Музыкальный вкус и основы его формирования у детей

Музыкальный вкус

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся»

Д. Шостакович

В наше коммерческое время, время господства развлекательной массовой культуры, искусство превращается в шоу-бизнес. Для части общества, попавшей под влияние низкопробной литературы, живописи, музыки… серьезные произведения стали скучными и ненужными. Ложный музыкальный вкус возникает благодаря трудности восприятия истинной культуры. Круг ценителей высокой культуры постоянно сужается, ведь настоящее искусство требует напряжения мысли и чувств.

Многие из нас называют себя культурными людьми, не взирая на то, что не знают ни одного произведения Баха, Бетховена, Штрауса, Чайковского… Отрицать классику и слушать легкую развлекательную музыку – это все равно что, взяв в руки книгу, прочитать только ее первую страницу. Порой взрослые подают плохой пример, слушая бездарные песни и легкую музыку.

Мои родственники по материнской линии родом с Украины. Их голоса – настоящий природный дар. На всех праздниках они пели народные украинские песни. Старшие пели, а мы, дети, с гордостью слушали, так как чувствовали красоту голосов, понимали, что это искусство. Я полюбила народные песни в детстве, пела их своим детям и слушаю сейчас в современном исполнении.

Большое счастье для моей семьи – собраться по какому-нибудь счастливому случаю в кругу родственников, попеть и послушать хорошие песни.

В нашем обществе вместе с ценностями изменился и музыкальный вкус детей и взрослых. Музыкальное воспитание в семье стало проблемой, которой не уделяется должного внимания.

Незаметно вошла в жизнь привычка включать музыку на полную громкость. Громкое звучание, подобное реву самолета, мешает отдыхать, общаться и работать. В машинах, квартирах, на дискотеках, праздниках звучит громкая музыка. На все важные события жизни (дни рождения, юбилеи, свадьбы…) приглашают самых заводных ведущих-шоуменов с веселой программой, которая оглушает, вызывая головную боль. Родственники и друзья, собравшиеся пообщаться, приходят в себя только после праздника, понимая, что никто из гостей не смог даже нормально поговорить и понять друг друга… Праздники в виде игры с марионетками вызывают душевную пустоту. Такое конкурсное веселье, где все должны показывать какую-нибудь дурь, не может быть нормой.

Постоянный шумовой фон сопровождает человека по жизни. Музыка уже не воспринимается как искусство, ее слушают, не слыша.

Согласно последним психологическим исследованиям известно, что звуки повышенной громкости разрушают нервную систему. Кроме этого, психологи утверждают, что человек оглушает себя громкими звуками в связи с неразвитой эмоциональной сферой. Получается, что проблема кроется не только в уровне развития людей.

Во многих семьях есть прекрасная традиция — собирать библиотеку лучших литературных произведений и фонотеку из произведений мировой музыкальной культуры.

Дети с дошкольного возраста должны понимать, что эти собрания являются реликвией семьи, которую нужно знать, чтобы быть, а не казаться культурными людьми.

Что нужно знать детям о музыке?

Выдающийся композитор ХХ века Дмитрий Борисович Кабалевский говорил:

музыка покоится на трёх китах, на трёх главных составляющих — песне, танце, марше, поэтому знакомство с музыкой нужно начинать с трех китов, на которых она покоится: песни, танца и марша.

Песня

песняЗнакомство с песней можно провести в форме увлекательного рассказа: «Многие известные композиторы собирали народные песни и использовали их в своих произведениях.

Народная песня стала основой творчества Чайковского, Глинки, Балакирева, Мусоргского, Лядова и многих других. Сегодня мы прослушаем отрывок из Четвертой симфонии П. И. Чайковского, где использована известная народная песня «Во поле береза стояла». Народная песня – это наша культура, наша жизнь, наша душа. В песне народ рассказывает о горе и радости, о любви, о счастье… Народная песня может исполняться одним человеком или хором.

Есть хороший рассказ у И. С. Тургенева «Певцы» из цикла «Записки охотника», в котором писатель показывает силу народной песни, ее воздействие на слушателей. В рассказе говорится о состязании лучших певцов села Колотовка. Мы прочитаем небольшой отрывок из рассказа, где описывается выступление одного из состязавшихся.

«…Яков глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но всё еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым — третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко.

Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, по той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.

Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня…

Я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шёпотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился… Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь; но он раскрыл глаза, словно удивленный нашим молчаньем, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его…»

После прочтения рассказа можно задать дочери (сыну) вопросы: Кто пел песню?  Понравилась ли его песня слушателям? Какие чувства они испытывали?

В конце занятия важно сделать вывод о влиянии песни на человека и предложить ребенку совместно спеть одну из любимых семейных песен.

Следующее музыкальное занятие можно посвятить военной песне.

Перед прослушиванием песен важно заинтересовать ребенка занимательной информацией.

Великий полководец Александр Васильевич Суворов говорил:

Ключ к подсознанию

«Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Музыка удваивает, утраивает армию…»

Военные песни воспевали мужество и отвагу, фронтовую дружбу, верность любимому человеку… Они помогали бойцам преодолевать суровые испытания на верность Родине, долгу, дружбе, чести, семье, вдохновляли бойцов на подвиги.

Около 473000 концертов дали советские музыканты на передовой. Только в первый год войны певица К. И. Шульженко выступала перед воинами Ленинградского фронта более 500 раз.

Песни, оперные арии, произведения камерной и симфонической музыки звучали   прямо под пулями, поднимая у бойцов силу духа.  В одном из рассказов В. П. Катаева описывается концерт певицы Лидии Андреевны Руслановой, который был дан перед самой атакой:

«Прямо на снегу стоит Лидия Русланова… На ней яркий сарафан. На голове цветной платок… На шее бусы. Она поет… Звуки чистого и сильного голоса смешиваются с взрывами и свистом вражеских пуль, летящих через голову»

Начинать прослушивание песен лучше с небольших историй.

У песни «Священная война» есть своя история: 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров прочитал стихотворение В. И. Лебедева-Кумача: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». На следующий день ансамблю Красной Армии было предложено разучить песню «Священная война».

27 июня 1941 года на Белорусском вокзале перед уходящими на фронт солдатами состоялось первое исполнение песни. Вскоре «Священная война» звучала по всей стране на фронте и в тылу. Неслучайно маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков назвал «Священную войну» бессмертной песней.

Песня «В землянке» родилась по счастливой случайности. Стихотворение Алексея Суркова, написанное в письме в ноябре 1941 года, случайно попало в руки композитора Константина Листова. Слова текста сразу же вдохновили композитора на музыку. В 1942 году песню «В землянке» пели и солдаты, и труженики тыла.

Марш «Прощание славянки» написан в 1912 году композитором Василием Ивановичем Агапкиным на стихи Владимира Лазарева. Первоначально мелодия была посвящена Первой Балканской войне, в которой балканские народы боролись за независимость. Впоследствии под звуки этого марша 7 ноября 1941 года прямо с парада уходили на страшную войну солдаты.

Песня «Катюша» (музыка Матвея Блантера, слова Михаила Исаковского) написанная в мирное время, приобрела особую славу в годы Великой Отечественной войны. «Катюша» несла с собой веру в победу. Это и народная и интернациональная песня. Она является паролем дружбы.  Ее поют на разных языках во всех странах мира.

Военная песня «Синий платочек» (музыка Ежи Петерсбурского, слова Якова Галицкого) появилась до войны и претерпела за свою жизнь немало изменений. Вот ее история жизни: на выступлении польского оркестра «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда в 1940 году в Москве композитором Ежи Петерсбурским была исполнена новая мелодия. На поэта Якова Галицкого, присутствовавшего на том концерте новое произведение Петерсбурского произвело большое впечатление, и он предложил написать слова к красивой мелодии. Так родилось стихотворение «Синий платочек».

Во время войны в текст песни были внесены изменения. В Киеве пели на стихи неизвестного автора:

Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили
Что началася война

В 1942 году «Синий платочек» исполняла Клавдия Ивановна Шульженко. По ее просьбе поэт Михаил Максимов изменил текст песни, вставив слова о пулеметчике.

Песня «Темная ночь» (музыка Никиты Богословского, слова Владимира Агатова) была написана в 1942 году для фильма «Два бойца», где рассказывалось о дружбе двух солдат. Главные роли исполняли Борис Андреев и Марк Бернес.

С появлением фильма песня «Темная ночь» стала любимой песней солдат, которые мечтали о победе, скучали по дому, надеялись на встречу с любимой…

Не забывайте обсуждать с ребенком каждую прослушанную песню и делать выводы. Попросите дочь (сына) ответить на несколько вопросов: Какая эта песня? О чем в ней поется? Какие чувства она вызывает? Чему учит?

В заключение занятия можно попросить ребенка поделиться своими впечатлениями о прослушанных произведениях.

На следующих занятиях можно познакомить ребенка с революционными песнями и песнями гражданской войны.

Марш

Марш встречается в разных музыкальных жанрах: опере, драматическом спектакле, балете. Это один из главных жанров военной музыки. В армии он поднимает боевой дух воинов, вселяет бодрость, способствует порядку и дисциплине.

Слово «Marche» в переводе с французского означает «ходьба», «движение», а глагол «marcher» — шагать. Известно, что марш отличается четким ритмом и под марш обычно маршируют (ходят в ногу). Дошкольник достаточно легко научится различать игрушечный марш Чайковского, детский из «Детской музыки» Прокофьева, сказочный марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», «Военный марш» Шуберта… Важно познакомить ребенка со всеми видами марша (походным, встречным, спортивным, свадебным…) и их значением.

Танец

У каждого народа есть свой любимый танец: русские танцуют камаринскую, белорусы – бульбу, украинцы – гопак, поляки — полонез и мазурку, грузины – лезгинку, венгры – чардаш… Танцы сохраняют в себе   самобытные черты своего народа.

Танец, как и песня, является источником творчества многих композиторов. Знакомство с танцами разных народов можно начать с прослушивания пляски «Камаринская» из «Детского альбома» Чайковского, гопака из оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка», «Венгерских танцев» Брамса, «Славянских танцев» Дворжака, «Норвежских танцев Грига…

Важно дать ребенку возможность узнать огромный мир танцев: французские танцы (менуэт из оперы В. Моцарта «Дон Жуан», гавот в произведения Ж. Люлли), вальсы Шуберта, Штраусов, Шопена… Ведь танец – это язык, в котором мысли и чувства выражены движениями.Танец

Именно в семье ребенок должен получить необходимые музыкальные впечатления, слушая музыку выдающихся музыкантов мира.

Мама и папы! Помните о том, что среди вас есть музыкальные и немузыкальные люди. Немузыкальные взрослые являются как раз теми детьми, музыкальные способности которых в детстве не развивались.

Немузыкальным родителям нужно заниматься самообразованием, постараться полюбить классическую музыку, чтобы научить ребенка воспринимать музыку в эмоциональном и познавательном плане.

Уважаемый читатель! Как вы считаете, могут ли немузыкальные родители воспитать из сына (дочери) хорошего слушателя музыки? Какие сложности, по вашему мнению, мешают формированию истинного музыкального вкуса?


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: