Культура поведения детей или ее отсутствие

Культура поведения

Здравствуйте, читатели моего блога! На прошлой неделе я прочитала в Интернете статью о конфликтном случае, произошедшем в Нижнем Новгороде. Жители одного многоэтажного дома залили в своем дворе детскую горку гудроном и битым стеклом. Поступок взрослых имеет оправдание: у людей не было больше сил выносить дикий детский шум. Этот факт бурно обсуждается на страницах Интернета. Оказалось, что люди не знают, как справиться с проблемой шума на детских площадках и это их очень волнует. Взрослые вступили в конфликт с детьми, но их можно понять. Ситуация достаточно противоречивая. Одних возмущает поступок взрослых, других – культура поведения детей. Кого можно считать пострадавшими: детей или взрослых?

Проблема не в том, где строят детские площадки, а в культуре поведения детей. Нельзя  держать детей на расстоянии, чтобы они не мешали окружающим людям жить полноценной жизнью: отдыхать после рабочего дня, наслаждаться тишиной, соблюдать   режим…  Невоспитанные дети не доставляют радость. Их поведение раздражает, нервирует жителей соседних квартир. Винить в этом нужно родителей, которые не несут ответственность за исполнение своих родительских обязанностей.

Почему дети не уважают пространство других? Кто должен им объяснить, что их громкие крики могут разбудить ребенка в соседней квартире, мешать делать уроки детям школьного возраста, беспокоить пожилых людей… Есть этические нормы поведения, которые ребенок впитывает от своих родителей с раннего возраста. Уровень культуры поведения родителей обязательно передается  ребенку. В нашем обществе размыто представление о культуре поведения. Культура поведения либо отсутствует, либо искажена, либо передана незначительной части детей. Не секрет, что многие дети неадекватно себя ведут и в школе и дома и на улице.

Культура поведения в общественных местах

Культура поведения в общественных местахКак дети ведут себя на улице? Они громко разговаривают, издают душераздирающие крики, гнут лавочки, пинают качели, бросают повсюду мусор, рвут цветы…  Игрой это назвать трудно. В дворовые игры дети не играют.

Подростки позволяют себе под окнами жилых домов покурить, выпить, устроить разборки, сквернословить, бить бутылки … Они равнодушно создают неудобства жителям.

Наши дети и подростки не отдают себе отчета во всех своих действиях, не могут предвидеть результаты своих мыслей, чувств, желаний. В большинстве своем, они просто не воспитаны, так как не знают слова «Нельзя!». Ясно, что время упущено, и ждать у моря погоды можно долго.

Культура поведения в школе

Последнее время дети приходят в школу со странными привычками. Классы начального звена расположены на первом этаже. Во время перемен находиться в нижней рекреации  невозможно. Оглушительные визги и бешеный рев.  Дети сшибают на своем ходу всех, кто им встречается на пути, цепляются друг за друга, толкаются, падают, ползут, кривляются…. Пробовали их заинтересовать играми, чтобы удержать в рамках культурного поведения, но на это необходимо невероятное терпение. Педагоги объясняют это явление особым качеством собравшегося контингента – гиперактивностью.

Психологи считают, что причиной плохого поведения детей и подростков является потребность во внимании  взрослых.  Дети, неудовлетворенные вниманием, демонстрируют  скуку, равнодушие, жестокость, агрессию

Различают активную и пассивную форму поведения детей, направленную на привлечение внимания. Активная форма выражается в тысячах механизмах привлечения внимания: во время урока ребенок вертится, корчит всем рожи, закатывает глаза, громко разговаривает, стучит ручкой или карандашом по столу, топает ногами, передает записки, задает вопросы не по теме урока… На переменах подставляет подножки, хлопает дверями, дарит всем щелчки, плюется…

Пассивная форма имеет не меньшее количество способов привлечения внимания: на уроке пассивные нарушители все делают медленно (весь класс сделал по три упражнения, а они только что записали число), тихо занимаются другими делами, не реагируют на смену этапов урока… Услышав замечание учителя, они спрашивают: «А что я такого сделал?».

Доказано, что дети с активной и пассивной формой привлечения внимания не получили в детстве должной родительской любви и заботы. Их негативное поведение – ответный вызов всем взрослым.

Учитель обязан найти подход к каждому ребенку, убедить вести себя должным образом. Он должен исправлять ошибки родителей и при этом дать знания.  Много чего он должен! Требований к нему все больше и больше! Большинство нынешних подростков идут в школу подурачиться и пообщаться. У них не сформирована обязанность учиться, хотя учеба – их основной труд. Они не тянутся к труду и хорошо понимают, что учитель не имеет права заставить их помыть пол или доску. Вытирая доску, они напоминают учителю об одолжении.

Хамство – социальная болезнь общества. Сегодня много говорят о том, что в школе ребенок должен чувствовать себя комфортно. Учитель потерял все рычаги воздействия на детей. Любое замечание учителя может расцениваться родителями как психологическая травма ребенка.

Успех воспитания зависит от позиции родителя. Мы получаем то, что они посеяли. Не научили слышать, понимать, уважать  старших. Истинное воспитание заключается в отношении к людям.

В жизни ребенка важны определенные запреты: нельзя грубить, обзывать, обманывать, драться, обижать маленьких, шуметь… Ребенок, не признающий запреты, презирает культуру поведения и правила хорошего тона.Оглушительные визги

Вещи, которые нельзя запрещать ребенку:

  • Позволяйте ребенку бегать, дурачиться, прыгать, шуметь, кричать только в определенном месте – у себя дома! Он должен выражать свои эмоции, выплескивать энергию, расслабляться.  Не забывайте напоминать ему о том, что такое поведение неуместно на улице и в общественных местах!
  • Разрешайте ребенку помогать вам! Не говорите ему «Не трогай, прольешь!», «Я сама поставлю, ты разобьешь!» Позвольте ему вытирать стол, мыть посуду, пылесосить. Хвалите его за помощь, даже если эта помощь доставила вам много хлопот. Дайте ребенку ощутить свою значимость. В противном случае через несколько лет ваш ребенок не захочет ничего делать по дому.
  • Учите его с детства бережно относиться к хрупким вещам! Объясняйте, как правильно обходиться с этими вещами (осторожно взять, потрогать, аккуратно положить).
  • Прислушивайтесь к мнению ребенка! Разрешайте ему высказывать свои мысли. Ребенок – маленькая личность, у которой может быть свое мнение, свои желания и потребности.

Родители! Не забывайте напоминать своему ребенку о том, что человек живет в обществе, в котором объединяются маленькие и большие группы людей (семья, класс, команда, коллектив…) Посчитайте вместе с ним, в какие группы он входит? Спросите у него о том, должна ли соблюдаться культура поведения в обществе, в котором он живет? Должен ли он заботиться о личном пространстве близких, знакомых и незнакомых людей?

Уважаемый читатель! Очень надеюсь, что тема культуры поведения детей Вам интересна. Считаете ли Вы проблему шума на детских площадках серьезной? Вы можете подписаться на обновление блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии.  До новых встреч!


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *