Для чего нужно развивать память? Какой она бывает? Как развить память в любом возрасте, чтобы активно работать с увеличивающейся информацией. Жаловаться на плохую память любят взрослые и дети. Ежедневно нам, взрослым, надо что-то купить, забрать, оставить, принести, передать… Только вечером вспоминаешь о том, что не купила батарейку на часы и можешь опоздать на работу. На следующий день заходишь в магазин, покупаешь все, кроме самого важного – батарейки. «Вылетело из головы, не помню», — удивляемся мы своей рассеянности.
Многих родителей волнует то, что их ребенок весь день учит стихотворение, а у доски забывает даже первые строчки. Наши дети забывают принести в школу тетради, учебники, ручки, спортивную форму… На уроках затрудняются пересказать таблицу умножения, пересказать текст, повторить за учителем правила и определения…
[warning]Работать с памятью ребенка должны, прежде всего, родители.[/warning]
Память – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание.
Запоминание – процесс закрепления новой информации. Оно имеет избирательный характер. Бывает произвольное и непроизвольное (без заранее поставленной цели) запоминание. Непроизвольному запоминанию способствует интерес. Обычно запоминаются яркие образы, волнующие события.
Произвольное запоминание требует усилий воли(ставится цель что-то запомнить).
Различают механическое (зубрежка) и осмысленное запоминание.
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти образов предметов, воспринимаемых вчера, месяц или год назад… Простая форма воспроизведения – узнавание.Оно бывает полным и неполным. Более сложной формой воспроизведения является воспоминание.
Содержание
Виды памяти
По содержанию память бывает двигательной, словесно-логической, эмоциональной, образной. Двигательная память проявляется в трудовых навыках, навыках письма, ходьбы, плавания…
Образная (эйдетическая) память – восприятие образов явлений и предметов, которые встречались ранее. Образная память делится на зрительную, обонятельную, слуховую, осязательную, вкусовую. Известно, что многие художники, писатели и ученые (Гете, Белый, Циолковский, Да Винчи…) обладали ярко выраженной эйдетической памятью («эйдос» переводится с греческого как образ).
Человек с хорошо развитой зрительной памятью легко запоминает тексты, схемы, картины жизни. Воспроизводя события по памяти, он мысленно видит зрительный образ. Зрительная память особенно свойственна художникам и шахматистам. И. Левитан писал в зимнее время картины природы по наброскам, сделанным летом. Дж. Рейнольд создавал портреты по памяти. Поль Морфи играл 8 партий одновременно, не глядя на шахматную доску. Александр Алехин мог проводить одновременные сеансы игры вслепую на 40 досках.
Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, лучше запоминает информацию, которую услышал. Слуховая память развита у музыкантов. Известен интересный случай из биографии композитора С. В. Рахманинова. На одном из визитов к С. И. Танееву А. К. Глазунов сыграл только что написанную им пьесу. По окончанию пьесы Рахманинов по слуху повторил полностью сложное сочинение мастера.
В психологии, а значит и в системе образования до сих пор делается акцент на вербально-логическую память, несмотря на то, что все дети до 16 лет являются эйдетиками. Доказано, что резервы памяти связаны с развитием образной памяти и что человек, владеющий эйдотехническими приемами, практически не знает границ своей памяти.
Профессор, доктор педагогических наук И. Ю. Матюгин разработал специальные методики по развитию эйдетической памяти, которые нашли применение в подмосковных школах и крупных бизнес-компаниях. По мнению профессора, важно не только научить детей запоминать и вспоминать, но и стирать ненужную информацию. Часто после экзамена или контрольной работы дети вспоминают то, что не пришло им на ум в нужный момент. Во время стресса излишнее напряжение создает барьер необходимой информации. Очень важно научиться расслабляться. Расслабление помогает вспомнить выученный материал.
Это нужно знать
[note]Для развития памяти необходимо соблюдать правильный режим дня. Нельзя забывать, что сон восстанавливает силы.
Короткий стресс мобилизует резервы, помогая памяти. Продолжительный стресс ухудшает ее. Важно знать, как справиться со стрессом.
Курение и злоупотребление алкоголя ухудшают работу мозга.
Человеческая память – бездонный резервуар, так как вмешает до 1020 единиц информации.[/note]
Сегодня существует несколько концепций памяти. Некоторые современные ученые предлагают отказаться от понятий — «долговременная» и «кратковременная» память. Согласно их теории, человек должен помнить все.
Что мешает и что помогает развивать память? Как запомнить то, что нужно? Ученые утверждают, что для запоминания важно выбрать главное понятие, образ (своеобразный поплавок), который потом потянет другую информацию. По их мнению, память подобна отлаженному каталогу, где легко найти информацию по ключевому слову.
Законы памяти
- Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого (чем понятнее материал), тем лучше оно сохраняется в памяти (запоминается). Для лучшего запоминания рекомендуют использовать таблицы, рисунки, схемы…
- Закон интереса. Запоминается то, что интересно или то, что полезно и необходимо.
- Закон установки работает в двух случаях: установка на запоминание по времени (ставится задача запомнить надолго), установка на восприятие материала по содержанию (в большом объеме информации выбирают то, что интересно).
- Закон контекста. Легче вспоминаются те события, которые связаны с другими совпадающими по времени впечатлениями.
- Закон объема знаний: чем больше знаний по теме, тем лучше запоминается дополнительный материал.
- Закон повторения. Материал запоминается надолго только после повторения. Повторение в виде воспроизведения намного эффективнее, чем повторение в виде прослушивания или пассивного чтения.
Заблуждения в развитии памяти
Первая иллюзия: многие полагают, что память развивается от нагрузки или сама по себе.
Психологами был проведен эксперимент: испытуемые ежедневно учили стихотворения равного объема. Предполагали, что на изучение последующих стихотворений будет потрачено меньше времени, но результаты не оправдались.
Вторая ошибка: мнемотехника доступна лишь избранным и сложна для школьников.
Сегодня мнемотехнику упростили, по программам мнемотехники работают многие школы.
Третья ошибка: тренировка памяти – трудное занятие. Можно научить детей воспроизводить информацию в различных играх (в палочки, в открытки, в слова…) и тренировка будет ребенку в удовольствие.
Четвертая ошибка: некоторые педагоги думают, что единственным способом запомнить материал является механическая зубрежка. Задав задачу по математике или физике, они обязательно решают на уроке аналогичную, показывая алгоритм решения. Однако при изучении новых тем, просят учеников запомнить формулы и правила, не показывая, как это лучше сделать.
Секрет эффективного повторения
Между повторениями существуют оптимальные промежутки: первый промежуток – через 15-20 минут (в эти минуты не рекомендуется делать ничего сложного, например, решать задачи), второй – через 2 часа, третий – через 6 часов, четвертый – через 24 часа. Всю цепочку повторения материала должны знать дети и родители.
Моя родная тетя всю жизнь работала бухгалтером. До глубокой старости она легко делила и умножала в уме, помнила многие исторические даты, годы правления государственных деятелей, цены на продукты в разные периоды ее жизни. В 90 лет она могла назвать номера паспортов, телефонов, машин близких и дальних родственников, знакомых, соседей. Свой секрет запоминания она объясняла тем, что всегда имела дело только с числами.
Секреты запоминания
Младшие школьники часто не могут запомнить таблицу умножения. Есть игровой прием запоминания, который помогает запомнить таблицу обычным способом. Каждая цифра превращается в животного, которое напоминает. Например, 5х6 =30, 5 может быть кенгуру (у этой цифры такой же выпуклый живот как у кенгуру), 6 – улитка (цифра 6 походит на туловище и ракушку), 30 – горы (3 в горизонтальном положении выглядит как две горы) и солнце. Составляется интересная история: кенгуру и улитка отправились в горы отдохнуть. Дети легко запоминают эту историю. Теперь можно закрыть конечные цифры, ребенок их называет (горы и солнце) – 30, затем закрываем первые цифры, он вспоминает улитку и кенгуру – 5 умножить на 6.
Достаточно скоро, играя в эту образную игру, школьник отказывается от картинок и переходит к цифрам.
С помощью картинок удобно запомнить номера телефонов. Рисуется портрет из условно изображенных цифр, например, нули – глаза, 7 – бровь, 1 – рот, 3 – ухо, 6 – нос… Важно запомнить последовательность чтения этой картинки (сверху вниз, а потом справа налево или слева направо).
Запомнить номер телефона можно методом солдата Швейка: к каждой цифре привязывают ассоциацию – номер квартиры, количество зубов у человека, дату рождения, количество членов семьи, размер обуви…
Способы запоминания слов
Для запоминания словарных слов удобен метод звуковых ассоциаций. Очень часто делают ошибки в слове «винегрет». Это слово можно запомнить при помощи выражения «вИно пьют нЕгры». Такой способ можно использовать для запоминания и иностранных слов, например, английское слово «take» (взять) созвучно со словом «тайком»: собака, тайком взявшая колбасу.
Выучить правописание слов можно с помощью графических ассоциаций, рисунков: слово «собака» дети пишут так, как слышат. Школьник быстро запомнит слово, если попросить его нарисовать собаку, свернувшуюся калачиком, в виде буквы «о».
Метод крестика. Младший школьник затрудняется в правописании слова «капуста». Нужно подвести его к тому, что слово «капуста» ассоциируется со словом «заяц». Слово «заяц» ближе всех остальных к слову «капуста» по смыслу. В слове «заяц» буква «а» находится под ударением. Это слово «заяц» записывается крест-накрест со словом «капуста» с общей буквой «а» в пересечении. Таким способом можно запомнить от 10 до 15 слов в день.
Это интересно
[note]Английские ученые провели эксперимент, предложив двум группам студентов запомнить 500 слов. Одна группа студентов учила слова обычным способом, другая — с помощью звуковых ассоциаций. Способ использования звуковых ассоциаций позволил студентам запомнить в 1, 5 раза больше слов.[/note]
Резервы нашей памяти безграничны, поэтому важно знать, как максимально развить память и научиться правильно работать с информацией: уметь вспоминать полезную и стирать ненужную.
Существует немало методик, использование которых может развить в ребенке такую важную способность, как память. Родителям не следует ставить клеймо на своих детях, убеждая их в отсутствии памяти.
В этом видео вы найдете эффективный тренинг по развитию памяти.
Уважаемый читатель! Какие методики по развитию памяти вы считаете наиболее эффективными и какими секретами запоминания можете поделиться?
Спасибо за полезную и интересную информацию!
Много людей в нашем мире страдают из-за нехватки
достаточного количества памяти. И вся проблема кроется в их
неправильном понимании о том, что такое память и как ее развить
Ответить
Я для заучивания большого количества информации использую методику Гаусса: повторяю через некоторые промежутки времени. Но чтоб мозг хорошо работал важно его питать изнутри, я для этого гинкоум принимаю, ненасыщенные жиры в рацион включила, фрукты и овощи. К концу курса уже чувствую результат.
Ответить