Русский художник-пейзажист, великий лирик Исаак Ильич Левитан

Пейзажи Левитана

Знакомство с творчеством Левитана необходимо начинать с раннего школьного возраста. Его живопись особенная. Она вызывает радость и утешение. Художник позволяет зрителю размышлять, додумывать, досказать. Левитановские картины-раздумья служат, прежде всего, для воспитания чувств: любви, сочувствия, сострадания. В искусстве существует даже изречение «печаль Левитана». Что означает левитановская печаль? Это трепетная любовь к родине.

Взрослым необходимо разъяснить это чувство детям, чтобы научить их чувствовать природу. Однако не все картины художника доступны для восприятия младших школьников.

К творчеству Левитана необходимо обращаться в определенные периоды жизни человека.

Жизнь и творчество Левитана

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в Ковенской губернии. Его отец работал в Ковно переводчиком при французской строительной компании, давал частные уроки. В 1870 году семья художника в связи с материальными нуждами переезжает в Москву.

Вот что писал С. Шпицер о детстве Левитана со слов сестры художника:

«Оба мальчика Левитана уже подросли. Старший начал обнаруживать некоторые способности к рисованию. Отец, обратив на это внимание, определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Младший же сын, Исаак (впоследствии знаменитый пейзажист и академик), которому в это время было девять лет, особых склонностей к рисованию не обнаруживал. Через некоторое время, только потому, что старший сын уже учился в школе живописи, родители решили определить туда же и младшего сына».

ЛевитанВ 1873 году Исаак поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1877 году Левитан переводится в открытую при училище пейзажную мастерскую, руководителем которой становится А. К. Саврасов. Левитан был любимым учеником Саврасова.

Годы учебы в училище для Левитана были самыми сложными в жизни: умерли родители и начались проблемы с платой за обучение. Избежать увольнения удалось благодаря некой С. Малкиель, оплатившей тайком учебу юного живописца. Не имея ночлега, ученику приходилось прятаться в верхнем этаже училища, чтобы провести ночь в тепле.   В марте 1877 года на передвижной ученической впервые были представлены два пейзажа художника «Вечер» и «Солнечный день. Весна». Саврасов получает Малую серебряную медаль.

В 1979 году картину «Осенний день. Сокольники», представленную на выставке, приобрел сам П. М. Третьяков.    Это было общественным признанием художника.

С 1882 года руководство мастерской было передано известному пейзажисту В. Д. Поленову, под влиянием которого сложился новый подход Левитана к пейзажной живописи.

Левитан был сыном своего времени, его беды были схожи с народными бедами и невзгодами. Даже в свои недолгие годы славы он жил в одиночестве. Его дважды выдворяли из Москвы за неимение «права жительства». Он не обладал крепким здоровьем и не познал простых житейских радостей. Его картины выражают особую «левитановскую грусть», но она исходила не от нужды, которую художник испытывал. Эту грусть правильно истолковал Паустовский: «Он смотрел на природу глазами измученного народа». Эта любовь к природе была глубокой, настоящей, сыновьей. От картин Левитана не веет тоской и безысходностью, они призывают к раздумью.

Левитан начинал свое творчество в Подмосковье. Он уезжал на лето в Саввинскую слободу, где не только писал картины, но и охотился, бродил по окрестностям с любимой собакой Вестой, наблюдая различные состояния природы. Так появились такие произведения, как «Осень», «Последний луч», «Пасека» …

Особое место в творчестве занимают годы, проведенные художником на Волге. В волжских пейзажах чувствовалась творческая зрелость Левитана.

Были у художника любимые уголки природы, где ему больше всего нравилось работать. Это живописный городок Плес и его окрестности. В Плесе были созданы многие известные картины: «Вечерний звон», «Вечер. Золотой Плес», «Ветхий дворик», «После дождя. Плес»

Картина-мелодия «Вечерний звон» (1892)

Вечерний звон

«Вечерний звон» — призыв к раздумью о смысле человеческой жизни, о связи человека и природы. Перед нами окрестность города Плеса. Зеркальная река как бы разделяет монастырскую и мирскую жизнь. На одной стороне реки – широкий деревянный мост, похожий на причал, две большие лодки, привязанные к берегу для переправы. В одной из лодок сидит человек, сосредоточенный на себе. Может быть, Левитан изобразил в этом персонаже себя. Сам берег исхожен людьми. На другой стороне — завораживающий светлый мир, притягивающий умиротворением и покоем. У самого края реки стоят монахи, провожающие посетителей храма. Посередине реки огромная лодка с людьми. На самом деле река не является границей двух разных миров. Они не разделимы, взаимосвязаны.

В реке отражается звонкое, прозрачное небо, зеленый островок с белыми храмами, золотыми куполами, воротами и дорогой к ним. Монастырские храмы, золотые березки сверкают в ярких лучах заката. Над рекой, в небе, в воздухе разливается колокольный звон.  Этот звон объединения, взаимопроникновения, взаимопонимания разных миров.

Почему картина носит музыкальное название? Предполагают, что художник рисовал картину под звон колоколов.

Картина «Вечерний звон» не простая, в ней есть секрет. Картина называется так же, как и известная народная песня «Вечерний звон», хотя созданы они в разное время и отдельно друг от друга. Несмотря ни на что, у песни и картины немало совпадений.

Говорят, что в картине слышится музыка. Всё пространство вокруг монастыря испещрено плавными линиями. Оказывается, можно выделить на картине несколько явных линий (река, берега, отражения, контуры леса, храма), и спеть эти линии, если разместить на нотном стане.

Интересно и то, как распределены цвета на картине: каждый оттенок имеет своё место и яркую границу, отделяющую одну краску от другой. Внимательный зритель почувствует и здесь звучание колоколов.

Рекомендации родителям

Предложите ребенку прослушать песню «Вечерний звон» (песня написана на народную музыку и стихи И. Козлова) и рассмотреть картину И. Левитана. Попросите сына (дочь) ответить на вопросы:

  • «Почему у картины «музыкальное» название?» (На картине видна церковь. Художник рисовал и слышал звон колоколов во время вечерней службы).
  • Можно ли назвать картину музыкальной? Откуда слышен колокольный звон? (с противоположного берега, где стоит церковь).
  • Чем отличается песня «Вечерний звон» от других песен?
  • Что удивляет тебя в исполнении этой песни? (голоса изображают звучание колоколов).
  • Это звучание одинаковое? (певцы изображают звучание больших и маленьких колоколов).
  • Песня состоит только из колокольного звона? (В ней, как в обычной песне, есть слова).
  • Участвовали ли в исполнении песни музыкальные инструменты? (музыкальные инструменты заменяют голоса).

Попробуйте вместе с ребенком сделать вывод. В песне в роли аккомпанемента для мелодии выступает колокольный звон. В картине же колокольный звон является душой, судьбой человека. Картину и песню объединяет нежная и искренняя любовь к Родине.

«Золотая осень» (1895)

Золотая осень

Левитановский пейзаж сродни пушкинскому пониманию красоты осенней природы:

«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»

Такую осень мог изобразить художник-лирик, художник-поэт. Картина поэтична.

Убегающая синяя река поворачивает за березовую рощицу. Река, согласно мотиву художника, означает стремительный путь человеческой жизни. По чистому голубому небу плывут легкие белоснежные облака.

Вдали зеленеет поле, видны деревенские домики на фоне оранжево-желтых берез. Слышен шелест осенних листьев. Пройдет немного времени, и они закружатся в осеннем вальсе. Все деревья, травы, кусты наполнены жизнью, будто дышат. Цветовые сочные оттенки луговой травы, береговых кустов, лесных массивов дают ощущение тепла и нежности.

Это одна из лучших картин художника. В ней показана мимолетная и величественная красота природы.

Рекомендации родителям

Рассмотрите картину.  Найдите и прочитайте литературные произведения об осенней природе. Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Почему художник называет осень золотой?
  • Нравится ли ему осень?
  • Что привлекает художников и поэтов в русской природе?
  • За что можно любить русскую природу?

Попросите ребенка написать небольшой рассказ о картине «Золотая осень».

«Март» (1895)

Март

Сюжет картины художник нашел в Тверской губернии (в имении Горка), где гостил у друзей Турчаниновых. На дворе март, но зима еще не отдает свою власть весне. В лесу лежат огромные голубые сугробы. Деревья почувствовали тепло весеннего солнца и дружно тянутся к нему своими тонкими верхушками. На одной из веток виден скворечник, ожидающий первых весенних гостей. На разъезженной дороге образовались первые небольшие проталины. Деревянный дом согревают жаркие солнечные лучи, сползает подтаявший последний снег с козырька крыльца. Дверь в дом открыта. Тепло. Пригрелась на солнце молодая лошаденка, впряженная в сани.

Картина дарит радость. Зима прошла, и очень скоро прилетят и запоют птицы, побегут ручьи, прорежется и зазеленеет травка, на деревьях появятся первые листочки… Долгожданная звонкая весна вступит в свои права.

Рекомендации родителям

Опишите картину вместе с ребенком. Описать сюжет помогают наводящие вопросы:

  • Где происходит действие картины?
  • Какое время года изобразил Левитан?
  • Чувствуется ли в этом произведении приход весны?
  • Как природа встречает весну?
  • Как весна влияет на настроение художника?

Попросите сына (дочь) рассказать о своих чувствах. Радуется ли он весне? Может ли человек быть равнодушным к обновлению природы?

Картина «Весна. Большая вода» (1897)

Большая вода

«Весна. Большая вода» — картина-мелодия. Она созвучна произведению Антонио Вивальди «Весна».

Пришла весна.  Широко разлилась река. Вода заполнила все овраги, затопила огороды, дома, рощу. Далеко от дома уплыла деревенская лодка. В воде стоят многочисленные деревья. Их стволы отражаются в речной глади как в зеркале. В прекрасном отражении художник точно повторил не только небо и облака, но стройность и кривизну, толщину и хрупкость деревьев.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Рекомендации родителям

Рассмотрите картину вместе с ребенком и попросите его составить по ней рассказ. Предложите сыну (дочери) прослушать музыкальное произведение Вивальди «Весна». Понять картину помогут следующие вопросы:

  • Какая весна изображена на картине? (Ранняя).
  • Почему деревья оказались в воде? (Разлилась река, растаял снег на пригорках).
  • Что произошло после разлива реки?
  • Как ведет себя вода?
  • Какие чувства к весне испытывает художник? (Нежность. Его радуют неожиданности, которые преподносит человеку весна и большая вода).

 «Над вечным покоем» (1894)

Над вечным покоем

Это произведение сложное. Понять его смысл могут   дети среднего и старшего школьного возраста.

Высокое вечернее небо закрывают огромные тучи-великаны. Тучи как будто растекаются, окрашивая все безграничное пространство в серые тона. Широкое свободное озеро представлено художником как вечная бурная жизнь. Среди могучих природных стихий расположился маленький зеленый островок с небольшой часовней и заброшенным кладбищем. «Вечность, грозная вечность, в которой утонули поколения. Какой ужас, какой страх!» — говорил Левитан. Остановить смерть невозможно, с ней приходится мириться. Однако в своей картине художник доказывает нам, что жизнь всегда берет верх над смертью: в часовне горит огонек, как символ жизни. Он означает, что жизнь продолжается. В этой картине художник философствует о бренности человеческой жизни, противоречивости бытия, проблеме жизни и смерти.

Левитан придавал этой картине особое значение. Об этом говорят строки из его письма к П. М. Третьякову: «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием».

Рекомендации родителям

Попросите ребенка рассмотреть картину и передать словами настроение, которое она вызывает. Наступающие серые облака, беспокойное озеро, качающиеся березки…

  • Слышен ли шум ветра? Что говорит о его силе? (Наклонившиеся от ветра деревья, стремительные облака…)
  • Ветер передает нам душевное состояние художника. Что же хотел сказать художник в своей картине? (Человек – маленькая частичка в пространстве природы. Его жизнь – только миг. Природа же вечна).
  • Что означает еле заметная тропинка к часовне? (Тропинка напоминает человеку о том, что важно хранить память о прошлом, не забывать о своих предках).

Картины Левитана учат нас быть чуткими, понимать состояние природы в любое время года. Художник раскрывает душу в своих произведениях, говорит о своих личных чувствах.

Родители должны научить детей переживать, чувствовать и настроение художника, и состояние природы, которое он пишет. Есть вещи, которые не выразить словом. Можно описать картину словами, но еще важнее научить ребенка ощущать трепет от пробуждающей природы, предчувствия перемен, заката, тепла весеннего солнца… Наши дети должны понять, что о многом могут рассказать не только слова, но и краски, которыми искусно владел художник-лирик Исаак Ильич Левитан.

Уважаемый читатель! Я приглашаю вас и ваших детей на интересную и познавательную экскурсию по творчеству Левитана.

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *