Как быстро научиться плавать по методике М. Тартаковского

Обучение плаваниюВ каком возрасте нужно учить ребенка плавать? Входит ли обучение плаванию в обязанности родителей? Плавание необходимо для физической и духовной гармонии человека, его физического здоровья. Согласно нормам физического развития, научить ребенка плавать – значит реализовать еще одну его возможность, заложенную природой. Из своего собственного опыта знаю, что, научившись плавать в тридцатилетнем возрасте, избавляешься от мучившего тебя многие годы комплекса неполноценности.

Жизнь человека с точки зрения физического воспитания условно разделяется на 4 периода: время узнавания мира (от 0 до 6 лет), время постижения мира (от 6 – 12 лет), время спортивных игр (от 12 до 18 лет), время индивидуальных спортивных достижений (от 18 до 24).

На каждом из этих периодов должны быть достигнуты определенные результаты. К сожалению, иногда у детей нет возможности в свое время чему-то научиться, и в дальнейшей жизни им бывает очень трудно наверстать упущенное.

Первый период (от 0 до 6 лет). С первых дней жизни грудной младенец приобщается к окружающему миру, делая непроизвольные движения. Постепенно его движения становятся более осмысленными. В игре происходит контакт с игрушками, погремушками, окружающими предметами, животными. В этот период строятся первые отношения малыша с внешним миром.  Здоровый ребенок во время бодрствования ни минуты не бывает в покое. Это предусмотрено самой природой. Грудные младенцы и дети постарше нуждаются в свободных естественных движениях. Они сами по себе невольно двигаются и родителям необязательно использовать для их физического развития специальные упражнения.

Второй период (6-12 лет). Время осознанного активного движения. Навыки и умения, приобретенные ребенком на этом важном этапе, останутся с ним на всю жизнь. Дети должны научиться многому: письму, счету, прыжкам, ходьбе на лыжах, гимнастике, плаванию…  Некоторые подростки 10-12 лет чувствуют неловкость и стыд, так как не умеют кататься на лыжах, коньках, велосипеде… Неуклюжая походка, неправильный бег, неумение плавать… приводят к закомплексованности, неуверенности в своих силах, низкой самооценке. Не все родители понимают значимость разностороннего развития ребенка.

Третий период (12-18 лет). Благодаря естественному стремлению выделиться среди сверстников девушки или юноши достигают высоких успехов в определенных видах спорта (волейболе, футболе, теннисе…), развивают свои физические способности. В этом юном возрасте подростки ощущают необходимость в совместной деятельности (борьбе за честь своей спортивной команды), в чувстве локтя. Подростки, не проявившие себя в спортивных играх и соревнованиях, впоследствии трудно идут на контакт с окружающими людьми.

Четвертый период (18-24). Данный временной этап совпадает со студенчеством и началом трудовой деятельности. Человек проявляет себя в учебе, работе, спорте. В этот период важно найти свое призвание. Одни достигают высоких спортивных рекордов, другие, имея скромные спортивные достижения, отдают предпочтение науке, искусству, творчеству.  Даже невысокие спортивные победы требуют максимального напряжения сил, поэтому для многих они являются гордостью.

Родителям важно вовремя заботиться о физическом развитии своего ребенка, научить его управлять своим дыханием и телом. Одно из полезных увлечений, способное привести к гармоничному развитию тела является плавание.

Известный тренер по плаванию М. Тартаковский считает, что плавание – лучшая гимнастика легких. По его мнению, дыхательные мышцы пловца работают намного активнее, чем при глубоком дыхании на суше (дыхание затруднено давлением и сопротивлением воды).

Не секрет, что плавание немыслимо без активных движений и активной работы дыхательных мышц, что немаловажно для полноценной жизни детей и взрослых. Методика М. Тартаковского позволяет научиться плавать в бассейне или водоеме самостоятельно.

Это нужно знать:

  • Пловец, не совершающий в воде никаких движений, дышит гораздо глубже, чем на суше. Установлено, что при пятиминутном стоянии в воде при температуре 24 градуса глубина дыхания увеличивается вдвое.
  • Одну и ту же температуру воды и воздуха человек чувствует по-разному. В воде при температуре 20 градусов он теряет в 3-4 раза больше тепла, чем при такой же температуре на воздухе.
  • Согласно закону Архимеда, вес тела примерно равняется весу вытесненной им воды, поэтому человек не может лечь на дно бассейна или водоема. Люди, не умеющие плавать, ошибочно считают, что глубина воды «затягивает вниз».
  • Плавание — физическое упражнение, способствующее росту тела подростков (во время плавания позвоночник человека (в условиях частичной невесомости) разгружается от обычных гравитационных нагрузок).

 

Плавание в бассейне

Уроки плавания по методике М. Тартаковского учат тому, как быстро научиться плавать детям и взрослому человеку.

Основные упражнения для обучения плаванию

Упражнение «лечь на дно»

Оно направлено на умение держаться на воде. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и лягте на воду грудью с открытым глазами. Лечь на дно не удается, так как вода выталкивает и поддерживает вас у поверхности. Вы видите дно, но коснуться его руками возможно только при энергичных гребках вглубь. Поднимите над водой руку или ногу (потом обе руки и обе ноги) и вы сразу почувствуете погружение в воду. Научиться держаться на воде – значит правильно использовать плавучесть тела. Тело должно находиться в строго горизонтальном положении, нос и рот — над поверхностью воды.

Упражнение «лежание на спине»

Зайдите в водоем по пояс, опустите руки и присядьте в воду по плечи. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, осторожно лягте на спину (ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль бедер). Полежите в воде несколько секунд без движений, несмотря на то, что вода покроет все тело и лицо. Постепенно ноги станут опускаться, и, подогнув их, вы снова встанете на дно.

Упражнение «взмахи ладонями».

Повторите второе упражнение «лежание на спине» (ноги выпрямлены, руки расположены ладонями вниз), но для сохранения горизонтального положения делайте ладонями движения «вниз-вверх». При этом не выдыхайте весь воздух (он придает дополнительную плавучесть), попробуйте неглубоко подышать, лежа на спине. «Взмахи ладонями вниз–вверх» помогают научиться лежать в воде как можно дольше и дышать неглубоко, но равномерно, поддерживая над водой одно лицо. Успех может прийти через 15 минут усердных занятий над этим упражнением. Запомните: в воде нужно сохранять плоское положение тела. Нельзя сидеть или сгибаться в тазобедренном суставе. Самое главное правило в плавании – научиться расслабляться в воде и не напрягаться зря.

Упражнение «движения прямыми ногами»

Повторите предыдущее упражнение, только плыть важно головой к берегу: лягте на спину, поддерживая себя на плаву «взмахами ладоней» (ноги выпрямлены, носки вытянуты и повернуты друг к другу (вовнутрь)). Попеременно двигайте прямыми ногами вверх-вниз. Постарайтесь делать мягкие движения ногами. Для закрепления повторите это упражнение несколько раз.

Запомните: Нельзя плыть от берега, так как вы еще не научились плавать.

Эти четыре упражнения выполняйте со строгой последовательностью и на других занятиях, чтобы приобрести элементарные навыки: держаться на воде, правильно дышать ртом и передвигаться за счет прямых ног. К очередным упражнениям нужно приступать после усвоения предыдущих.

Упражнение «лодочка»

Сложив кисти рук «лодочкой» (одна на другую), выпрямите руки над головой, наклоните голову слегка подбородком к груди и лягте на спину так, чтобы загиб кистей походил на нос корабля. Двигая прямыми ногами вверх-вниз, плывите к берегу. Поначалу задерживайте дыхание, так как ваши руки и лицо окажутся в воде. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не научитесь сохранять положение головы, позволяющее свободно дышать.

Упражнение «гребля руками»

Зайдя по пояс в воду, поднимите руки над головой, слегка развернув ладони кнаружи. Вращайте поочередно прямой рукой назад так, чтобы загрести воду ладонью. Стоя в воде и вращая руками, представьте, что вы лежите на спине.

Упражнение «кроль на спине»

Плывите к берегу, повторяя полностью упражнение «лодочка» (выпрямив руки за головой, равномерно передвигайте прямыми ногами). Важно, чтобы лицо находилось над водой. Это позволит дышать ртом. Теперь поочередно гребите прямой рукой назад, как делали в предыдущем упражнении.

Упражнение «переход на спину» (выполняется на неглубоком месте)

Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, лягте грудью на воду, как это вы делали в первом упражнении («лечь на дно»). Стараясь дотронуться до дна, раскиньте руки в стороны, протяните вперед, побарахтайтесь в воде ногами. Выполнив все эти движения, вы убедитесь в том, что вода толкает вас к поверхности. Не касаясь ногами дна, перевернитесь на спину (так, чтобы рот оказался над поверхностью воды) и плывите к берегу кролем.

Повторите несколько раз переход от положения грудью в воде в плавание на спине. Упражнение «переход на спину» — серьезный экзамен начинающего пловца на освоение азами плавания.

привлекательность и безопасность человека

Жить можно, не умея плавать, не умея кататься на велосипеде, коньках, скейте, лыжах, роликах… Однако со временем из-за отсутствия определенных умений человек начинает ощущать душевный дискомфорт, стыд, сожаление… Многие навыки, приобретенные в детстве, влияют в будущем на качество жизни, здоровье, привлекательность и безопасность человека. Человеку свойственно стремиться к совершенству, ставить задачи и работать над собой.

Уважаемый читатель! Как вы думаете, правы ли родители, считающие бессмысленным обучение ребенка плаванию?

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 2 в среднем: 3,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *