Музыкальное воспитание в семье

Музыкальное воспитание

«Родители могут научить своих детей всему, что умеют сами»

Я. А. Коменский

Как приобщить ребенка к музыке? В каком возрасте нужно начинать музыкальное воспитание в семье?

У педагогов, родителей и психологов проблема музыкального воспитания вызывает немало разногласий.

Современные дети с удовольствием включают музыку за завтраком, обедом и ужином, на прогулках, в транспорте, во время отдыха… Слушание музыки является чуть ли не самым любимым занятием. Слушают от скуки, безделья, для повышения настроения… Дети умудряются слушать песни и одновременно делать уроки, смотреть фильм, гулять с собакой, разговаривать с друзьями… Знают ли родители, какую музыку предпочитают их дети? Известно, что выбор музыки зависит от уровня культуры слушателей. Кто именно влияет на этот выбор? Как это сказывается на развитие малыша? Очень часто мы, взрослые, наблюдаем интерес детей к музыке и вместе с ним отсутствие музыкального вкуса.

Как формируется музыкальный вкус? Отчего зависят музыкальные способности? Психологи считают, что эти способности проявляются у ребенка в разные возрастные периоды в зависимости от индивидуальности. По их мнению, в музыке нуждаются дети как с хорошими, так и с плохими музыкальными данными.

Некоторые родители уверены в том, что музыкальные занятия необходимы только музыкально одаренным детям и часто ставят клеймо на ребенке со слабым музыкальным слухом вместо того, чтобы помочь ему полюбить музыку. Одни дети хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют. Другие не могут петь, но хорошо чувствуют ритм.

Начинать музыкальное воспитание нужно с самого простого: совместного прослушивания отдельных произведений и популярных песен, обмена мнениями и чувствами о прослушанной песни или мелодии. Дети легко запоминают мотивы песен, узнают знакомые мелодии. Музыкальное воспитание заключается не только в овладении каким-либо инструментом, а в радости общения с музыкой.

Способы приобщения к музыке

Малыш в наушникахМузыка необходима детям с первого дня жизни. Новорожденный малыш попадает в мир звуков: голоса матери и отца, поскрипывание коляски, звон погремушек, шум машин за окном, свист чайника… Вслушиваясь в нежные, громкие, резкие, сердитые голоса и звуки, он пытается их понять, чувствует интонацию человеческой речи. Особенно привлекают малыша  различные звуки.

Первые музыкальные впечатления детей связаны с колыбельными песнями, ощущениями любви и нежности. К сожалению, эта важная составляющая счастливой семейной жизни уходит в прошлое. Современные мамы не всегда поют колыбельные песни. Нужно знать, что ребенок полюбит музыку только в том случае, если ему будут петь колыбельные песни. Тогда он будет реагировать на нее как на самое приятное общение.

Известный венгерский композитор Залтан Кодаи считает, что

«музыкальное воспитание нужно начинать за девять месяцев до рождения ребенка, а еще лучше за девять месяцев до рождения его матери».

По мнению выдающегося физиолога В. М. Бехтерева, для развития музыкальности новорожденному надо обязательно давать слушать музыку. Ученый утверждал:

«Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение, другие радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

Психологи советуют включать новорожденному произведения Баха, Вивальди, Гайдна…, но только на 20-30 секунд, так как внимание младенца неустойчивое и он быстро устает. Постепенно время прослушивания можно увеличивать. В комнате должна соблюдаться тишина. Нельзя ходить по комнате, разговаривать, что-либо делать.  Важно убрать из поля зрения новорожденного отвлекающие предметы: погремушки и игрушки. Музыка не должна звучать громко, так как младенцу с еще неокрепшей нервной системой противопоказаны резкие звуковые эффекты.

К 3-4 месяцам ребенок прислушивается к музыке и выражает различные эмоции. Колыбельную он слушает спокойно, под веселую мелодию улыбается, подпевает, проявляет активность. Малыш радуется, когда мама во время прослушивания разгибает и сгибает его кисти рук. В 6 месяцев он подгибает под ритмичную музыку колени, раскачивает кроватку.

До года ребенок с интересом слушает музыку, под которую взрослые (или куклы) двигаются, танцуют. Под марш можно маршировать, под вальс – танцевать. Так постепенно музыка входит в его жизнь.

Правильно организованное раннее прослушивание музыки способствует развитию музыкального слуха и памяти ребенка.

С двухлетнего возраста малыш может слушать музыку до 15-20 минут. Большое удовольствие он получает от рассказов, сопровождаемых музыкальными иллюстрациями. Это может быть рассказ,  иллюстрированный пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского:

«Одна маленькая девочка по имени Машенька пошла в лес по ягоды. В лесу она пела песни. Ей было весело. (звучит «Итальянская песенка»). И вот Маша зашла очень далеко и заблудилась. Там в лесу она заметила   избушку на курьих ножках, где жила злая Баба-Яга. (Звучит пьеса «Баба Яга»). — «Заходи, девочка, ко мне в гости!»- сказала Баба-Яга.

-«Я заблудилась и мне пора домой!» — ответила Машенька. Она знала, что Бабе-Яге верить нельзя.

Баба-Яга схватила Машеньку и потащила в избушку. В этот момент мимо шли храбрые солдаты (звучит «Марш деревянных солдатиков»). Солдаты спасли Машеньку и проводили домой. А дома Машеньку ждала ее мама. Она очень обрадовалась. (звучит пьеса «Мама»)».

В два года девочки и мальчики усаживаются поудобнее и слушают внимательно рассказы, баюкают кукол, танцуют. В танце они приседают, топают ножкой, поворачиваются, кружатся, подпевают, приглашают на танец взрослых.

Родители, не приобщившие малыша к музыке с раннего детства, не должны отчаиваться. Детям не поздно приступить к занятиям и в 5-6 лет. Здесь важную роль играет пример взрослых. Дочь (сын) видит, как его перегруженные работой мама и папа находят время, чтобы послушать любимые произведения. Во время прослушивания они не отвлекаются, не подходят к телефону, не разговаривают.

Малыш обязательно спросит родителей:

-Что вы делаете?

-Слушаем симфонию.

-А что такое симфония?

-Симфония – это разговор разных инструментов о важных событиях.

-Это интересно? Можно мне послушать?

— Можно, но только не разговаривай. Сиди тихо, и, если тебе станет скучно, уйди в другую комнату.

 Дошкольник усваивает главное правило – музыку нужно слушать внимательно. Этот способ приобщения к музыке самый наилучший. Пример родителей красноречивее слов.

Ребенок далек от понятия «симфония», но он будет знать, что музыка имеет разные формы. Знания о музыкальных произведениях, инструментах, композиторах – один из важнейших этапов формирования музыкальной культуры.Девочка в наушниках

В дошкольном возрасте у детей только формируется музыкальный вкус, поэтому им сложно отличить хорошую музыку от второстепенной. В этот возрастной период необходимо слушать высокохудожественные произведения (Чайковского, Бетховена, Моцарта, Шопена). Рассказы о музыке должны быть доступными и увлекательными. Это может быть рассказ о «Марше деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского: «У композитора Петра Ильича Чайковского был племянник. Звали его Володя Давыдов. Ему и посвятил П. И. Чайковский свой «Детский альбом». Володя вытащил из коробки солдат и поставил их ровно в ряд. Солдаты ждут команды с ружьем на плече. Вот они услышали команду и пошли. Идут бодро и легко: «Раз! Два! Три! Раз! Два! Три!» Солдаты идут мимо Володи, который руководит парадом».

Один и тот же рассказ может доставить дошкольнику радость в солнечный день и вызвать раздражение в пасмурную погоду или в день, наполненный трудностями и неудачами. Многое зависит от настроя рассказчика, но важно учитывать и настроение ребенка, чтобы занятие не прошло даром.  Дети легко перенимают эмоции родителей.

Нельзя предлагать дошкольнику слушать сразу несколько новых произведений. Материал в большом количестве не только не воспринимается, но и вызывает пресыщение.

Песня и танец в жизни детей

Приобщение малыша к песне и танцу важно начинать в раннем детстве. Очень часто маленькие певцы правильно поют уже в 2-3 года. Сначала они подражают тому, что слышат, но со временем проявляют индивидуальность. Малыш может разыгрывать спектакли, исполняя любимые песни. В пении совершенствуется артикуляция, голосовой аппарат, развивается вкус. Пение ведет к развитию музыкальности, подготавливает детей к восприятию серьезной музыки.

Родители должны знать особенности голосового аппарата ребенка. Детям нельзя петь громко. Особенно вредно петь в холодную погоду на улице. Детский голосовой аппарат очень хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. К краям гортани связки прикрепляются мышцами, формирование которых идет от 5 до 12 лет. Дети поют за счет тонких голосовых связок, которые можно легко «перенапрячь» и «сорвать».

Хорошей традицией во многих семьях является совместное пение. Здесь важен выбор песен. Это должны быть доступные для понимания и интересные в художественном отношении песни (детские, народные).

Мальчик с гитаройВ пении ребенок может проявлять творчество, импровизируя и сочиняя собственные песни и мелодии. Это не что ничто иное, как творческое самовыражение, проявление индивидуальности и отношения к окружающему миру.

Некоторые взрослые относятся к танцам, как к несерьезному занятию. В танце раскрывается внутренний мир маленького человека. Замечено, что музыка придает движениям определенный характер, а движения служат лучшему восприятию музыкального произведения. Неслучайно дети сопровождают слушание хлопаньем в ладоши, притопыванием ноги, ударом в бубен… Тем самым они как бы участвуют в исполнении произведения. Родители должны помочь ребенку в овладении простейшими танцевальными движениями: учить бодрому шагу под марш, медленно кружиться под вальс, ритмично стучать каблуком в матросском танце, задорно подпрыгивать под веселую песню…  В семье можно освоить русский перепляс, цыганочку, польку…

На семейных праздниках, где собирается много взрослых и детей, можно водить большие хороводы с играми и песнями, разучивать с детьми различные танцы, учить их импровизировать.

Известно немало танцевальных игр-импровизаций. Особый интерес вызывает игра «Воробышек»: дети выбирают воробышка (он должен стоять в центре круга) и поют ему песенку на любой народный мотив: «Скажи, скажи, воробышек, как девочки ходят». Воробышек показывает, как ходят девочки. Хоровод спрашивает, напевая, как ходят мальчики, как танцуют дедушки, как бегают бабушки… Дети учатся двигаться под музыку, развивают артистические способности.

В моей семье любые праздники украшались семейными концертами. Приходили гости (родственники и друзья родителей) и по традиции все дети продумывали концертную программу для взрослых: брат играл на баяне, а мы с сестрой пели, двоюродные сестры и братья танцевали, читали басни… Однажды мы поставили спектакль по стихотворению Э. Мошковской «Вежливое слово».  Семейные концерты сближают детей и взрослых. Дети разного возраста общаются друг с другом, разучивают танцы, наряжаются, ставят сценки, учатся объявлять номера… Такое творческое общение запоминается на всю жизнь.

Многие родители водят детей в школы танцев для обучения современным танцам: джазу балету, чечетке, хип-хопу… Танец способствует глубокому восприятию музыки, улучшает осанку, развивает умение держаться и преподносить себя окружающим людям.

Музыкальное воспитание способны дать родители, не владеющие музыкальными инструментами и не обладающие красивым голосом, но искренне любящие музыку.

ТанецОшибочно считать, что музыкальные задатки развиваются сами собой. Они могут погаснуть из-за родительского бездействия или перейти в способности в результате совместной деятельности детей и родителей. В этом  легко убедиться. На моих глазах вырос соседский мальчик. С трех лет он эмоционально реагировал на музыку, любил петь, танцевать. Его семья была совершенно равнодушна к музыке и со временем интерес ребенка к музыке бесследно исчез.  Мальчик стал допоздна гулять на улице, курить, воровать, пропускать занятия в школе, придумывать нелепые оправдания своим действиям… Чуткий и нежный малыш превратился в агрессивного и равнодушного подростка.

Все могло бы быть по-другому, если бы мальчику позволили заниматься любимым занятием. Музыка  учит доброте, формирует нравственные ориентации.

У Уильяма Шекспира есть прекрасные строчки о воздействие музыки на характер человека:

Кто музыки не носит в своем сердце,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть предателем, лжецом…

Музыкальная культура воспитывается в семье. Некоторые родители, играющие на струнно-клавишных, духовых, ударных инструментах, считают музыкальное обучение ребенка своим долгом. К сожалению, многим семейным традициям (семейные концерты, трудовое воспитание, семейное чтение…) свойственно сегодня исчезать. Независимо от образования родители должны нести ответственность за музыкальное воспитание детей. Они могут делать хотя бы то, что в их силах: учить детей слушать музыку, танцевать, петь. Ведь каждый ребенок нуждается в разностороннем развитии.

Однако иногда взрослые дают детям однобокое воспитание, приобщая их только к одному занятию («Тебе нужен только спорт»). Требуя от ребенка аттестат или диплом с отличием, мы не должны забывать о развитии его духовного мира. Вырастает человек, лишенный эмоций, не умеющий мечтать, любить, сочувствовать. Вот почему встречаются спортсмены, не блещущие эрудицией, математики, не знающие живописи, не понимающие литературу… Эмоции и мышление находятся в тесной взаимосвязи.

Наблюдая за детьми в школе, часто замечаю, что интеллектуальное развитие многих опережает эмоциональное.

В детском и подростковом возрасте возникает пропасть между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности. Нельзя забывать о том, что эмоциональная культура стимулирует работу мысли, передает смысл нравственных критериев. Воспитание чувств, воспитание культуры эмоций начинается с восприятия красоты. Известно, что воспитывает не только слово, поступок, но и звуки. Вот почему важно думать об эмоциональном мире ребенка. По мнению американского педагога Бенджамина Спока:

«Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны.  Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми».

Музыка – одно из главных средств эмоционального развития ребенка. Она обращена к чувствам, развивает способность сострадать.

Влияние музыки на нравственное воспитание

В Древней Греции верили в воздействие музыки на нравственность человека. Пифагор использовал музыку как средство воспитания. Вот что говорили о нем его современники:

«Смешивая различные мелодии, как лекарства, он легко поворачивал к противоположному состоянию страсть, неуместную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».

Последователи ученого искали целебные составы ритмов, танцевальных движений, мелодий, объявив музыку искусством, облагораживающим душу человека. По их мнению, звуки родственны чувствам и всегда рождают отклик в душе.

Философ Платон писал:

«…ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».

Эта мысль была развита Аристотелем:

«Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой цели, а именно производить свое действие на человеческую этику и психику. Что музыка влияет на моральные качества, доказывают помимо многого иного песни Олимпа, которые по общему признанию, наполняют души энтузиазмом, а энтузиазм есть аффект этического порядка в нашей психике».

Неслучайно в программу древнегреческой школы входили такие занятия как слушание произведений, игра на флейте, лире, хоровое пение…

Музыка способствует поэтическому восприятию мира, воспитывает доброту и чуткость.Скрипачка

Родители должны знать:

  • немузыкальных детей не бывает, каждый ребенок обладает музыкальными задатками.
  • музыкальные способности проявляются индивидуально, в разные сроки.
  • музыкальный слух поддается развитию.
  • музыкальный вкус ребенка формируется, прежде всего, в семье.

Придавать значение музыкальному воспитанию в семье — значит обогащать духовный мир ребенка. Музыка, которую он понял и прочувствовал, является значимым средством нравственного воспитания. Не зря гласит народная мудрость:

«Человек, взявший в руки скрипку, не способен совершить ничего плохого».

Уважаемый читатель! Как вы считаете, зависит ли музыкальный вкус детей от воспитания в семье?


 

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...