Колыбельные песни, появившиеся в Х-ХIII веках, бережно передавались из поколения в поколение, дойдя до нашего времени. Их рождение можно считать закономерным. Для каждого народа колыбельные песни для детей были социальной необходимостью. Стоит ли обращаться к колыбельным песням в век информации, новых технологий и высоких скоростей? Для чего нужны колыбельные детские песни на ночь? К сожалению, некоторые современные мамы не придают им особого значения и необоснованно пренебрегают ими.
Колыбельная песня – это первая песня, которую слышит только что появившийся на свет младенец. Народ выбрал для этой песни самые сокровенные слова. Слово «колыбельная» образовано от глагола «колыбать», что означает качать, колебать, колыхать, зыбать, приводить в движение. Неслучайно детскую кроватку-качалку называют колыбель, зыбка.
Колыбельные песни для самых маленьких содержат в себе тексты, которым характерны поэтичность, художественность, образность.
Спи-ка, Маша-солнышко,
Спи-ка, житно зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
В народе сложилось истинно родительское отношение к детям. Их рождение сравнивали с посланием счастья и блага. В детях видели смысл жизни, поэтому и в мотивы колыбельных песен вошли пожелания здоровья, сна, богатства, роста, хорошей жизни, требования послушания.
Дитятко, дитя маленькое,
Маленькое, крохотанненькое.
Дорогая дороголюшка,
Золотая золотиночка.
Как и многие века назад, колыбельные песни обладают целительной силой. Укачивая младенца, мама (старшая сестра, бабушка) знали, что здоровый продолжительный сон является залогом здоровья ребенка, а напевная речь и общение песней служит его развитию. Малыш, слушая колыбельную песню, осваивает первичный словарный запас, познает мир.
Баю-баю-баю-бай,
Спи-ка, Ваня, засыпай,
Буду я тебя качать,
Никому не дам кричать.
В народной педагогике колыбельные материнские песни рассматриваются как обереги. В колыбельных, созданных в языческий период, мать обращается к силам природы (Солнцу, Заре, Луне, Ветру, Дождю) с просьбой защитить дитя от скорби, беды, хвори…
В колыбельных песнях встречается обращение к Богородице, ангелу хранителю, упование на Божью милость.
Дождик, дождик, перестань!
Я поеду в Ярославль
Богу молиться,
Христу поклониться.
У Христа есть сирота –
Запирает ворота
Ключиком-замочиком,
Шелковым платочиком.
Баю-баюшки-баю,
Я младенца укладу.
В старинных колыбельных песнях отражено стремление матери повернуть к ребенку белую полосу жизни («носить парчову шубу, золоты кольца, кованные серебром сапожки»). Мать, поглощенная заботой о благополучии ребенка, верила в то, что ее мольба принесет ему счастье и здоровье. Колыбельная песня – это отражение материнских мыслей и чувств.
В колыбельных песнях представлены разные мифологические герои в роли живых существ: Дрема, Угомон, Сон, Покой. Появление этих добрых спутников тишины в колыбельной неслучайно: каждая мама мечтает, чтобы в будущем они, как ангелы-хранители, создали для ее ребенка мир, лад, уют.
Баю-баюшки-баю,
Баю Тонечку мою,
Буду я качать,
Буду Тоню величать.
Моя Тонюшка уснет,
Да угомон ее возьмет.
Баю-баюшки-баю
Раскрасавицу мою.
Главным персонажем некоторых колыбельных песен является кот. Когда-то существовал обряд, связанный с этим усатым домовым. В детскую колыбельку нельзя было сразу укладывать ребенка, сначала дозволялось полежать в ней коту. Считалось, что этот обряд защищал дитя от злых духов. Со временем обряд оказался забытым, но колыбельные, в которых мать просит у кота помощи, остались.
Уж я Ванюшку качала,
Уж я котику кричала:
Приди, котик, ночевать,
Мово Ваню покачать.
Уж я серому коту
За работу заплачу:
Дам я мяса кусок,
Молока туесок!
Бай да бай,
Ты, Ваня, засыпай!Котик, котичек, коток,
Котик – серенький хвосток,
Приди, котик, погулять,
Приди Ваню покачать.
Я тебе коту, коту,
За услугу заплачу:
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога.
Колыбельные песни на ночь похожи на материнское или бабушкино гулюкание, воркование. Убаюкивают дитя гули-голуби, грачи и галки:
Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стал мой мальчик засыпать.Летели голубицы,
Сели на воротцы,
Воротцы – скрып, скрып!
Леленька – спит, спит.А качи, качи, качи,
Прилетали к нам грачи.
Они сели на ворота –
Ворота – то скрип, скрип!
Моя доченька спит, спит!Ай, баюшки, баюшки!
Солеталися галушки
На темную пашенку
Клевали кашеньку.
