Как написать сказку собственного сочинения или как научить ребенка писать сказки

Как написать сказку собственного сочинения

Как написать сказку собственного сочинения с ребенком? Как научить ребенка писать сказки? Ученые утверждают, что психическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка полностью зависит от его способности сочинять сказки. Вот почему родителям очень важно знать все необходимые этапы обучения этому самостоятельному творчеству?

По мнению специалистов, неумение ребенка сочинять сказки считается первым признаком его душевного беспокойства. Научить маленького человека самому придумывать сказки – значит помочь навести порядок в детской душе и в этой работе важно не упустить время.

Известно, что ни один ребенок не сочинит сказку, не научившись ориентироваться в ней. Для этого родителям нужно прежде всего знать, как рассказывать сказку ребенку.

Содержание

Подготовительный этап – научить ребенка ориентироваться в сказочном мире

Сказки – основной элемент духовной пищи ребенка. Погружаясь в волшебный сказочный мир, ребенок погружается в глубины своей души, где творится хаос. Ему приходится всему учиться, прилагать воображение, не бояться приключений, преодолевать опасность и импровизировать.

Здесь в скрытом от сознания пространстве происходят его встречи с разными персонажами, будоражащими психику. Возвращаясь в реальный мир, ребенок начинает чувствовать себя более свободным и уверенным.

На этом первоначальном этапе ребенку необходимо пережить немало сказок, а для этого родители должны позволить ему постоянно отлучаться в мир сказки, что будет для него подготовкой к тому, чтобы в будущем управлять собой и справляться с предстоящими трудностями в жизни.

Наверное, все родители сталкивались в своей жизни с такой знакомой ситуацией, которая много раз повторялась и в нашей семье.

В детстве папа рассказывал мне на ночь сказки. Сказку «Волшебная лампа Алладина» он пересказывал от начала до конца почти месяц. Все это время папе нельзя было отклоняться от эталона.

В случае какой-либо неточности его поправляли: «Там было все по-другому. Ты пропустил одну комнату…». Предложение перейти к другой сказке упорно отвергалось. Я до сих пор остро помню страх, который испытывала вместе с моим любимым героем Алладином. Мы проходили все испытания и радовались, добравшись до старой волшебной лампы.

Волшебная лампа Алладина

Спустя время ни с того ни с сего я предложила папе рассказать мне новую сказку. И с новой сказкой произошла та же самая история.

Моя младшая дочь очень долго слушала сказку «Русалочку». К новогоднему утреннику она попросила сшить ей костюм Русалочки. Для нее было очень важно превращение в любимый персонаж. Она ассоциировала Русалочку с собой и все ее разговоры были только о ней. Прожив несколько недель в подводном царстве, девочка с легкостью перешла к другой сказочной роли.

Австрийский психотерапевт Бруно Беттельгейм в своей книге «Психоанализ волшебной сказки» пишет о том, что развитие детской и взрослой личности происходит скачками, другими словами ей требуется пройти определенные этапы или ступеньки. Каждая ступенька «обслуживается» собственной сказкой, которая помогает сформировать одну из сторон души так, чтобы можно было подняться на следующую ступеньку.

По словам Беттельгейма, отношение ребенка к той или другой сказке раскрывает природу психической травмы, полученную ребенком в семье или вне семьи. Работая над сказкой, он залечивает свою душевную рану, находит выход своему страху, распознает суть добра и зла, делает для себя какое-то новое открытие… Вот чем полезно отлучение в сказку!

как рассказывать сказку ребенку

3 забытых секрета о том, как рассказывать сказку ребенку

  1. Определитесь с выбором сказки (сказка должна соответствовать возрасту ребенка). Маленькие дети легко перевоплощаются в своих героев и им не важно какой будет сказка мальчишечьей или девчачьей. Для них вопросы пола не важны, поэтому мальчики отождествляют себя золушками или красными шапочками, а девочки – прекрасным принцем или Иванушкой.
  2. Сказка – это художественное произведение, поэтому у нее не бывает канонического (одного-единственного) прочтения. Она может перечитываться много раз и для каждого возраста по-своему. Ребенок извлечет из нее что-то нужное ему в зависимости от душевного состояния, настроения, потребностей.
  3. Сказки лучше не читать, а рассказывать. Тогда родитель может наблюдать за тем, как дочь (сын) слушает сказки и путешествия в мир сказки будут совместными. Очень важно, чтобы ребенок осознавал, что мама или папа поддерживает и одобряет его отлучки в мир сказки, считает их здоровым и нормальным поведением.

Детское и взрослое восприятие сказок

К сожалению, некоторые родители думают, что сказки – ненужные выдумки. Их раздражают детские мечты, и они указывают ребенку на реальный мир. Стремясь защитить малыша от сказок, где, по их мнению, льется кровь, процветает жестокость (баба Яга сажает детей в печку, волк съедает бабушку и Красную Шапочку, мачеха оставляет падчерицу в лесу на съедение волкам…), они предпочитают знакомить детей только с чем-то материально-полезным.

Многие родители затрудняются ответить ребенку на простой вопрос «Существует ли на свете Баба Яга или Кощей Бессмертный?» Американский психиатр Росс Кэмпбелл считает, что дети должны верить в их существование, иначе сказки потеряют свой смысл.

Баба Яга или Кощей Бессмертный

В сказочном мире каждое событие наделено волшебным смыслом. Для ребенка поедание волком козленка не что иное, как чудесное превращение, а расправа над волком – вера в справедливое устройство мира.

Есть еще одно главное правило для родителей – не объяснять ребенку глубинный смысл сказки. Сила сказки в том, что она действует на подсознательном уровне. Нельзя переносить ее на сознательный уровень, где она просто умрет. Нельзя залезать в душу маленького человека, вмешиваться в механизм его душевных движений, высказывать свои знания. Важно оградить внутренний мир (сына или дочери) от посягательств взрослых.

Будьте внимательнее к детской душе, к ее потребностям. Помните, взрослый умеет управлять противоречивыми чувствами, обуздывать свои инстинкты и желания, мирить непримиримое. Его отношения с окружающим миром упорядочены. Ребенок же должен разобраться в себе, в своей душе, где царит беспорядок.

Его мучает страх, любовь и ненависть, жажда подвигов… В его внешнем мире обитают злые и добрые духи, волки, лешие, жар-птицы… Самое ужасное в том, что этот лес чувств он испытывает одновременно и разобраться в этом лесе ему поможет сказка.

Ребенок должен увидеть в конкретных сказочных образах непонятные движения своей души, проследить за их столкновениями, постигнуть их назначение, чтобы они стали привычными, прирученными. «Одомашнивая» чувства, ребенок пробует управлять ими.

Только теперь, владея атрибутами сказочного мира, ребенок начинает сочинять сказки, подставляя своих персонажей в невероятные ситуации. Все, что волнует его в настоящий момент, он проигрывает в сказке, осваивая стоящую перед ним проблему.

Как часто мы взрослые, читая сказку малышу, незаметно для себя оказываемся в ее власти. Это происходит с нами потому, что волнующие нас проблемы точно также накладываются на сказочные ситуации и образы.

сказочные ситуации и образы

Это нужно знать

Сказка созревает и рождается только в той детской душе, где наводится порядок.

Сказки – необходимые кирпичики для построения здоровой личности. Их отсутствие в духовной пище сформирует слабую, неустойчивую, искривлённую, неуверенную в себе личность

Сочинять сказку – значит наводить порядок в душе

Мы, взрослые, разговаривая с близким человеком, часто просто выговариваемся, то есть в процессе рассказывания извлекаем из темноты души на свет что-то тайное, наболевшее, мучительное. Этот способ помогает нам в наведении порядка в душе. Ребенок, у которого еще очень слабый интеллект, не может обсуждать с кем-либо свою проблему, ему свойственно только играть с тем, что его волнует.

Сказка прекрасно подходит для такой игры. В ней нет оттенков (сложных чувств), каждый персонаж является либо хорошим, либо плохим. Дети легко накладывают свои запутанные чувства на сказочных персонажей, которые довольно просты. Это абсолютное зло или абсолютное добро. Здесь в сказке все конкретно, герои выражают свои чувства поступками или действиями: человек от страха бежит, от обиды плачет…

Лес ассоциируется у ребенка с чувством покинутости, дом — с чувством защищенности. Здесь происходит нереальная трансформация личности в виде смерти и второго рождения, возрождения от капли живой воды или поцелуя, появления из чрева животного… Сказочные превращения помогают детям понять противоречивые чувства, разобраться в раздвоении личности (раздвоенные герои, как мать и мачеха, отец и король…)

В приключениях сказочных персонажей особую роль играют волшебные предметы (ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, скатерть-самобранка…) и добрые волшебники (Морозко, царевна-лягушка…). Они берутся за невыполнимые задачи и решают их.

Точно также взрослые умеют делать вещи, которые дети считают фантастическими и невыполнимыми без помощи взрослых. В сказке, совершая подвиги, ребенок нуждается в конкретной поддержке и эту поддержку он находит в выдуманных волшебных предметах или добрых волшебниках…

волшебные предметы

Как написать сказку с ребенком если не умеешь писать сказки

Метод «Продолжи сказку»

Суть метода состоит в том, что малыш придумывает окончание сказочной истории, которую ему рассказали. Пусть это будет простой сюжет из нескольких предложений.

Метод «Нарисуй сказку»

Ребенку предлагается нарисовать иллюстрации к знакомой или к собственной сказке. Так через рисование будет отображено его эмоциональное отношение к произведению.

Метод «Расскажи сказку»

Для этого метода можно использовать все, что угодно. Героями сказки могут стать игрушки, овощи, фрукты, цветы и деревья. Взрослый дает ребенку в руки какой-либо персонаж и просит описать его, рассказать о его характере, жизни, семье, друзьях. Можно попросить маленького автора придумать название сказки.

Метод «Волшебная дорожка»

Взрослые предлагают ребенку выбрать героя своей сказки, чтобы отправить его в путешествие по определенным местам (можно использовать различные игровые макеты, игрушки животных, смастерить из конструктора королевство (космос, подводное царство), вырезать персонажей).

Во время путешествия с героем происходят самые невероятные приключения. Составив сказку, ребенок дает ей название и придумывает мораль (жизненное правило), объясняя то, чему учит его сказка.

Метод каталога

Трудность этого метода в том, что ребенку необходимо самостоятельно связывать выбранных героев и их действия. При составлении сказки ребенок опирается на цепочку вопросов, которые можно изменять, убавлять или увеличивать:

  • Жил-был… кто? Как его (ее) звали?
  • Что он (она) умел (а) делать?
  • Каким он был? Какой она была?
  • Куда он (она) пошел (пошла) гулять?
  • Повстречался ему (ей) на пути злой (злая) … Кого встретил (а) на пути?
  • Какое зло сделал этот злой (разбойник, волк, колдун…)
  • А был у нашего героя друг…
  • Каким был этот друг? Как он помог главному герою?
  • Что стало со злым героем?
  • Как дальше жили друзья?

Прием исправления сказки

Ребенку предлагается поменять в знакомой сказке героев и изменить их действия, то есть самостоятельно переделать содержание. Взрослый читает каждое предложение из сказки, а ребенок придумывает новый вариант.

Являясь консерваторами в отношении сказок, дети не очень охотно исправляют текст, но перестановка сказки на другие рельсы может их увлечь как новый вид творчества.

Прием исправления сказки

Как написать сказку собственного сочинения

Процесс обучения придумыванию сказок – важнейший этап в формировании монологической речи. Рассказывание строится на детском воображении. Ребенок, сочиняя сказку, анализирует в уме известные ему сказочные сюжеты или события, а затем синтезирует новую композицию, новые образы и их обстоятельства жизни.

Донести до слушателей свою сказочную историю он сможет в том случае, если у него есть богатый словарный запас и умение строить контекстное высказывание. Для связного рассказа ребенку нужно представить объект, уметь анализировать, планировать, устанавливать временные отношения и причинно-следственные связи между предметом и явлением.

Моя младшая дочь начала сочинять истории в три года. Истории рождались сами собой во время игры в песочнице, во время прогулки по лесу и даже во время работы по дому или в огороде. Мы с мужем сажали картошку, а маленькая дочка, наблюдая за работой, вдруг не с того ни с сего взялась нам помогать бросать картошку.

Бегая вокруг лунок, она вела разговор с каждой картошкой от своего имени и от имени картошки:

— Меня зовут Катя. А тебя?

— А меня зовут картошка.

— А ты где живешь? Я живу с мамой и папой в большом домике.

— А я живу с другими картошками в картошечном домике. А ты придешь вечером ко мне в гости?

— Приду!

— Мы будем пить чай с конфетами. Ты любишь конфеты?

— Нет, я не люблю, конфеты! Почему? Моя мама не разрешает мне есть конфеты, потому что у меня нет зубов.

— Тогда мы будем кататься на качелях!

Такие короткие и смешные истории сочиняют трехлетние дети, но со временем содержание их сказочных историй будет достойно еще большего восхищения.

«Дружба пчелки и лягушки»

Жили-были на свете пчелка и лягушка. Все у них было разное: житье-бытье, привычки, интересы…

Лягушка часто наблюдала за полетом пчелки и однажды решила с ней познакомиться:

— Пчелка, не хотела бы ты со мной дружить? – спросила она.

— Я всегда хотела иметь друга, — ответила пчелка.

-Тогда, присаживайся на кувшинку и расскажи мне о том, где ты летаешь. Мне не терпится узнать, как устроен мир на свете, — попросила лягушка пчелку.

-Хорошо, расскажу, — согласилась пчелка. — Я очень много летаю. Недавно я вернулась с поля подсолнухов, что находится за твоим болотом. Там можно собрать много-много меда. За полем начинается лес, а за лесом раскинулись цветочные поляны. Как чудесно летать над разноцветным миром цветов! Лягушка, расскажи мне о том, как устроен твой подводный мир, мы ведь с тобой друзья, правда? – радостно жужжала пчелка.

Лягушка знала наизусть все свое болото и гордилась им, но на какое-то время ей захотелось стать пчелкой: «Как бы я хотела быть пчелкой!» — грустно проквакала лягушка. Она помнила, что обещала пчелке рассказать о своей жизни и не могла не выполнить своего обещания.

— Мое болото очень старое. Здесь живут все мои близкие и дальние родственники, — как-то невесело начала свой рассказ лягушка, но, присматриваясь внимательнее к своему болоту и прыгая с кувшинки на кувшинку, она не заметила, как ее настроение начало меняться:

— Знаешь, если подойти к краю кувшинки, то можно увидеть свое отражение. В болоте, как в зеркале, отражается небо, облака, деревья, птицы, бабочки. Под водой растут длинные водоросли, в которых прячутся пиявки, рыбы, ужи… Над болотом летают мошки, мухи, комары…

В этот момент около лягушки пролетел комар, и она тут же его проглотила. «У нас здесь очень удобно и уютно», — добавила лягушка.

Тут пчелке было пора лететь домой, и она сказала: «Мне пора улетать. Завтра я обязательно к тебе вернусь!»

— Я буду ждать тебя, до встречи, пчелка! – попрощалась лягушка.

Ночью пчелке снилось, что она плавает с лягушкой на кувшинке. А лягушке снилось, что она летает над полем подсолнухов и собирает мед. Вот так подружились пчелка и лягушка!

Как написать сказку о добре?

С детства ребенку важно приобрести уверенность в том, что добро побеждает зло и в этом главная роль отводится сказке. Ребенок сам придумывает содержание, сочиняет завязку, строит ход событий, придумывает кульминацию и развязку. Каждый ребенок по-своему раскрывает в своих сказках тему добра и зла. Вот как борется добро со злом в сказке «Ласточки», сочиненной моей семилетней дочерью.

Сказка «Ласточки»

Сказка «Ласточки»

«У одного доброго хозяина под крышей старого сарая жила семья ласточек. Ласточки находили здесь кров каждую весну, а осенью улетали в теплые края. Этой весной мама-ласточка снова свила гнездо и отложила в него несколько яиц. Пока она высиживала птенцов, папа-ласточка приносил ей в своем клюве мошек и комаров.

Однажды к ласточкиному гнезду подкрался соседский кот Васька. Он был очень злым и голодным. Васька выгнул спину и приготовился к прыжку, облизываясь перед вкусным завтраком. Тут откуда не возьмись вернулся папа-ласточка и начал заманивать кота-хитреца в другую сторону, подальше от гнезда.

Кот сначала растерялся, но потом обрадовался сытному завтраку. Его глаза разбегались. А бедные ласточки летали вокруг своего гнезда и громко кричали. На шум прибежал хозяин и увидел, что ласточкам грозит большая опасность.   Наказать кота он не мог, потому что был добряком.

К счастью, хозяйская корова давала чудесное молоко, от которого все добрели, и хозяин накормил кота этим волшебным молоком. Теперь добрый человек знал, что его друзьям-ласточкам ничто не угрожает. Добро всегда побеждает зло.

Композиция волшебной сказки

В сказках должна соблюдаться композиция (особое построение): присказка, зачин, завязка, события, кульминация, развязка, концовка.

Присказкой называют ритмически организованную прибаутку, предшествующую зачину сказки.  Она вводит слушателя в атмосферу сказки, настраивает его на восприятие и может не иметь никакой связи с содержанием сказки «Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом». Прибаутка – жанр фольклора, близкий к пословице или поговорке.

Для разбития сказки на логические отрывки используют и другие присказки «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

Зачин – начало сказки, где повествуется о месте и времени действия, о героях сказки. Он бывает коротким и длинным. Например, «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были старик со старухой…», «В старые годы у одного царя было три сына…»

Завязка – событие в начале действия, один из ключевых элементов сюжета (Главный герой неожиданно попадает в беду). За завязкой следует развитие сюжета (Герой, столкнувшийся со злом, отправляется в путь).

Кульминация – момент максимального напряжения, обострение в жизни героев. (В пути он встречается и борется со злыми силами)

Развязка – разрешение конфликта, спора (Справедливость восторжествовала – герой побеждает и возвращается домой с наградами.

Концовка – окончание истории «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Она бывает не всегда нужна.

Как написать сказку самому

У сказок могут быть разные структуры, которым можно следовать ребенку и взрослому при составлении собственных сказок.

Известный филолог и фольклорист В. Я. Пропп, исследовав строение волшебных сказок, предложил следующие структуры: радикальная, кумулятивная, цепочечная, ступенчатая.

По радикальной структуре построена сказка «Грибы» (ab+ac+ad…) «Вздумал гриб, разгадал боровик, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать: «Приходите вы, белянки ко мне на войну». Отказались белянки: «Мы грибовые дворянки, не идем на войну». –«Приходите, рыжики, ко мне на войну». Отказались рыжики»…

По кумулятивной структуре созданы сказки «Репка», «Колобок»… (a+(a+b) + (a+b+c)… Позвал дед бабку… Бабка позвала внучку…

Структура сказки бывает цепочечной по формуле ab+bc+cd…: «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку… Такие сказки имеют одинаковые звенья, связанные с друг с другом в точной последовательности.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина ступенчатая структура a+b+c… «Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу».

Фольклорист А. И. Кретов, развивая подход В. Я. Проппа, добавил к общей классификации сингулярную структуру, которая выражается формулой a+a+a+…, например, «Сказка про белого бычка», «У попа была собака»…

Не одно поколение исследователей волновала проблема классификации сказок. По мнению В. Я Проппа, попытки выделения типов русских сказок и построения их классификации не идет ни в какое сравнение со стройными классификациями в области лингвистики или биологии, так как не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу деления.

Сказка «Колобок» и ее вариации

Русская народная сказка «Колобок» известна далеко за пределами России. В печати она появилась в 1873 году. Однако исследователи считают, что сказ о колобке («коло» — круг, круглый бок) входит в славянский фольклор с II-III века н.э. Ее сюжет имеет аналоги и в других сказках (татарских, узбекских, немецких, английских, скандинавских…) в разных вариациях. Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, эта сказка относится к типу 2025 – «убежавший блин».

В мировой культуре с ХIХ века известен «коллега» Колобка — Пряничный (Имбирный) человечек из США, убегавший от животных и съеденный лисой. В печати он появился в 1875 году. Это самая известная англо-саксонская сказка.

В 1992 году была опубликована сказка «Вонючий сырный человечек», где главный герой убегает от бабы, деда, коровы…, думая, что его все хотят съесть, но он ошибался. От ужасного запаха все разбегались как от огня.

Вонючий сырный человечек

Заключение

Надеюсь, что после прочтения этой статьи родители будут знать, как написать сказку собственного сочинения с ребенком. Очень важно в каждой семье создавать все предпосылки для чтения и сочинения сказки: инициировать у детей умение рассказывать сказки, соблюдая принцип «от простого – к сложному», учить фантазировать и размышлять.


 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...