Экологическое воспитание сегодня полностью зависит от нравственного здоровья общества. Понятие «экология» довольно широкое. Говоря о проблеме экологии природы, мы не можем не затрагивать проблему экологии души. Люди не просто разучились замечать красоту, но и пренебрегают ею. Наши дворы, улицы, посадки вдоль дорог, берега рек, окрестности сел и городов превращены в мусорные свалки. Получается, что ценностные установки, присущие массовому сознанию, деструктивны. Люди не получили должного воспитания в семье и школе, и их разрушительная культура поведения останется с ними на всю жизнь.
Вчера на трассе Саракташ-Оренбург, вблизи аэропорта, где регулярно приводят в порядок обочины, где аккуратно побелены стволы деревьев, свалили огромную кучу мусора. По всей видимости, люди больны, если им совершено все равно, где сорить. Фактически можно жить в грязи и не чувствовать свою собственную деградацию.
Выкурил папиросу – бросил окурок, выпил пиво – оставил бутылку, съел конфету – кинул фантик, посидел с друзьями на природе – устроил погром. Может ли волновать человека, лишенного нравственных ценностей, исчезновение многих видов растений, животных, вырубка лесов, загрязнение рек и озер? Экология души подразумевает духовное развитие человека. Основой его духовного становления, школой отношений с людьми, источником нравственных ценностей является семья. В семье ребенок учится любить окружающий мир, быть отзывчивым, признавать свою вину, просить прощения, вести себя в обществе, не совершать плохие поступки… Ребенок вместе с родителями слушает пение птиц, журчание реки, рассматривает облака, песчинки, листочки, любуется деревьями, травами, цветами… Детство — это новые открытия в природе и радость общения с близкими людьми. Однако родители не должны забывать, что для нормального развития ребенка необходима дисциплина. Важно соблюдать режим дня, приучать ребенка к определенным обязанностям, воспитывать ответственность за выполненное дело, формировать хорошие привычки.
Я живу на границе с Башкортостаном 20 лет, и все эти годы наблюдаю за вывозом соснового леса. В любое время года днем и ночью идут груженые КамАЗы. Рубят и продают разновозрастные сосновые деревья. Разве лес может восстановиться при таком варварском использовании? Здравым смыслом в наше время никто не руководствуется: выгодная сделка повышает материальный достаток, а что еще нужно потребителю для счастья? Потребительское отношение к природе – показатель нравственности человека и общества. Люди не осознают своей связи с природой, так как искалечены духовно.
Кто должен заботиться о чистоте души ребенка? Конечно, родители. Их хорошие и плохие привычки обязательно перейдут к детям. Семья закладывает в детях и знания и навыки правильного поведения. Нравственно-психологический климат семьи отражается на поведении человека и его отношениях к другим людям, к природе.
Значимость бережного отношения к природе, к земле, где родился, осознается уже в детстве. Ребенок учится любить все, что его окружает: тропинку, ведущую к родному дому, речку или озеро, где научился плавать, лес, где собирал грибы и ягоды… Я часто вспоминаю родительский дом и дома моих соседей, улицу, где играла с соседскими детьми в прятки, в выбивалы, в штандер-стоп, в войну… Зимой мы всей улицей строили горку и снежные крепости. Еще до школы изучили все окрестности. Нас интересовали глубокие овраги, мы бегали через дорожные туннели и заходили в старую водонапорную башню, чтобы покричать и послушать свое эхо. Время шло медленно, и жизнь казалась бесконечной, яркой, удивительной.
В нашем саду висели качели, а между забором и фундаментом дома я закапывала клад из конфетных фантиков и красивых осколков посуды. Рядом с кладом был построен магазин. Весы делались просто: два кирпича и сверху деревянная доска. Я продавала своей сестре пирожки из песка. А еще мы с сестрой любили подметать наш двор, полоть траву, поливать цветы…
Мне очень повезло с друзьями детства. У нашей соседки было два сына. Старший — моего возраста, а младший – ровесник брата. Мне нравилось ходить в гости к соседям. Здесь была особая атмосфера: пол блестел от чистоты, на кухонном столе всегда стояла тарелка с беляшами или котлетами, а на печке жареные семечки. Как мы были счастливы, когда собирались вместе посмотреть диафильмы. Белые деревянные двери служили нам экраном. Мой друг включал фильмоскоп, а мы садились на коврик, ели вкусные сдобнушки, пили чай и грызли семечки.
Во время грозы мы все прятались под кровать и рассказывали друг другу страшные истории. Сегодня соседского дома нет. Нет в живых замечательной мамы моих любимых мальчишек, но в моей памяти все сохранилось до мельчайших подробностей: уютный дворик, палисадник, летняя кухонька, огород с огуречными и помидорными грядками и веревкой для белья… Мои соседи – это люди, с которыми было интересно общаться и которых я очень люблю. До сегодняшнего дня нас связывают теплые отношения.
Как можно не любить место, где ты вырос или живешь? Почему люди проявляют равнодушие и безответственность по отношению к природе, к земле, где родился и где жили их предки?
Уважаемый читатель! Какую из проблем вы считаете первоочередной: проблему экологии природы или проблему экологии души?