К малютке призывали Сон и Дрему:
Ходит Сон по лавочке
В красненькой рубашечке…
В колыбельной песне являются персонажи (бука, волчок, бабай…), которыми мама пытается припугнуть неугомонного ребенка. Однако русские народные колыбельные песни отличает ласковый характер, так как вслед за уговором мама обещает дать малышу пряник или калач, а «вредителей» прогнать.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток,
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.Баю — баюшки — бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Моего Ваню не пугай!
Я за веником схожу.
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Моего Ваню не тревожь.Баю-бай, баю-бай,
К нам приехал Бабай,
К нам приехал Бабай,
Просит: «Сашеньку отдай».
А мы Сашу не дадим –
Пригодится нам самим.
А нам Саша пригодится –
Принесет воды напиться.
Баю-бай, баю-бай,
Спи-ко, Саша, засыпай!
Каждая мать желает видеть своего сына (свою дочь) в будущей жизни умным, сильным, здоровым, богатым, поэтому во многих колыбельных песнях поется о каше — символе сытой жизни.
Баю-баюшки-баю,
Живет барин на краю.
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят,
Полна горница ребят,
Все по лавочкам сидят.
Кашу масляну едят.А я баю-баю-баю,
Жил мужик на краю,
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу с маслицем едят,
Едят кашу с молоком,
Бьют по пузу кулаком.
Будущее сына (дочери) представлялось матери трудовым. В малыше видели замену отцу (матери). Во многих песнях перечисляются крестьянские работы, которые предстоят ему во взрослой жизни: «станешь пашенку пахать», «будешь лес рубить», «станешь рыбку ловить» …
Отец пошел за рыбою,
А матушка уху варить,
Бабушка дрова носить,
Дедушка назем возить.
Вырастешь велик,
Будешь на реку ходить.
Рыбку матушке ловить.
Последние исследования психологов открыли немало интересных фактов.
Дети, которые в младенческом возрасте не слышали колыбельных песен, не умеют выражать свои чувства и эмоции.
При соприкосновении с колыбельной песней дети приобщаются к прекрасному, реагируют на любовь, нежность и доброту, открывают для себя мир чувств. Колыбельные песни действуют на них успокаивающе.
Как правильно петь колыбельные песни?
Колыбельную песню поют ребенку, лежащему в люльке, в коляске, в кроватке.
Ребенка можно держать на левой руке (ближе к сердцу), при этом правой рукой удобно обнять ребенка, фиксируя тельце. Находясь у самого сердца, малютка узнает его стук. Этот знакомый и родной звук он слышал, находясь в утробе. Стук менялся в зависимости от того, что делала мама: спала или бодрствовала, радовалась или грустила. У взрослого человека в спокойном состоянии сердце бьется с частотой 60 ударов в минуту. Ребенок чувствует себя комфортно на руках матери, если частота покачиваний совпадает со стуком ее сердца. Петь колыбельную желательно ритмично, в унисон покачивания.
Напевая песню, желательно в такт мелодии поглаживать ребенка по спинке, поглаживать ножки, подтверждая ему свое присутствие.
Это нужно знать:
Покачивание ребенка не означает беспорядочную тряску на руках или в коляске. Энергичной тряской малыша «забалтывают» и усыпляют. Через несколько минут он приходит в себя и кричит с большей силой. Такое укачивание отрицательно сказывается на нервной системе и работе вестибулярного аппарата ребенка.
«Колыбельная песня – это то, что устанавливает глубинную связь между матерью и ребенком. Колыбельная песня входит в кодовую систему прикосновений, всего того, что называется системой досознательных отношений, чрезвычайно важных, закладывающих основу будущей морали, будущей доброты. Ребенок рождается с жаждой милосердия, он беспомощен. Необходимость помощи настолько очевидна и естественна для младенца, что он все время побуждает к воспроизводству милосердия. Именно в этот момент ласковое слово и такая емкая структура, как песня, т. е. голос, мотив, мелодия с ее содержанием, — акт милосердия. Все это устанавливает связь, которая, с моей точки зрения, более прочна, чем кровная. Это связь вкуса, связь привязанности в ощущении прекрасного, в конкретном ощущении жизни».
Ролан Быков
Известно, что ребенок с самого рождения нуждается в бережном отношении к себе, в ласке, в любви. Однако не все мамы умеют проявлять любовь к ребенку.
Нельзя забывать о том, какую роль отводили наши бабушки колыбельной. В ней говорилось о здоровье и богатстве, счастливом будущем сына (дочери). Она как бы «материализовывала» это будущее.
Искусство пестования малюток, которым в совершенстве владели наши бабушки и прабабушки, может уйти в прошлое.
Современным родителям нужно понимать, что ласковая колыбельная песня на ночь вместе с материнским молоком придает ребенку силу и здоровье, открывает красоту еще не осознанного мира.
Колыбельная песня – это песня материнского сердца. Ее может написать каждая мама и подарить это счастье своему малышу.