Что такое дисциплина?

ДисциплинаЗдравствуй читатель! Я думаю, что многим интересно узнать о том, что такое дисциплина и как она связана с родительской любовью.

Тема дисциплины достаточно сложная. Успех воспитания детей закономерен, если есть основа семьи –  любовь. Не все родители знают, что ребенку необходимы не только дом, еда, одежда, игрушки, образование, но и наставления, а самое главное – любовь! Родительская любовь выражается по-разному.

Недавно к нам в гости приехал пятилетний племянник, родители которого были в разводе. Он рассказывал о своих любимых сказках, игрушках, друзьях, но вид у него был грустный. Меня очень встревожили его вопросы: «Вы меня любите? Вы, правда, меня любите? Вы всегда будете любить меня?» Было ясно, что малыш ищет безоговорочную любовь среди своих родственников. Очень обидно, что родители малыша не понимают потребности своего ребенка.

Первостепенное влияние на ребенка оказывает дом, семья.  Улица,  школа, друзья –  это отвлекающие и совершенно отдельные обстоятельства.…

Значительное место занимает врожденный темперамент. С рождения у детей наблюдаются разные типы темперамента, которые выражаются в режиме дня,   уровне активности, реакции на внешнее раздражение, концентрации внимания…

Известный психиатр Росс Кэмпбелл считает, что дети с высокой степенью активности (сверхэмоциональные) при завышенных требованиях родителей подвержены стрессам в наибольшей степени, чем замкнутые дети. По его мнению, малоактивные дети, как правило, получают намного меньше внимания и любви со стороны взрослых.

Проведенные исследования по изучению темперамента новорожденных дают основание предположить, каким будет ребенок в дальнейшем. Здоровый ребенок получает настоящую любовь, «тяжелый» — растет у нелюбящих родителей.

Р. Кэмпбелл полагает, что тип темперамента влияет на развитие ребенка. «Трудному» ребенку при заботливых родителях легче справиться со всеми трудностями жизни. Осознание и понимание особенностей темперамента «трудного» ребенка необходимо родителям, чтобы избежать чувства вины.

Не все родители знают, как передать свою любовь ребенку, поэтому многие современные дети страдают от нехватки безоговорочной любви, бесспорного родительского одобрения. Все сложности воспитания (плохая дисциплина, конфликты со сверстниками, отставание в учебе…)  возникают при отсутствии  любви и привязанности детей и родителей.

Виды семейных взаимоотношений

девочкаСтержень семьи – хорошие супружеские отношения. Различают  познавательные и эмоциональные взаимоотношения. Общение на познавательном уровне, имеющем дело с фактами (работа, наука, спорт, бюджет…) исключает эмоции. Супругам сложно говорить о своих чувствах.

Эмоциональные взаимоотношения между супругами отличаются теплотой, нежностью. Супруги разделяют свои чувства в семье.

Чисто познавательные и эмоциональные типы  встречаются редко. Для большинства мужчин главное – познание, а для женщин – эмоции. Мужчины интеллектуального типа способны на глубокие чувства, но всем эмоциям предпочитают любимую работу. Семейная обстановка не будет здоровой, если мужчина перекладывает на женщину ведение хозяйства, воспитание детей… Муж должен быть инициативным в проявлении любви к супруге и детям. Муж, ссылаясь на усталость и занятость, не умеющий сопереживать, сочувствовать, никогда не узнает, что такое любящая жена и счастливые дети. Безусловная любовь жены к мужу, совместное преодоление трудностей, разделение горестей и радостей – залог здоровых семейных отношений.

Только любящие родители способны дать ребенку эмоциональное общение.

Родители должны знать:

  • У вас обычные дети, поэтому их поведение вас во многом не устраивает.
  • Роль родителей — любить детей независимо от их временных шалостей. Став постарше, они обязательно забудут свои детские выходки.
  • Родительская любовь только за хорошее поведение – обусловленная любовь, которая сеет неуверенность, снижает самооценку ребенка, мешает его полноценному развитию, отдаляет от зрелого поведения.
  • Безусловная (безоговорочная) любовь дает ребенку возможность жить в гармонии с собой, управлять своим поведением.
  • Нельзя любить ребенка только за выполнение родительских требований! Он будет угождать родительским ожиданиям и чувствовать себя неуверенным и некомпетентным. Такой родительский подход препятствует поведенческому росту ребенка.
  • Ребенок эмоционально чувствителен с самого рождения. Его эмоциональное состояние выражается в восприятии своего мира – самого себя, дом, родителей, родственников, друзей семьи. Враждебный (нелюбящий) мир, окружающий ребенка негативно воздействует на речь, поведение, общение, способность учиться. Своим поведением он требует признания в любви: «Любите ли вы меня?» Ответ на этот вопрос для ребенка жизненно важен, он продиктован необходимостью безусловной родительской любви.
  • Каждый ребенок обладает эмоциональным резервуаром, то есть имеет определенные эмоциональные потребности. Ребенок ведет себя в зависимости от того, насколько удовлетворяются эти потребности ежедневно (через внимание, понимание, дисциплину, любовь…) При незаполненном эмоциональном резервуаре ребенок капризничает, злится, грустит, не слушается… Наши дети — отражение нашей любви. Получив безоговорочную любовь, они ее безоговорочно возвращают родителям, окружающему миру. Условная любовь будет выражаться детьми  условно (ребенок делает что-то только после выполнения его детских требований)

Способы выражения родительской безусловной любви:

  • Контакт «глаза в глаза».
  • Физический контакт.
  • Пристальное внимание.
  • Дисциплина (Дисциплина и наказание — не синонимы).

Все эти способы не «работают» отдельно друг от друга и нельзя заменять один способ  другим.

семьяСпособ «контакт «глаза в глаза»» устанавливает взаимосвязь родителя и ребенка, удовлетворяет эмоциональные потребности (чем чаще родители смотрят с любовью в глаза ребенка, тем полнее детский эмоциональный резервуар). Такой эмоциональный контакт ребенок будет использовать в своей будущей семье, а пока это способствует установлению хороших отношений со сверстниками. Некоторые родители допускают ошибку – используют этот способ для наказания и порицания. Ребенок очень быстро научится смотреть на родителей с отрицательными эмоциями. Часто родители демонстрируют неодобрение, избегая этого контакта. Такой прием наказания для психики ребенка разрушителен и в будущем он найдет ему применение в собственной семье.

Психологи утверждают, что дети, лишенные в раннем детстве эмоционального и физического  контакта, отстают в развитии.

Физический контакт проявляется в зависимости от эмоциональности родителей. Одни родители   постоянно обнимают и целуют своего ребенка, другие, более сдержанные —  держат за руку,  похлопывают по плечу, гладят по голове. Все эти действия придают ребенку эмоциональную уверенность. Любой контакт должен быть естественным.

улыбкаМальчики нуждаются в эмоциональном общении с отцом. Это возможность отождествлять себя в соответствии с полом, учиться мужским качествам. Конечно, по мере взросления физический контакт с детьми  будет видоизменяться, но он не должен прекращаться.

Особенно полезен физический контакт во время болезни, недомогания, утомления, плохого настроения  ребенка. Дети запоминают на всю жизнь те минуты детства, когда мать и отец проявляли искренние родительские чувства: целовали их перед сном, говорили ласковые слова, рассказывали сказки, пели колыбельные песни, нежно держали за руку…

Мальчики остро нуждаются в таком контакте в раннем возрасте, девочкам больше всего нужна  родительская ласка в 11-12 лет. Переходный период для девочки идентификационный и роль отца на этом этапе взросления очень велика. Он должен проявлять внимание и уважение к дочке-подростку, поддерживать ее во всем в ответственный для нее возрастной период. Неправильное поведение отца по отношению к девочке-подростку (критичность, невнимательность, безразличие) может стать причиной  раннего начала  половой жизни, поиска внимания у других мужчин.

Пристальное внимание необходимо для формирования самооценки у ребенка. Открытое общение ценнее многих важных вещей. Ребенок учится чувствовать и понимать других. Родители должны оставаться с ребенком «с глазу на глаз», один на один, чтобы дать ему самое дорогое — тепло, любовь, заботу, защиту. Наши дети больше нуждаются в общении и внимании, а не в подарках в качестве одолжения.

Неудовлетворенная потребность ребенка в пристальном внимании вызывает излишнюю тревожность, замкнутость, задержку психического развития. Он чувствует, что у родителей есть дела важнее, чем ребенок. Хорошие родители всегда находят время для воспитания ребенка, уделяют ему пристальное внимание, заботятся о его эмоциональном состоянии.

