Жанры живописи в изобразительном искусстве и их краткая характеристика для детей с примерами картин и художников

Жанры живописи в изобразительном искусстве

С какого возраста следует знакомить ребенка с таким понятием, как жанры живописи в изобразительном искусстве? Исследователями и учеными многих стран мира определены виды изобразительного искусства и жанры живописи для детей дошкольного возраста, в соответствии с этим определены способы освоения искусства.

Лет 40-50 назад в нашей стране почти в каждом доме висели репродукции картин русских художников. Помню, как в детстве любовалась ими и меняла местами. Самое интересное, что в домах всех наших знакомых все стены были украшены подобными репродукциями. Так просто и ненавязчиво шло знакомство детей с прекрасными творениями художников. Став мамой, я точно также старалась приобщать детей к искусству.

Содержание

 Жанры живописи для ребенка 2-3 лет

Знакомство ребенка с искусством нужно начинать с 2-3 лет. В этом возрасте уместны три жанра: пейзаж, портрет, натюрморт. Не стоит объяснять малышу смысл картины и рассказывать о биографии художника. Вокруг ребенка необходимо создать культурное пространство для воспитания хорошего вкуса.

В детской комнате можно организовать небольшую домашнюю экспозицию (репродукции картин Васнецова, Перова, Айвазовского, Шишкина…), которая будет постепенно обновляться и расширяться. Родителям нужно научиться улавливать детские эмоции, которые вызывает картина. Малыш замечает красоту, воспринимает ее и получает радость при соприкосновении с ней. Так происходит первое общение ребенка с искусством.

Французская писательница Франсуаза Барб-Галль дает в своей книге «Как говорить с детьми об искусстве» точное сравнение этому эмоциональному контакту с искусством: «Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется».

Для двухлетнего малыша картина является самым интересным объектом исследования. Рассматривайте и описывайте с ним то, что на ней изображено, изучайте цвета, займитесь поиском предметов…

Родителям следует обращать внимание на реакцию малыша и подбирать для просмотра те репродукции, которые будут ему интересны.

В процессе общения мама обращает внимание сына (дочери) на репродукцию картины: «Посмотри в окно. Какие зеленые деревья в нашем дворе! Они очень высокие! А какие красивые деревья изображены на этой картине! Это лес. В лесу можно услышать пение птиц…» (репродукция картины И. И. Шишкина «Лес») или

С. Родионова "Натюрморт с яблоками"
С. Родионова «Натюрморт с яблоками»

«Помоги мне сложить в вазу яблоки! Какие они красные, как на картине. Посмотри на картину! Ты любишь яблоки? (репродукция картины Светланы Родионовой «Натюрморт с яблоками») или «Какой красивый мальчик! Его зовут Мика. Что он делает? Сидит на стуле. Щечки у него розовые! Волосы кудрявые! Глаза большие! Куда он смотрит? Может быть он увидел маленькую синичку за окном? (репродукция картины В. А. Серова «Мика Морозов»)».

В. А. Серов «Мика Морозов»
В. А. Серов «Мика Морозов»

При изучении основных цветов в живописи (красный, желтый, синий) можно использовать репродукции картин разных жанров, где доминируют эти цвета.

Это нужно знать:

Очень важно соблюдать меру в количестве репродукций.

Для детского восприятия лучше всего выбирать репродукции большого формата (A4, A3) с крупными контрастными изображениями.

Все работы должны быть расположены на уровне глаз ребенка.

Как знакомить ребенка 4-5 лет с жанрами изобразительного искусства?

От ознакомления с репродукциями домашней выставки (по мере взросления сына или дочери) можно постепенно перейти к просмотрам художественных альбомов. Во время таких просмотров очень важно поддерживать интерес ребенка.

Для ребенка 4-5 лет уместны информативные игры и беседы.

Есть прекрасные загадки о жанрах из известного мультфильма Григория Гладкова, которые ребенок легко запомнит:

Если видишь: на картине нарисована река.

Или домик в дымке синей, или луг и облака,

Или тонкая рябина, или поле иль шалаш

Это значит, что картина называется пейзаж.

 

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется портрет.

 

Если видишь на картине самовары на столе,

Или виноград в корзине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.

Спустя какое-то время, посетив музей, ребенок увидит своих старых знакомых в подлинниках. От этой встречи он получит новые впечатления, почувствовав разницу между живой картиной и копией. Следующие походы в музеи ребенок совершит с новым предвкушением красоты и радости.

Воспитанию вкуса служат сказки, иллюстрированные известными художниками-иллюстраторами (И. Я. Билибин, Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, В. Г. Сутеев, В. М. Конашевич, Б. А. Дехтерёв, Н. Э. Радлов,  Е. М. Рачев, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, и др.

Картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

Е.А.Флерина

При чтении сказок малыш рассматривает книжные иллюстрации, которые помогает ему полнее представить героев и их жизнь. Иллюстрации оказывают воздействие на чувства ребенка, помогают раскрыть до конца содержание сказки, стимулируют воображение, формируют эмоции, воспитывают культуру восприятия.

Сегодня во многих музеях проводятся тематические занятия для дошкольников и школьников. Это хорошая возможность для воспитания ценностного отношения к искусству.

Родители должны понимать, что посещение музея для ребенка будет самым счастливым воспоминанием детства.

Что такое жанр изобразительного искусства?

Французское слово «жанр» переводится как «род», «вид».

Художник может отдавать предпочтение одному жанру или одному виду изобразительного искусства, а может успешно работать в разных жанрах и в разных видах изобразительного искусства (в живописи и скульптуре, в живописи и графике…)

Обычно художника называют по жанру, который является основным в его творчестве (баталист, анималист, портретист, пейзажист…)

Все произведения изобразительного искусства делятся на жанры, которые могут сливаться (Памятник Минину и Пожарскому можно отнести к портрету и историческому жанру) и разветвляться (И. К. Айвазовский писал марины (морские пейзажи) и баталии (морские битвы). Батальный жанр можно отнести к «ветви» исторического жанра).

Жанры живописи для детей старшего дошкольного возраста с примерами картин и художников.

Как познакомить дошкольника с жанром пейзажа?

«Пейзаж — рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении».

Из словаря С. Ожегова: Пейзаж. (франц. paysage, от pays — страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором объектом внимания художника является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

Знакомство дошкольника с пейзажной живописью лучше начинать с произведений русских художников-пейзажистов И. И. Шишкина, И. И. Левитана, К. К. Саврасова, И. К. Айвазовского.

Жанру пейзажа можно посвятить тематические выставки по теме «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». В каждую тематическую выставку можно включать работы разных пейзажистов. Это позволит ребенку увидеть времена года и сезонные изменения в природе глазами мастеров пейзажа.  Важно обратить внимание на то, что времена года у каждого художника отличаются по присущему ему стилю.

Пейзаж выражает настроение художника, его отношение к окружающей природе, поэтому каждый пейзаж созвучен с музыкой или поэзией. Рассматривая с ребенком картину, расскажите о том, что на ней изображено. Рассказ может быть построен так: «На этой картине художник представил весну. Солнце стало жарким. От его света ожила березовая роща. Чувствуется свежий запах влажной земли и тепло солнечных лучей (картина В. Н. Бакшеева «Весна»). Точно такую же весну мы представляем при прослушивании мелодии П.И. Чайковского «Весна»».

В. Н. Бакшеев «Весна»
В. Н. Бакшеев «Весна»

Картина А. А. Рылова «В голубом просторе» созвучна «Баркаролле» П.И. Чайковского,

А. А. Рылов «В голубом просторе»
А. А. Рылов «В голубом просторе»

картина А. А. Пластова «Первый снег» — музыке С. С. Прокофьева «Утро».

А. А. Пластов «Первый снег»
А. А. Пластов «Первый снег»

При описании картины И. И. Левитана «Золотая осень» можно обратиться к стихотворным строкам А.С. Пушкина.

И. И. Левитан «Золотая осень»
И. И. Левитан «Золотая осень»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса …

Расскажите дошкольнику о разновидностях жанра. Пейзаж подразделяется на жанры: романтический, лирический, эпический, драматический.

Романтический пейзаж

Природа, представленная в романтическом пейзаже, передает чувства человека.

В картине И.К. Айвазовского «Девятый вал» показана тревога и беспомощность человека перед морской стихией.

Картина И.И. Левитана «Весна – большая вода» рассказывает нам о пробуждении природы и души художника.

Лирический пейзаж

А. А. Пластов «Сенокос»
А. А. Пластов «Сенокос»

В лирическом пейзаже отражена красота природы. Он вызывает чувство любви к Родине, заставляет грустить, учит радоваться, восхищаться… У картины А. А. Пластова «Сенокос» так и хочется прочитать лирические строки С.А. Есенина:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

 

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки …

Эпический пейзаж

В эпическом пейзаже художник показывает величие земли монументально, красочно, звучно (картины М.С. Сарьяна «Горы», «Октябрь в Ереване»).

М.С. Сарьян «Октябрь в Ереване»
М. С. Сарьян «Октябрь в Ереване»

Драматический пейзаж

В драматическом пейзаже чувствуется напряжение, тревога. Художник показывает природу перед грозой или бурей (картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»).К. Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»

 Как познакомить дошкольника с натюрмортом?

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей: предметы быта, орудия труда, цветы, снедь (хлеб, рыба, фрукты, овощи…), книги, музыкальные инструменты и др.

Домашние тематические выставки в жанре натюрморта можно посвятить темам: «Хлеб», «Цветы», «Фрукты и овощи», «Предметы быта».

В жанре натюрморта работали такие известные художники как И. Т. Хруцкий, И. Э. Грабарь,  К. С. Петров-Водкин, В. Ф. Стожаров, К. А Коровин и др.

В изобразительном искусстве два вида натюрморта.

В одном виде вещи как бы характеризуют своего хозяина, говорят о его положении в обществе, профессии, увлечениях.  Такое ощущение, что хозяин вещей вышел и вот-вот вернется. К примеру, картина К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»
К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»

Во втором виде натюрморта вещи изображены художником для того, чтобы произвести впечатление на зрителя своей красотой, своим цветом, своей формой… Например, натюрморт В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль и братина».

В. Ф. Стожаров «Хлеб, соль и братина»
В. Ф. Стожаров «Хлеб, соль и братина»

Рассказывая сыну (дочери) о натюрморте нужно отметить:

  • Название, автора (Как называется картина? Кто ее написал?);
  • Содержание, композиция (Что мы видим?);
  • эпоху (когда люди пользовались такой посудой (такими предметами)?);
  • манеру письма художника (любимые цвета, крупные мазки…);
  • главную идею (о чем говорит художник в своей картине?)

Рассказ о натюрморте должен быть эмоциональным, чтобы привлечь внимание ребенка:

«Что мы кушаем каждый день? Хлеб. А каким он бывает? А как нужно относиться к хлебу? Посмотри на эту картину. Она называется «Хлеб, соль и братина». Ее написал художник В. Ф. Стожаров.  В центре картины он разместил хлеб. Хлеб у него высокий, округлый, золотистый, аппетитный… Рядом с ним лежат большие ломти разрезанного каравая. Хлеб лежит на белоснежном вышитом рушнике.  Золотистая братина и вышитый рушник на красном полотне говорят нам о том, что хлеб – это главная ценность на земле.

Братина – шаровидный сосуд XVI-XVII в.в. для питья на братчинных пирах, «на всю братию».

Натюрморт изображен на фоне бревенчатой стены, освещенной солнцем. Цвета, выбранные художником, вызывают радость и благоговение перед хлебом. Картина В. Ф. Стожарова напоминает нам о бережном отношении к хлебу».

«Этот натюрморт называется … . Его написал… . Он вызывает радость и восхищение.  Здесь есть гвоздика, ромашка, пион…  Хочется протянуть руку и взять в руки такой пышный букет, чтобы вдохнуть его аромат. А как бы ты назвал эту картину? Как ты думаешь, кто мог собрать букет? Может быть, его подарили маме? Тебе понравился букет? Какое настроение у тебя вызывает этот букет? Как ты думаешь, в каком настроении писал эту картину художник? Какие краски взял художник, чтобы передать свое настроение? Подумай, пожалуйста, почему художник решил написать этот букет?»

Во время просмотра картин нужно обратить внимание на то, как хлеб (цветы, фрукты…) изображали разные художники.  В картине Машкова «Снедь московская» стол ломится от батонов и караваев, в картине Петрова-Водкина «Селедка» на столе лежит только один кусочек черного хлеба, в картине Федотова «Завтрак аристократа» хлеб можно заметить только тогда, если очень хорошо приглядеться к сюжету, в картине Серебряковой «Обед» мы видим хлеб в поле на обеде колхозников. Какой хлеб выглядит аппетитным (кажется теплым, хочется попробовать)?

Как познакомить дошкольника с портретом?

Портрет (от фр. слова portrait — изображение) —  жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Портреты – это часть истории. В них даны образы людей разных эпох. По портретам мы можем понять, в каком мире жил художник и как он относился к людям.

Человек на портрете может быть нарисован в полный рост, по грудь (погрудный), по пояс (поясной), по колени (поколенный).

По повороту головы портреты бывают: в профиль, в анфас (фр. en face — «с лица»), в четверть поворота направо или налево, в три четверти, вполоборота.

По способу исполнения портрет делится на карандашный, пастельный, масляный, акварельный, гравированный, фотографический и т. д.

По характеру изображения выделяются две группы: парадные (изображение человека на коне, стоящим в полный рост или сидящим на фоне пейзажа или архитектуры) и камерные портреты (погрудное, поясное изображение человека на нейтральном фоне).

Портрет называют костюмированным, если человек изображен в виде литературного (театрального, аллегорического, исторического, мифологического) персонажа. При наименовании такого портрета включают слова «в образе» или «в виде».

Портрет может передавать не только индивидуальные черты человека, но и характерные черты эпохи, в которой жил портретируемый.

По лицу, позе и жестам модели можно угадать ее особенности поведения, темперамент и характер.

Изображая конкретного человека, портретист отражает время, переживания, мечты его соотечественников, а также свои идеалы и свое отношение к модели.

С жанром портрета связано творчество известных художников: В. М. Васнецова, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, К. Е. Маковского, Х. П. Платонова, В. И. Сурикова, А. А. Пластова, И. Е. Репина, В. Г. Перова, И. Э. Грабаря и др.

Ребенку дошкольного возраста близки по чувствам детские портреты. Они вызывают у них положительные ассоциации. Мимика лица, расположение рук помогают дошкольнику понять настроение, характер, душевный мир портретируемого.

Примерная беседа о портрете:

Вопросы по содержанию картины: Кто изображен на этой картине? Что ты можешь рассказать о нем (о ней)? Сколько ему (ей) лет? Как его (ее) зовут? Что он делает? Что изображено рядом с ним (с ней)? Что эти предметы рассказывают о нем (о ней)?

Вопросы, раскрывающие эмоциональное состояние, настроение человека: о чем думает мальчик (девочка)? Что он (она) видит (слышит)? Что он (она) хочет сделать? Что ты видишь в его (ее) глазах? О чем они говорят? О чем рассказывает его одежда? Какую тайну можно разгадать, глядя на руки этого мальчика (этой девочки)? Почему художник изобразил его (ее) в этой позе?

По наводящим вопросам ребенок составляет описательный рассказ. Примерный рассказ по портрету В.А. Серова «Мика Морозов»:

На картине изображен мальчик. Ему 4 года. Его зовут Мика. Он сидит на большом стуле. Рядом с ним лежит игрушка. Мальчик отложил ее в сторонку, потому что увидел за окном маленькую синичку. В его глазах я вижу удивление. Вот-вот он спрыгнет с высокого стула и побежит к окну, чтобы хорошо разглядеть красивую птичку.

Рассказ по портрету И. Е. Репина «Стрекоза»:

И. Е. Репин «Стрекоза»
И. Е. Репин «Стрекоза»

На этой картине художник изобразил девочку. Ей 5 лет. Она сидит на изгороди, свесив ножки. Девочка очень похожа на стрекозу. Она не боится высоты. У нее красивое зеленое платье. Она радуется солнцу, траве, небу.

В процессе беседы можно попросить ребенка придумать свое название портрету, открыть тайну в картине, скрытую художником и т. д.

Жанровая живопись

Исторический жанр

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены  исторические события и запечатлены герои прошлого. Исторический жанр часто перекликается с портретным, бытовым и батальным жанрами.

Для ознакомления с историческим жанром уместны произведения В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» и др.

Самым ярким представителем этого жанра в русской живописи является В. И. Суриков («Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.).

В. И. Суриков «Меншиков в Березове»
В. И. Суриков «Меншиков в Березове»

Бытовой

Бытовой жанр – это картины, на которых изображена повседневная жизнь людей, их быт.

Бытовой жанр можно представить дошкольнику на примере картин П. А. Федотова «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и А. Г. Венецианова («Захарка», «На пашне», «Гумно»).

П. А. Федотов «Сватовство майора»
П. А. Федотов «Сватовство майора»

Батальный

Батальный жанр – (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвящённый военной жизни.

В батальном жанре главное место занимают военные походы и сцены сражений. Художник-баталист стремится показать самый важный момент битвы, передать исторический смысл военных сражений, что сближает батальный жанр с историческим. Сцены, где представлен военный быт, связывают батальный жанр с бытовым жанром.

Знакомить дошкольника с батальным жанром можно на произведениях выдающегося русского художника-баталиста В. В. Верещагина.В. В. Верещагин "Под Плевной"

Анималистический

Анимализм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным мотивом которого являются животные.

Знакомить ребенка с анималистическим жанром можно по книгам известного анималиста Е. И. Чарушина («Про Томку», «Волчишко и другие»), который является и автором и иллюстратором. Важно объяснить ребенку, что художнику-анималисту необходимо долго наблюдать за повадками животных, чтобы создать их образ, передать характер.

Рисунок Е. И. Чарушина
Рисунок Е. И. Чарушина

Многие анималисты наделяют своих животных человеческими качествами. Примером этому является самая известная акварель Альбрехта Дюрера «Молодой заяц» (1502 г.) Портрет этого зайца схож с портретом человека.

Мифологический

Мифологический жанр — ветвь исторического жанра, повествующая о сюжетах преданий и легенд.

Мифологический жанр можно изучать по рисункам И. Я. Билибина в «Сказке  о царе Салтане», в «Сказке о рыбаке и рыбке», в «Сказке об Иване Царевиче и Сером Волке», в сказке «Белая уточка» и т. д.

И. Я. Билибин. Иллюстрация к сказке "Царевна-лягушка"
И. Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка»

К самым известным мифологическим произведениям можно отнести работы М. А. Врубеля «Пан», «Царевна Лебедь».

К сказочно-легендарной тематике обращался в своем творчестве В. М. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Змей Горыныч» и др.)

Способы развития восприятия произведений искусства

Представление о жанрах изобразительного искусства формируется не только на выставках и экскурсиях в музеи, но и в процессе игр.

Восприятие произведений искусства – это эмоционально-интеллектуальный труд, который требует от ребенка определенной подготовки.

В связи с тем, что дошкольник только учится «считыванию» трёхмерного пространства картины, следует развивать в нем наблюдательность и обращать внимание на прекрасное (сочетание красок, форму предметов) во время прогулок, походов, экскурсий, игр и т. д. Важно научить ребенка замечать красоту в живой природе для того, чтобы он смог увидеть красоту на картине.

Развитое восприятие произведений искусства у дошкольника проявляется в том, что он понимает то, что изображено на картине и что хотел нам рассказать художник.

Для развития эмоционального восприятия можно воспользоваться приёмом «вхождения в картину»:

Что ты чувствуешь, глядя на эту картину? Какое настроение передаёт тебе художник? Давай представим себе, что мы оказались в этом лесу (на этой поляне, на этой дорожке, на этой горе…). Дотронься до дерева (до воды, до листвы)! Что ты почувствовал? Какое оно? Пройдись по этой листве! Ты слышишь шелест? Потрогай воду (траву, листву и т.д.). Посмотри на небо! Какое оно? Попробуй вдохнуть в себя воздух! Что ты почувствовал? и т.д.

Для развития художественного мышления следует обратить детское внимание на выразительные средства: «С помощью каких красок художник передал нам радость (тишину, покой, волнение, грусть, страх, свежесть…)? А что бы ты чувствовал, если бы он взял темные краски?»

Выразить свое эмоционально-личностное отношение к картине может прием установки. Дошкольнику дают установку составить мини-рассказ по картине: «Прежде чем сказать, что тебе нравится в этой картине и что ты думаешь ней, надо вспомнить, как она называется, чему она посвящена и что хотел художник нам передать.

Познавательные и развивающие игры с картинами

После ознакомления с жанрами изобразительного искусства можно предложить ребенку различные игры-задания

  1. «Назови жанр картины по описанию»

«На картинах этого жанра изображены горы, луга, деревья, море… » (пейзаж).

«На картинах этого жанра можно встретить ягоды и фрукты, книги и посуду…» (натюрморт).

«Глядя на картины этого жанра, мы можем узнать, как выглядел человек, какую одежду носил, какой характер имел… » (портрет).

«Картины этого жанра помогают нам узнать о жизни и повадках животных и птиц (анималистический жанр).

  1. «Выбери картину по описанию»

Ребенку дают репродукции картин разных жанров и предлагают выбрать среди них картину, соответствующую описанию.

  1. «Составь портрет из гаек и болтиков»
  2. «Придумай пейзаж из овощей и фруктов»
  3. «Создай натюрморт из игрушек»
  4. «Проведи экскурсию по выставке в качестве экскурсовода»
  5. «Найди лишнюю репродукцию» (Перед малышом разложены репродукции картин, посвященные осени и одна репродукция по теме «Зима».
  6. «Назови жанры этих произведений»

В заключение хотелось бы отметить, что при развитии способности к восприятию картин каждый родитель вправе руководствоваться теми методами и приемами, которые он считает наиболее подходящими для своего ребенка. Помните, что многое зависит от примера взрослых. Видя неравнодушного к искусству родителя, наблюдая за его отношением, эмоциями, чувствами, ребенок поймет, что от «общения» с произведениями искусства люди получают вдохновение. Придет время, и он привыкнет к незнакомым названиям и именам и будет не раз возвращаться к любимым картинам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...