечи.
  • В воде бассейна может быть много хлорки, которая с непривычки обжигает глаза. Сначала занятия нужно окунуться в воду с открытыми глазами.
  • Вспомогательные средства (поплавковые пояса, доски…) только отвлекают младенца и мешают учебе. Можно использовать надувную игрушку в качестве ориентира, до которого нужно доплыть.

Это нужно запомнить:

[warning]Нельзя спускать глаз с ребенка ни на секунду. Ребенок, оставленный без внимания, может захлебнуться и утонуть.

Находясь с ребенком в бассейне, следите за тем, чтобы его головка никогда не находилась ниже вашей головы.

Следите за настроением младенца и вовремя прекращайте занятия, если заметили у него тревогу, усталость, страх.

Старайтесь заканчивать занятия с радостными эмоциями и хорошим настроением.[/warning]

В бассейне повторяются те же упражнения, которые выполнялись в ванне. Однако есть значительная разница: бассейн – большое пространство и от родителей требуется еще большая осторожность. Очень важно приучить ребенка к упражнению «Вода на лицо» и нырянию до перехода в бассейн.

Упражнение «Пузыри» или «Выплевывание воды» выполняется в игровой форме. Оно позволяет младенцу приобрести независимость в воде. Для выдувания пузырей в бассейне поверните ребенка лицом к себе и держите его так, чтобы голова была поднята над водой.

«Плавание на спинке»

Стоя сзади, поддерживайте рукой детскую головку. Двигаясь по бассейну, разговаривайте с ним, подбадривайте его.

«Погружение в воду»

Трудность упражнения в том, что малыш должен задержать дыхание в момент погружения в воду.

Подуйте в лицо ребенка непосредственно перед погружением, окуните и тотчас вытащите его из воды. Удивленный внезапным «порывом ветра», малыш закроет глаза и на секунду задержит дыхание. Важно следить за реакцией ребенка. Погружение в воду должно вызывать улыбку на его лице. Хвалите малыша за смелость.

«Плавание на спинке»

В бассейне это упражнение усложняется. Приучайте младенца плавать на спинке без поддержки. Положите одну руку  под головку, другую под нижнюю часть спины. Наклонитесь к малышу, разговаривайте с ним, пойте песни и катайте в воде. Затем уберите руку из-под спины, чтобы малыш привык к одной руке под головой, встаньте сзади ребенка (со стороны головы), смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним. Одной рукой также поддерживайте головку, а другой разводите руки по очереди, потом ноги. При напряжении ребенка дайте ему соску и наденьте на ручки надувные круги (чтобы они мешали ему сводить руки). Уберите круги после того, как малыш научится разводить руки. Не забывайте поддерживать  головку ребенка над водой.

Постепенно приучите кроху обходиться без поддержки. Меняйте руки, поддерживающие его. Отпускайте ребенка на мгновение, прежде чем подставить руку.

Увеличивайте время нахождения без поддержки. Подхватывайте сразу, если в глазах ребенка появилась тревога и никогда не спешите.

Следите за тем, чтобы ребенок не оказался под водой, ваши руки должны постоянно находиться рядом с его головкой. Малышу потребуется несколько месяцев учебы, чтобы несколько минут самостоятельно держаться на воде.

Известно, что дети любят вертикальное положение и боятся плавать на спинке.  Трехмесячные малыши осваивают это упражнение легче, чем десятимесячные, у которых уже проявляется чувство упрямства.

Ныряние

«Торпеда»

Это упражнение можно выполнять в бассейне с мамой и папой. Опустите малыша на воду животом вниз, поддерживая одной рукой под грудкой, другую руку положите на нижнюю часть спины. Подуйте в лицо ребенку и направьте его плыть горизонтально под водой ко второму родителю. Подхватите ребенка и переверните на спинку. Не забудьте похвалить малыша.

Очень важно научить малыша самостоятельно переворачиваться на спинку из любого положения, так как на спине можно продержаться на воде дольше, чем на животе. Положите малыша на живот лицом в воду и тут же переверните на спинку. Выполните это упражнение несколько раз, поворачивайте его в разные стороны, чтобы в будущем он смог переворачиваться самостоятельно.

«Бортик и лестница»

Учите малыша хвататься руками за лестницу, подносите его к ступенькам, чтобы он смог ухватиться за них. Научившись плавать, он сможет зацепиться и держаться за лестницу или ступеньку.

Не перегружайте малыша упражнениями. Выполнять все упражнения не обязательно. Каждое выбранное вами упражнение достаточно делать 2-3 раза за одно занятие. Плавание должно доставлять ребенку удовольствие.

Уважаемый читатель! Сегодня у многих родителей есть возможность обучать ребенка грудничковому плаванию. Для одних родителей грудничковое плавание – способ закаливания, для других – ключ к развитию, для третьих – средство общения. Как вы относитесь к обучению плаванию новорожденных?


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...