Любовь родителей бывает соответствующей (удовлетворяющей потребности ребенка) и несоответствующей (с продленным временем зависимости ребенка от родителей). Несоответствующая любовь состоит в том, что родители рассматривают ребенка не как личность, достойную независимости, а как собственность. Иногда родители воплощают в детях свои несбывшиеся мечты наперекор их желаниям или путают роли, требуя от ребенка любви, внимания, эмоциональное равновесие.

Дисциплина ребёнкаДисциплина. Психологи считают, что проблема дисциплины возникла только потому, что  родители разделяют два понятия: любовь и дисциплину. Дать почувствовать ребенку родительскую любовь – первое условие хорошей дисциплины. Бесполезно требовать от ребенка дисциплины, если не наполнять его эмоциональный резервуар психологическими приемами (ежедневный контакт «глаза в глаза», пристальное внимание, физический контакт). Без этих обязательных способов воспитания можно заставить маленького ребенка быть дисциплинированным, но ненадолго. Воспитание дисциплины – это тренировка психики и характера. Ребенок учится конструктивно мыслить и  контролировать себя, если для этого созданы все условия: наличие положительного примера, общение, общие интересы и развлечения… Безоговорочная любовь позволит ребенку принять без отпора и неприязни все важные аспекты воспитания со стороны родителей. Ребенок будет подчиняться дисциплине, если будет чувствовать себя самостоятельной личностью. В установлении взаимоотношений для ребенка важно, чтобы его понимали, слушали, уважали.

Неумение родителей сдерживать свои чувства (гнев, обиду…) может стать мотивом непослушания, испортить отношения, вызвать неуважение у детей. Родители должны следить за своим эмоциональным здоровьем, контролировать себя, не раздражаться по пустякам, а случайно проявив гнев, найти смелость извиниться, чтобы расположить к себе ребенка. Примитивное понимание дисциплины (отсутствие безусловной любви, применение наказания, шантажных действий…) ведет  к неуправляемому поведению ребенка в переходный период отрочества.

Нельзя забывать, что физические наказания ведут к деградации личности, к росту агрессивности, к нервным срывам. Наказания должны быть сведены к минимуму.

Советы родителям по воспитанию дисциплины:

  • Нельзя мириться с недостойным поведением ребенка. Спросите себя: «Что я должна сделать, чтобы исправить сложившееся положение?» Важно понять, что вызвало плохое поведение (болезнь, усталость, скука, дефицит общения…).
  • Подумайте об эмоциональном резервуаре своего ребенка! Он нуждается в вашем пристальном внимании. Побеседуйте с ним о его поведении. Выслушайте его!
  • Выясните для себя, сожалеет ли ребенок о плохом поведении. Искреннее раскаяние и чувство вины – единственный путь к исправлению.
  • Не применяйте физических наказаний. Это не вызовет чувства вины. Ребенок не сделает правильного вывода и снова возьмется за старое. Только жить он будет с обидой за незаслуженное наказание.
  • Научитесь прощать ребенка за плохое поведение. Он обязательно начнет исправляться. Простить ребенку разбитое окно – не значит освободить его от ответственности (ребенок должен вставить стекло сам или заплатить стоимость стекла из копилки). Ребенок должен чувствовать сожаление, а не играть словами и чувствами.
  • Главное в воспитании дисциплины – осознание ребенком того, что его отличное поведение в первую очередь необходимо ему самому. Родителям достаточно вежливо напомнить ребенку о нарушении, а не «метать гром и молнии» по пустякам. Угрозы и крики уместны в крайних случаях. Привыкая к постоянным крикам, ребенок перестает реагировать на них. Отношения родителей и детей становятся противостоянием взглядов и характеров.
  • Используйте в воспитании меры добровольной дисциплины, старайтесь не прибегать к наказаниям, чтобы сохранить уважение и любовь ребенка к вам.
  • Помните, что не любовь, а недостаток родительской твердости, развивает у детей вседозволенность.
  • Помните, что бескорыстная любовь жизненно необходима для физического, психического и духовного развития ребенка!

наказаниеВсе сказанное можно подытожить одним выводом: дисциплина – это ответная реакция ребенка на родительскую любовь и внимание.  Что такое дисциплина и как ее воспитать – на этот вопрос могут дать правильный ответ только любящие родители.

Дорогой читатель! Согласны ли с тем, что успех воспитания ребенка в руках родителей?

Буду счастлива, если мои советы по воспитанию дисциплины будут вам полезны.  Вы можете подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии.  До новых встреч!

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *