Алексей Кондратьевич Саврасов — мастер лирического пейзажа

Художник Саврасов

С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле.

И. Левитан

Творчество А. К. Саврасова вошло в историю пейзажной живописи России конца XIX века. На его холстах летят над полем поющие жаворонки, журчат мартовские ручьи, скрепят от ветра и холода деревья, сверкает на солнце влажная от дождя трава…

Саврасов увидел природу взглядом простого человека, открыл удивительную красоту того, что считалось некрасивым. Некрасивыми называли тогда обыденные явления и подробности жизни.

Родители должны познакомить ребенка с творчеством художника в младшем школьном возрасте. Понимать картины Саврасова – значит замечать красоту в русской природе, уметь удивляться, восхищаться, чувствовать. Очень важно рассказать детям о жизни и особенностях творчества художника-поэта.

Саврасов. Портрет ПероваАлексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в Москве, в небогатой купеческой семье. Его детство прошло в Замоскворечье. С ранних лет Алексея привлекало искусство. В 12 лет мальчик прекрасно владел кистью, писал пейзажи гуашью и акварелью. В 14 лет он поступает в Московское училище живописи и ваяния. В тот же год учеба была прекращена из-за болезни матери. В1848 году Алексей вернулся в училище благодаря художнику, возглавлявшему пейзажный класс, К. И. Рабусу, и генерал-майору И.Д. Лужину.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, как передовое учебное заведение России, было центром художественной жизни Москвы.

Учитель и наставник Карл Иванович Рабус проявлял интерес и к романтическому и к реалистическому направлению в искусстве. Эта двойственность интересов имела большое влияние на юного живописца. Рабуса называли видописцем. Он писал виды Москвы и разных стран. Это было хорошей школой видовой живописи для учеников. Становление художника Саврасова происходило на рубеже двух направлений: романтизма и реализма.

В 1848 году Саврасов написал виды Москвы с Воробьевых гор. За представление этих эскизов он был отмечен лучшим учеником в отчете Московского художественного общества. В 1849 году по совету Рабуса Саврасов совершает поездку на Украину, где пишет работы, принесшие ему первую славу. В молодом живописце увидели надежду русского искусства. В 1850 году за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850) и «Камень в лесу у Разлива» (1850) Саврасову присваивается звание художника. Спустя три года он приезжает на Украину уже вполне определившимся живописцем.

В 24 года Саврасов получает звание академика за картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» (1854) и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854).

В 1857 году Саврасов женился на С. К. Герц (сестре его приятеля Константина Герца). В тот же год, после смерти Рабуса, Саврасову предложили руководство пейзажным классом. В России после смерти Николая I началась «эпоха реформ».  В эпохальные 60-е годы Саврасов был в центре внимания художественной жизни Москвы. В его доме собирались «на чашку чая» и обсуждали вопросы искусства и общества писатели, художники, искусствоведы… В 1862 году Саврасов посетил Всемирную выставку в Лондоне, побывал во Франции, Дании и Швейцарии. Эти  поездки стали мотивом создания прекрасных европейских пейзажей: «Вид в Швейцарских Альпах» (1862); «Озеро в горах Швейцарии» (1866).

В 70-е годы художник посещает Ярославль, Нижний Новгород, Кострому…

На полотнах художника («Разлив Волги под Ярославлем»(1871), «Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом» (1871)) великая река Волга олицетворяет «убогую и обильную, забитую и всесильную» Русь.

В живописном приволжском городе Ярославле художник жил с семьей несколько месяцев, сняв большую квартиру. Его счастливая жизнь внезапно была омрачена трагическими событиями: умерла новорожденная дочка и тяжело заболела жена.

Весной 1871 года, испытывая тяжелейшие утраты, художник начинает работу над картиной «Грачи прилетели».

70-е годы — период творческого расцвета живописца. Любимыми сюжетами становятся приветливые радуги, заливные луга, омытые дождем, склонившиеся над прудом плакучие ивы, утренние и вечерние зори, зимние леса, деревенские околицы, косяки перелетных птиц над убранными полями…

В 1870-е годы воспитанники Саврасова писали природу с чувством единения с ней. Игорь Грабарь писал о вдохновении художника и его преданности ученикам:

«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом, как о событии и уводил с собой молодежь опять туда, в зеленые рощи и поля».

В восьмидесятые годы живописец оказался в стороне от художественной жизни Москвы. Ему не хватило силы духа, чтобы выдержать нападения критиков и сохранить веру в будущее. Уходя от наболевших вопросов, он начал топить свою горькую думу в вине. В 1882 году его уволили из училища. Его картины перепродавались, а мастер получал за них жалкие копейки. Однако до конца своих дней художник успешно работал в графике и писал мастерски свои замечательные пейзажи. Так сложилась судьба одного из талантливейших живописцев.

Картина «Грачи прилетели»

Грачи прилетелиКартина «Грачи прилетели» была представлена на открытии первой выставки передвижников в Петербурге в 1871 году.  Ее появление сравнивают с наступлением весны в русской живописи. У картины останавливались в молчании тысячи посетителей.

Первый день весны. На сером небе показалось желтоватое облако. Теплый солнечный луч дотронулся до озябших веточек берез и замшелых бревен забора. Звенит весенняя капель. Повсюду лежит потемневший крупитчатый снег, деревья мерзнут в начавшихся разливах.

Здесь на окраине села образовалось озеро с талой водой и льдистой кашей. Прилетевшие с юга грачи облюбовали деревья для строительства гнезд. Кипит работа и стоит неумолчный птичий гомон.

Уходящая зима, заждавшиеся тепла деревья, коричнево-сизые дали, вьющийся из трубы дымок…  У зрителя возникает чувство единства, близости, родства с этими до боли знакомыми явлениями.

Душевное состояние человека и жизнь природы перекликаются: цветовые оттенки травы и неба, ритм ветвей, заборов совпадают с оттенками чувств и мыслей художника.

Рекомендации родителям

Попросите ребенка описать картину.  Для этого задайте ребенку несколько наводящих вопросов:

  • Какое время года показано на картине?
  • Какие приметы ранней весны   здесь видны?  (рыхлый снег, возвращение грачей, изморозь на ветках деревьев, первый весенний разлив…)
  • Можно ли назвать картину музыкальной? Какие звуковые ассоциации она вызывает? (Эту картину отличает музыкальность. Это проявляется в звуковых ассоциациях в виде весеннего гомона грачей).
  • Что привлекает особое внимание?
  • На какие мельчайшие детали обращает наше внимание художник? (Разбросанные сухие ветки, прогуливающийся по снегу грач, серый дым из трубы дома, снегирь, сидящий на дереве за забором, освещенные солнцем крыши, заборы, церковные здания…)
  • Какие люди замечают все тонкости природы?  (Внимательные, чуткие, добрые…)
  • Какими качествами обладал Саврасов?
  • Нравится ли эта картина? Какая она? Что в ней нам знакомо и близко?
  • В чем же заключается красота? (в простых вещах и радостях: прилете и гомоне грачей, в строительстве птичьих гнезд, в звоне капели…)

«Лосиный остров в Сокольниках» (1869)

Лосиный остров в Сокольниках

На картине изображен пригородный лес. Здесь проходили занятия воспитанников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Грозовые черные тучи почти скрылись за горизонтом, уступив место солнцу и голубому небу. Бескрайний сосновый бор, устремленный ввысь, говорит о богатстве русской природы. Все дышит свежестью: омытые дождем кустарники, мокрая травка, овраги, залитые дождевой водой, влажная мягкая земля… На лугу вольно пасется стадо рыжих коров. Они гуляют по всему лесу. Рассматривать картину можно очень долго. Когда-то здесь стоял деревянный мост. Теперь от него остались рассыпавшиеся гнилые бревна. Вокруг заваленных землей бревен образовались мелкие лужи-копытца, бесчисленные бугорки, заросшие мхом. В каждой лужице отражается небо. Зеркальная вода, сочные луга, могучие леса, пасущиеся коровы — прекрасный многообразный мир природы, который радует, утешает и вдохновляет человека.

Рекомендации родителям

Прочитайте сыну (дочери) стихотворение И. С. Тургенева

Через поля к холмам тенистым
Промчался ливень… Небо вдруг
Светлеет… Блеском водянистым
Блестит зеленый, ровный луг.
Гроза прошла… Как небо ясно!
Как воздух звучен и душист!
Как отдыхает сладострастно
На каждой ветке каждый лист!

Сравните два произведения. Спросите ребенка:

  • Что общего в стихотворении И. С. Тургенева и картине А. К. Саврасова? (Ясное небо, чистый воздух, блеск лугов после дождя)
  • Кто может так красиво написать о природе? (Человек с удивительным чувством природы и абсолютным единством с ней).
  • Радуются ли сосны и травы дождю? Нужен ли им дождь? Что стало с природой после ливня?

Попросите ребенка составить небольшой рассказ по картине.


Есть у художника картины философского взгляда на жизнь. Они рассказывают о предназначении человека,  его неизбежном одиночестве и жизненных испытаниях. С ними можно познакомить детей  в старшем школьном возрасте. Одна из таких работ – «Могила на Волге»

«Могила на Волге» (1874)

Могила на ВолгеВ картине отражены размышления живописца о мимолетности жизни. Критик Г. Урусов писал о ней так:

«Это пейзаж-поэма: тут выражена целая жизнь — и туча, как горе; тепло и свет, как радость и надежда…». Исаак Левитан выразил свое отношение к картине словами: «Могила на Волге». Широкая, уходящая вдаль, могучая река с нависшей над ней тучею; впереди одинокий крест и облетевшая березка — вот и все; но в этой простоте целый мир высокой поэзии».

А. К. Саврасова затрагивала красота пробуждения природы, ширь русских полей, необъятность рек. Живописные полотна передают душевное состояние художника. Родителям  важно научить детей улавливать эту связь. Произведения Саврасова привлекают юного зрителя любопытными подробностями: предметами крестьянского быта, развешанным во дворе бельем, птицами, сидящими на заборах и деревьях… Каждый ребенок способен видеть, рассуждать, сравнивать, анализировать, если ему предоставить эти возможности.

Уважаемый читатель! Желаю вам и вашим детям приятного путешествия в творческий мир Саврасова!


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

2 комментария к “Алексей Кондратьевич Саврасов — мастер лирического пейзажа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *