Синдром выгорания как психическое истощение

Синдром выгорания

Сегодня с высоких трибун мы часто слышим о том, что педагогика – это и служение, и призвание.

По степени напряженности учительская нагрузка намного выше, чем у руководителя промышленного предприятия. Напряженный жизненный ритм часто приводит к потере психического равновесия. Из года в год накапливаются негативные эмоции, раздражение и горечь, нарастает физическая и эмоциональная усталость.  При усиленном рабочем ритме теряются выдержка и самообладание. Человек ощущает синдром выгорания.

Директор Центра социального прогнозирования и маркетинга Франц Шереги называет педагогику повинностью. Данные исследования, которое проводилось в 2015-2016 учебном году (где было привлечено 5.000 российских педагогов), показали перегруженность российского педагога на 30%.

УсталостьВ обычной школе нагрузка учителя составляет 20-36 часов в неделю. Начинающие и имеющие педагогический стаж до 25 лет признались в том, что уже на пятом уроке чувствуют физическую усталость. Уровень усталости критичен на шестом уроке особенно для педагогов со стажем свыше 25 лет . По признанию респондентов, их моральное состояние на 5-6 уроках близко к истерии, раздраженности, озлобленности. По результатам исследования 70% педагогов делают то, что не входит в их обязанности: уборка класса, неплановые собрания и консультации, уборка территории, проведение различных мониторингов, акций, операций…

Итоги опроса далеко не утешительны: 57, 4 % опрошенных считают, что они живут бедно, от зарплаты до зарплаты, покупают только самое необходимое.

Профессия учителя относится к наиболее загруженной профессиональной группе. Большинство  из них уходит на пенсию раньше срока. Синдром выгорания на работе является следствием психических и соматических заболеваний. Педагоги страдают от физических заболеваний (желудочно-кишечного тракта, физических болей, кровообращения), депрессий, стрессов и страхов. До сегодняшнего дня синдром Burn out не является официально признанным медицинским диагнозом. По мнению психолога Андреаса Хиллерта, синдрому выгорания подвержены активные педагоги, которые начинают свою педагогическую деятельность с воодушевлением, радуются малейшим успехам детей, но позже к ним приходит понимание, что школа отнимает все свободное время, лишает возможности заниматься семьей, собственными детьми…

Профессор педагогики Университета имени Гете Удо Рауин высказывает совершенно противоположную точку зрения. Согласно Удо Рауину,  усталость на работе ощущают пассивные учителя. Они жалуется на непомерные нагрузки от того, что никогда не горели.

Сегодня ни у кого не вызывает тревогу  падение престижа знаний и низкий статус педагогической профессии. Именно в профессии человек должен реализовать свой личностный потенциал.

По моему мнению, синдрому выгорания часто способствует  и сама атмосфера в школьном коллективе. Известно, что климат полностью зависит от управленческой политики. Подчиненные радуются успехам  и поддерживают друг друга словом и делом в том случае, если создана атмосфера откровенности, порядочности, взаимодействия. Нельзя руководить кнутом и пряником, наслаждаться излишней властностью, использовать зависимость сослуживцев в своих корыстных целях, приходить на работу в плохом настроении (мне не везет – значит и всем будет плохо). Мне нравится высказывание ученого С. П. Капицы:

«Руководить – это значит не мешать хорошим людям работать».

учительПорой сами педагоги проявляют мелочность характера, например, при распределении нагрузки. Для этого они входят в круг приближенных и забывают о порядочности. Их стиль поведения – пренебрежение другими. К сожалению, в педагогических коллективах большинство составляют женщины. Некоторые из них (особенно молодые) допускают в общении со старшими коллегами высокомерный тон, незаслуженные обвинения, унижения и оскорбления. Все это может стать причиной синдрома выгорания. Как справиться со стрессом в условиях эмоционального истощения?

В школе не всегда соблюдается педагогическая этика: мужчина-директор хлопает входной дверью перед педагогами, идущими сзади, классные руководители обсуждают своих коллег перед родителями, доказывают их некомпетентность в вопросах ведения урока и воспитания. Очень некрасиво ставят коллеге диагноз: «он не нашел к вашему ребенку подход». Так зарабатывается легкий авторитет у родителей.  Человек может быть неожиданно подставленным, если кому-то приглянулось  его место, поэтому нужно быть готовым к любой очередной подлости. Такая обстановка одних напрягает, других радует. Духовные ценности у всех разные. Однако нельзя забывать о том, что время не сотрет из памяти учеников, родителей и коллег наши достойные и недостойные поступки.

Синдром выгорания влияет на продуктивность работы педагога.  В последнее время меня приводит в отчаяние масса писем, приказов, положений, где прописано «участие строго обязательно». Бывают дни, когда приходится себя заставлять открыть и прочитать документ. Участвовать во всем невозможно физически. Люди должны работать с удовольствием. Недавно состоялась педагогическая конференция по внедрению новых школьных программ, где выступил руководитель профсоюзной организации нашего района. В своем выступлении он сказал, что в 2017 году в связи с экономическими трудностями отменяются денежные поощрения педагогов за победы в районном масштабе и резко сокращаются за победы в областном.

Всем напомнили о том, что профессия учителя – это призвание, и не нужно задавать глупых вопросов. Присутствующие спросили, почему профсоюз не оказал помощь учителям, оказавшимся в большой беде, столкнувшимся с потерей близких и потерей всего имущества при пожаре. Ответ был циничным «Мы угощаем всех гостей, проверяющих школы. Вы знаете сколько уходит на один стол? Не меньше 25 тысяч, если хотите знать». Человек стоит у кормушки и держится за нее всеми силами, а те, на чьи взносы он живет, лишились простой мотивации. Педагоги вынуждены молчать, так как им нужно содержать семью, дать образование своим детям и доработать до пенсии.

Рекомендации педагогам, чувствующим синдром выгорания:

  • Высыпайтесь.
  • Начинайте утро с зарядки и контрастного душа.
  • Занимайтесь активными видами спорта, например плаванием. Плавание не только положительно влияет на сердечно-сосудистую систему и обменные процессы, но и повышает настроение.
  • Следите за рационом питания: в питании должны преобладать продукты, содержащие белок (рыба, мясо нежирных сортов, кисломолочные продукты), витамины группы В (каши), фрукты и овощи. Не забывайте о продуктах, в состав которых входит калий, магний и фосфор (печеный картофель, орехи, зелень, сухофрукты)
  • Учитесь переключать внимание с плохого на хорошее, пригласите в дом хороших друзей.
  • Оставляйте все школьные проблемы на работе. Научитесь снимать эмоциональное напряжение с помощью любимых занятий, любимой музыки.
  • После работы обязательно совершайте прогулки по свежему воздуху. Это успокаивает нервную систему и нормализует сон.
  • Научитесь отдыхать. Позвольте себе во время отпуска какое-нибудь увлекательное путешествие.
  • Любите себя.

Отдых

Все согласны с тем, что профессия учителя – одна из самых благородных профессий на земле. От личности учителя зависит нравственность общества. Времена меняются и с ними приходят новые требования. Сегодня учитель не всегда слышит слова благодарности в свой адрес. Его труд стал входить в сферу услуг.  В обществе появилось пренебрежение к педагогической профессии. У педагога много обязанностей  и все меньше прав. На него можно наговорить, его можно оскорбить и унизить. В этой ситуации он не защищен от синдрома выгорания. Я предлагаю посмотреть полезное видео о причинах и последствиях эмоционального выгорания.

Уважаемый читатель! Что для вас значит профессия педагога? Считаете ли вы педагогику повинностью?


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *