Как можно избежать конфликтов между подростками и родителями

Как избежать конфликта

Общество не может существовать без конфликтов. В нем неизбежны столкновения, конфронтации, противоречия. Даже несущественные различия во мнениях приводит человека к противостоянию в коллективе, в семье, в школе… Как можно избежать конфликтов между подростками и родителями, если потребности и желания людей не совпадают?

Сегодняшнее положение школы можно считать революционным. Идут настоящие сражения, где нет места этике, возрастным дистанциям, разумным действиям.

На улице я сделала замечания группе подвыпивших подростков,  которые разбивали бутылки из под пива на дороге, на виду у прохожих. Я пообещала сообщить об их поступке родителям при невыполнении моего требования — убрать все осколки.Утром возле моего дома, у ворот был обнаружен сплошной ковер из битого стекла. Мальчики не поленились найти столько сырья и измельчить, а потом ночью  рассыпать.

В этот же день я побывала дома у родителей подростков. Оказалось, что ребята несколько дней и ночей где-то гуляют и на звонки родителей не отвечают. Родители волновались за своих детей, извинялись за случившееся. Их состояние вызывало сочувствие.

Мою просьбу «вести себя определенным образом» подростки восприняли в штыки. Их месть была предупреждением – не вмешиваться в их поведение. К сожалению, сегодняшним подросткам незнакомо чувство стыда, поэтому они до сих пор не извинились.

Дети не учатся, курят, пьют, нецензурно выражаются. Родители всеми правдами и неправдами защищают детей и по новой традиции обвиняют во всех неприятностях учителей.

Я не помню конфликтов из своего детства и юности. Родители и учителя были для меня авторитетом. Строгость и требовательность взрослых мы воспринимали как должное.

Школа и семья находились в гармонии, у них были общие цели и интересы, а главное было взаимоуважение.

Содержание

Что же такое конфликт?

[note]Конфликт — от латинского слова «столкновение» — столкновение противоположных взглядов, интересов. Это противоборство вызывает напряжения в отношениях и может быть кратковременным (несколько часов), длительным (несколько дней) и затяжным (несколько месяцев). Конфликт рождается из противоречий во взаимоотношениях. Он может оттолкнуть или сблизить людей.[/note]

Из истории конфликтологии

В разработке общей концепции конфликта участвовали социологи Г. Спенсер, М. Вебер. В своих работах они рассматривали конфликт как один из главных стимулов социального развития. В исследованиях немецких ученых (М. Вебер и Г. Зиммель) конфликт является неустранимой частью социальной жизни. В конце XIXв. благодаря учению Г. Зиммеля в научном обороте появляется термин  «социология конфликта».

Наука конфликтология возникла во второй половине XX в. Основоположниками конфликтологии являются немецкий социолог Р. Дарендорф и американский социолог Л. Козер.

Р. Дарендорф утверждает, что наличие конфликтов – нормальное естественное состояние общества. По его мнению, конфликты ведут общество к позитивным изменениям.

Социологом Л. Козером были сформулированы фундаментальные положения науки о конфликте.

Согласно положениям Л. Козера:

  • в любом обществе идет борьба за неустранимые дефицитные ресурсы (власть, ценности, престиж), поэтому пока существует общество, будут сохраняться напряженные отношения, временами перерастающие в конфликты.
  • роль конфликтов демократическом и тоталитарном обществе различна. В тоталитарном обществе конфликты носят революционно-насильственный, деструктивный характер. В демократическом обществе конфликты имеют конструктивные результаты.

Конфликт в семье

В 1960-е годы в поиск эффективных конкретных методик по предупреждению и улаживанию конфликтов включились психологи. В результате психологических исследований М. Шерифа, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотта и др. психология конфликта выделяется в отдельное направление. Следует выделить три основных конфликтологических направления: социологическое, психологическое и социально-психологическое.

Социологические и психологические исследования конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Д. Скотг; Ш. и Г. Боуэр разработали переговорные методики разрешения конфликта. В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др. предложили технологию переговоров с участием посредника. В 70-80-х годы в США появляются учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов, конфликтологические центры. В 1986 году по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов в Австралии.

В начале 90-х годов в Санкт-Петербурге появляется центр по разрешению конфликтов.

Развитие науки конфликтологии способствовало появлению многих научных школ и конфликтологических концепций.

Российскую конфликтологию представляют три основные школы: Московская, Санкт-Петербургская и Новосибирская. В конфликтологии России отдается предпочтение практической направленности в работе с конфликтами. Теоретические исследования ушли на второй план.

До сих пор в России не существует общепризнанной теории конфликта, так как имеются расхождения в понимании динамики развития конфликта, в методах и приемах эффективного управления конфликтом. Механизмы регулирования конфликтов не отработаны.

К чему может привести конфликт?

Конфликт ассоциируется людьми с кризисом отношений, длительной обидой, психологической травмой, вооруженным противостоянием… Это реальность любых взаимоотношений.

Замечено, что отношения людей без открытых конфликтов могут быть более сложными и нездоровыми, чем отношения с явными конфликтами.

Нельзя рассматривать конфликт как нежелательное явление. Иногда конфликт помогает достичь истины в каком-либо тесном союзе или событии.

К конструктивному решению приводит конструктивный конфликт, который оканчивается желаемым результатом для обеих сторон, причем участники конфликта приводят конкретные доказательства, соблюдают этические нормы.Конфликт между родителями и детьми

В случае стабилизирующего конфликта не всегда достигается взаимопонимание между конфликтующими сторонами и все остается по старому, чтобы сохранить то, что есть.
Опасность представляет деструктивный конфликт, где есть место «давлению» одних участников на других, силовых угроз. В результате такого конфликта разрушаются отношения сторон и все остаются при своем мнении.

У психологов и социологов разное толкование конфликта.

 

Дарендорф полагает, что конфликт должен включать особую переменную — разногласия.

Этапы конфликта

Аксельрод считает, конфликт возникает в том случае, когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов.

По мнению Козера, Шмидта, Обершалла, конфликт возможен при разногласиях, которые предполагают противоборствующие типы поведения.

Бихевиористкая (поведенческая) психологическая кон­цепции подразумевает под конфликтом осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собс­твенного интереса за счет интересов других.

 Этапы протекания конфликта:

  • постепенное усиление позиций конфликтующих за счет привлечения других участников и увеличение противостояния;
  • поиск проблемных ситуаций для углубле­ния первичной проблемной ситуации;
  • рост конфликтной активности участников, вовлече­ние в конфликт новых лиц для ужесточения;
  • конфликтные взаимодействия, острота которых мобилизует или дезорганизует поведение сторон;
  • конфликт устраняется или  по внешним признакам или по внутреннему побуждению. Конфликтные действия могут быть приостановлены вопреки побуждению к конфликту.

Р.Блейк и Дж.Моутон предлагают следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

  •  Сотрудничество – поиск такого варианта поведения, который удовле­творит интересы обеих сторон;
  • Компромисс – выбор промежуточного варианта: участники конфликта что-то теряют и в чем-то выигрывают, идя на взаимные уступки;
  • Избегание – уход из конфликтной ситуации без попытки ее решения.
  •  Приспособление – отказ от собственных интересов в пользу другого.

Пламя разгорается от искры, поэтому для любого конфликта (на работе с коллегами, с родителями, с мужем, с близкими, с учителями) нужны определенные условия. Главная искра – противоречие, которое требует от человека решения и активных действий.

Родителю кажется, что учитель поставил его ребенку заниженную оценку. Эта «несправедливость» вызывает у родителя сильные эмоциональные переживания.

Ситуация станет конфликтной в том случае, когда родитель выскажет учителю свои претензии. Конфликт между учителем и родителем превращается в неприятные выяснения отношений.

[note]Совсем недавняя история, которая произошла со мной на уроке изобразительного искусства, превратилась в ложный конфликт. Тема урока – «Натюрморт».  Все рисовали вазу с цветами, а один ребенок писал совершенно другой натюрморт — бутылки с надписями «Виски», «Шнапс» и сигареты, привлекая к себе внимание одноклассников своим художеством. Работу он не сдал и получил двойку.

На родительском собрании мама ребенка стала угрожать  учителю, так как по ее мнению, ее сын рисовал бутылки с томатным соком, хотя на бутылках были другие названия.  Мальчик подтвердил, что он написал одно, а имел в виду только томатный сок.

Мама оскорбила учителя. Ей было важно, чтобы учитель извинился перед ней и ее ребенком.

Оказывается, учитель должен был подумать и догадаться, а не принимать все в буквальном смысле. И кто здесь шут гороховый?[/note]

Такой конфликт вреден, так как он не способствовал решению проблемы, а разрушил отношения между учителем и родителем.

В любом конфликте нельзя выходить за рамки деловых отношений, нельзя касаться личностных качеств противоположной стороны.

10 правил, как избежать семейных конфликтов :

как избежать конфликта в семье

  1. Изучите суть проблемы и представьте ее со стороны;
  2. Поставьте себя на место педагога или ребенка;
  3. Подумайте, какой результат вы желаете получить и убедитесь в том, что этот результат вам нужен.
  4. В конфликтной ситуации постарайтесь признать не только свои интересы, но и интересы другой стороны.
  5. Соблюдайте этику поведения, не сводите счеты, не оскорбляйте других.
  6. Не унижайте достоинств других, попытайтесь прежде разобраться в своих недостатках.
  7. Будьте честны и справедливы в конфликте, постарайтесь вовремя остановиться, чтобы потом не сожалеть и не стыдиться.
  8. Не учите ребенка лгать, сегодня он лжет учителю, а в будущем неуважением и обманом расплатится и с вами.
  9. Не создавайте «революционную ситуацию» в семье и школе, постарайтесь уладить конфликт мирным путем.
  10. Уважайте себя и оставайтесь всегда людьми!

Сегодня общество нуждается в конструктивных методах разрешения конфликтов.

Уважаемый читатель! Как вы думаете, нужно ли изучать эти методы? Как вы разрешаете конфликтные ситуации? Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтной ситуации?


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...