Борис Михайлович Кустодиев и круг его  интересов

Борис Михайлович Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев как мастер нескольких художественных направлений был для многих своих современников чужим и неудобным. Испытывая симпатию к разным видам живописи и участвуя в нескольких художественных объединениях, он уверенно шел своим творческим путем.

Передвижники обвиняли Кустодиева в «лубочности», модернисты называли безнадежно прямолинейным, авангардисты возмущались его пуповинной привязанностью к своему учителю Репину, пролетарские художники видели в нем «певца купеческо-кулацкой среды». И все эти обвинения провоцировала творческая разбросанность художника.

В Кустодиеве уживались вместе несколько художественных привязанностей, что отличало его от других. В этом легко убедиться, если взять навскидку один год из его творчества. Например, в  1920 году он пишет «Купчиху с зеркалом», «Голубой домик», «Купчиху с покупками», «Троицын день (провинциальный праздник), классический портрет жены, картину «Большевик», «Первомайский парад. Петроград. Марсово поле».

В художественной среде, как и в любой другой, нельзя быть талантливым во всем.  Одновременное обращение Кустодиева к совершенно разным темам и стилям сводилось к отсутствию внутренней цельности художника. «Многоцелие» равнялось «бесцельности», что уже предвещало печальный приговор его будущей карьере.

Биография

Портрет художникаБорис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отец художника, преподаватель духовной семинарии Михаил Лукич Кустодиев, умирает от чахотки, когда сыну шел второй год. Мать Екатерина Прохоровна посвящает себя полностью своим четырем детям, прививая им любовь к музыке, литературе, живописи, театру…

Семья проживала в арендованном небольшом флигеле купеческого дома. Спустя годы детские впечатления о купеческом мире будут материализованы на картинах Б. М. Кустодиева. Вот, что вспоминал об этом периоде сам художник:

«Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони… Это были живые типы Островского…»

С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. В 14 лет Борис начинает учебу в духовной семинарии и в то же время посещает уроки известного художника П. А. Власова. В 1887 году впервые побывав на выставке картин передвижников, он окончательно решает стать художником. В 1896 году по совету своего первого учителя П. А. Власова, Борис поступает в Петербургскую Академию художеств. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом.

До окончания Академии как лучший ученик он был привлечен к работе над картиной, заказанной наставнику «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Для этого полотна Кустодиев написал 27 портретов. Сам Репин порой не отличал в этом произведении свои и кустодиевские этюды.

Работоспособности Кустодиеву было не занимать, вместе с этюдами он пишет портреты близких по духу ему людей: И. Я. Билибина, Д. Л. Молдовцева, В. В Матэ…

В 1901 году на Мюнхенской Международной выставке портрет И. Я. Билибина был удостоен золотой медали.

Кустодиев с женойВ 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. В первой европейской поездке во Францию и Испанию художника сопровождали жена и только что родившийся сын Кирилл. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». Здесь семья проводила каждое лето, и это время для нее было самым счастливым.

Б. М. Кустодиев не ограничивал себя исключительно живописью, он занимался оформлением и иллюстрированием произведений русской классики. Среди них: «Дубровский» А. С. Пушкин, «Мертвые души» и повести Н. В. Гоголя, «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, «Певцы» И. С. Тургенева, поэмы Н. А. Некрасова, повести А. Н. Толстого…

УтроГлавной темой творчества художника стала семья. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Из окна бьют теплые лучи солнца, ярко освещая стол, камин и склонившуюся над ребенком мать. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Он — смысл жизни семьи, радость бытия, слагаемая из кровной привязанности матери и ребенка.

Сам сюжет картины подсказывает, что для художника семейное счастье заключается в «купающемся» в материнской любви младенце.

В поисках себя, Кустодиев возвращается на родину жены, в Костромскую губернию, срочно прервав пенсионерский срок пребывания за границей.

С 1900 года он много путешествует по родной стране и за границей, знакомится с работами старых и современных мастеров.

Годы становления Кустодиева как художника совпали с обострением интереса к графике в художественной среде. Рисунком занимались не только представители «Мира искусства», но и сам учитель Кустодиева И. Е. Репин.

Кустодиев, конечно, не остался в стороне, заявив о себе как о замечательном рисовальщике.

Во время первой русской революции он сотрудничает в сатирических журналах, создавая шаржи и карикатуры на влиятельных сановников.  Им было создана масса графически острых портретов, обнаженной натуры, множество этюдов и эскизов, позволяющее изучить в деталях механизмы этого периода творчества.

В 1907 году Кустодиев получает звание члена Союза русских художников, в 1909 году — звание академика живописи. Его картины показываются на отечественных и международных выставках. Ему заказывают портреты многие влиятельные люди.

К концу 1900-х годов у Кустодиевых было уже два ребенка. Из воспоминаний дочери Ирины:

«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Мы жили на третьем этаже. Высота комнат необычная. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Бегали в прятки. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Дом наш всегда был полон собак и кошек. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества».

В 1900-е годы Кустодиев увлекался скульптурой. Героями его скульптурных портретов стали А. М. Ремизов, Ф. К. Сологуб, М. В. Добужинский, император Николай II… В разные периоды жизни создавались скульптурные портреты семьи художника: «Дети» (1909), «Мать с ребенком» (1910), выполненный в память о младшем сыне художника, который умер после своего рождения.

Многие искусствоведы приписывают кустодиевской живописи отличительную особенность — театральность. Кустодиев сделал немало для театра. Успех многих театральных постановок в столичных театрах зависел во многом от художника.

В 1911 году Кустодиев пишет декорации к спектаклю по пьесе А. Островского «Горячее сердце» для московского театра К. Н. Незлобина. Эскизы к спектаклю создавались в Швейцарии, где художник лечился с диагнозом «костный туберкулез». Вместе с признанием и славой к нему приходит беда – тяжелая болезнь.

В 1913 году в Берлине ему делают первую операцию по удалению опухоли в спинномозговом канале. В 1916 году была повторная операция, после которой оказалась парализованной нижняя часть тела. Тогда врачи спросили жену Ю. Е. Кустодиеву – что сохранять: руки или ноги? «Конечно, руки. Он – художник, и без рук жить не сможет»- ответила она.

В это самое тяжелое для художника время появляются самые праздничные картины пестрой провинциальной жизни, знаменитые красавицы-купчихи… Оказавшись отрезанным от внешнего мира, он пишет фантастические произведения, реальнее самой действительности.

В 1913-1916 годы создается групповой портрет художников «Мира искусства» (Н. К. Рерих (1913), М. В. Добужинский (1913), И. Я. Билибин (1914), Е. Е. Лансере (1915). И. Э. Грабарь (1916)). Эти портреты отличает мастерство и оригинальность композиции.

Революцию 1917 года художник воспринял с воодушевлением. Накануне годовщины Октябрьской революции участвует в оформлении Петрограда. В 20-е годы  он изображает на своих полотнах современную жизнь в праздничных шествиях и политических демонстрациях, занимается иллюстрированием ленинских сборников. В 1925 году едет в Москву для оформления нескольких спектаклей нового театра. Одним из оформленных им спектаклей стала «Блоха», написанная Е. И. Замятиным по мотивам «Левши» Н. С. Лескова. В кустодиевских декорациях смешалось все то, что пришлось зрителю по душе: веселье и трагедия, пародия, реальность, лубок, гротеск… Им были оформлены пьесы Островского «Свои люди – сочтемся», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Гроза».

Однако не все его планы были осуществлены.

В связи с прогрессированием болезни художник не справился с простудой, которая повлекла за собой воспаление легких. 26 мая 1927 года его сердце остановилось. Б. М. Кустодиеву было всего 49 лет.

Знаменитые картины Б. М. Кустодиева

Кустодиевские праздничные картины проникнуты любовью ко всему русскому. Они будут понятны и интересны детям дошкольного возраста.

«Масленица» (1916 год)

Масленица

Знаменитая картина «Масленица» — символ творческой зрелости художника. Начало марта. Еще стоят зимние морозы. Все деревья окутаны белым пушистым инеем. Над заснеженным городом распростерлось весеннее небо, раскрашенное нежными розовыми, зелеными, желтыми цветовыми оттенками. Возвращаются с громкими криками птицы из дальних стран.

На городские улицы вышли толпы людей. Чувствуется, что весь народ от богача до бедняка ждал с нетерпением окончания зимы. Небо, птицы, люди радуются приходу весны. У балаганов собрались горожане от мала до велика на веселые представления. Детвора катается с ледяных гор, играет во взятие снежного городка. На переднем плане картины изображены огромные сугробы со свежими следами от валенок, что подчеркивает многолюдность праздника.

Повсюду летят наряженные сани, запряженные парами и тройками лошадей. На бревнах у самой окраины города люди встречают весну масленичными песнями под гармошку. Масленица празднуется с размахом: играет гармонь, кричат птицы, смеются дети, скрипят полозья, шумят скоморохи…

Яркая конская упряжь с бубенцами и раскрашенными дугами, нарядное одеяние горожан, реющие флаги на балаганах придают картине праздничность. Мы видим и слышим русскую разудалую масленицу.

Художнику удалось показать нам эстетическую, театральную сторону праздника, его особый колорит, публичность, уличность.

В русской литературе картина «Масленица» нашла немало «откликов». В романе И. Шмелева «Лето Господне» есть отрывок:

Ключ к подсознанию

«Масленица…Я и теперь еще чувствую это слово… яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада… ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньки…»

Картина была написана после второй операции, в то время, когда врачи предписывали художнику полный покой.

Репин принял работу восторженно, уловив в ней поиски нового идеала красоты. В Академии художеств при покупке картины «Масленица» разгорелся скандал. Некоторые члены совета решили, что эта работа не имеет никакого отношения к искусству, назвав ее «лубком».

Кустодиев дал им категоричный ответ:

«Я считаю, — сказал он, — пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни».

Рекомендации родителям:

Расскажите ребенку об истории празднования масленицы на Руси. Рассмотрите внимательно картину и попробуйте вместе с сыном (дочерью) описать Масленицу и традиции ее проведения.

Предложите ребенку увлекательное путешествие по картинам Кустодиева. Эта экскурсия необычная. Из самых ярких кустодиевских картин сложена красивая добрая сказка. Добро пожаловать в сказку!


С некоторыми портретами Кустодиева дети среднего школьного возраста обычно знакомятся в школе. Родители должны быть знакомы с портретами художника, чтобы ответить на все вопросы ребенка.

Портрет Ф. И. Шаляпина

ШаляпинЗнакомство двух великих людей состоялось в 1919 году. Шаляпин обратился к Кустодиеву с предложением сделать декорации и костюмы к опере «Вражья сила» по пьесе А. Н. Островского «Не так живи, как хочется», которую ставил в Мариинском театре.

Портрет был создан благодаря шубе, которая привлекла внимание художника. При первой встрече художник попросил Шаляпина:

«…Попозируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно богатая».

Шаляпин любил провинциальные картины художника, поражающие, по его словам, «такой веселой легкостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски в неутомимом изображении русских людей». Так случилось, что однажды и он стал героем портрета Кустодиева.

Ф. И. Шаляпин вспоминал:

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной».

Шаляпин позировал прикованному к инвалидному креслу художнику. Полотно с подрамником приходилось передвигать специальным приспособлением, укрепленным под потолком.

Изначально картина была названа «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе».

Портрет Шаляпина пользуется особой славой. Фигура певца занимает весь первый план. Он еле умещается в формате полотна. Красивое румяное лицо, свободная сценическая поза, перстень на мизинце, распахнутая шуба с переливами меха, концертный костюм с бантиком, пестрый развевающийся на ветру шарф, трость, отставленная в сторону…

В портрете передан дух творчества обладателя уникального голоса. Пейзажный фон с народными гуляньями, метко выбранный художником, подчеркивает в Шаляпине человека широкой души. За спиной артиста присутствует все то, что обычно бывает на русской масленице: балаганы, столы с яствами, раскрашенные повозки, ледяные горки…  Афиша на углу улицы, извещающая о гастролях Шаляпина, указывает на огромную любовь Шаляпина к русским традициям, родине.

У ног исполнителя народных песен стоит его любимая собака — белый бульдог. Появление этого реального персонажа в портрете говорит о добродушной иронии автора, которая присутствовала при создании картины.

Рекомендации родителям:

Расскажите ребенку о жизни и творчестве Ф. И. Шаляпина, о его знакомстве с художником Кустодиевым. Послушайте песни в его исполнении.


Знакомство детей с галереей купеческих образов можно начинать в младшем школьном возрасте.

«Купчиха за чаем» (1918)

Купчиха за чаемКупеческий образ олицетворяет гармонию русского мира. Художник как бы прощается с привычным, понятным, близким для него миром, поверженным (свергнутым) за несколько дней… В работе звучит ностальгическая нота по прошлому России, по живописной жизни русской провинции…

Перед нами приволжский городок, где прошло детство художника, где текла тихая и размеренная жизнь.

Купчиха воплощает собой идеал народной красоты: брови дугой, губы бантиком, роскошное тело, гордая стать… Ухоженное лицо с выраженным здоровым румянцем говорит об ее умиротворенности. К плечу героини прильнул важный кот, очень похожий на свою хозяйку. Ему уютно в этом мире. На столе стоит огромный самовар, ваза с вареньем, чаши с фруктами, корзина с булочками и сладостями… В руке купчихи блюдце. Здесь показана старая традиция, существовавшая на Руси — пить чай из блюдца.

Вдали, на веранде, сидит за чаем купеческая семья. Художник подчеркивает железную размеренность ее существования на фоне застывшего пейзажа и провинциального городка, показывает время как бы остановившимся.

В год создания картины, год голода и разрухи происходит крушение старой России, развязывается гражданская война, обесценивается человеческая жизнь…

До недавнего времени были приняты неверные ассоциации, связанные с кустодиевскими купчихами. Описание картины соответствовало политическим требованиям. И выбран был произвольный смысл произведений, далекий от авторского. Ленивые купчихи символизировали сытую, застывшую в косности купеческую Россию. Описание картины было таким: У купчихи узкий круг интересов. Она бездумно и томно смотрит на окружающую их жизнь.   Сочный натюрморт введен в картину неслучайно. Он помогает представить обстановку изобилия, в которой живет героиня. На картинах мы видим спелые фрукты и овощи («Купчиха»), арбуз, виноград, яблоки, позолоченные чашки («Купчиха за чаем»), кольца, шелк, ожерелья («Купчиха с зеркалом»)…

В наше время родители и педагоги должны объективно смотреть на вещи и не стоит навязывать ребенку неправильную точку зрения.

Рекомендации родителям:

Расскажите ребенку о детстве художника и об истории купечества на Руси. Важно показать купеческую жизнь, ее быт и устои как значимую часть культуры России.

Попросите ребенка описать картину и назвать русские черты купеческой жизни, которые изобразил художник.


Работы Кустодиева, посвященные революции, вызывают интерес у детей старшего школьного возраста.  Старшекласснику сложно понять смысл этих произведений.  Задача родителей – изучить работы и объяснить их содержание. Некорректно говорить с ребенком о близости Кустодиева к большевистским идеям. Кустодиев относился к той части интеллигенции, которая встретила Февральскую революцию с ожиданием перемен. Октябрьский переворот расколол общество, что вылилось в кровопролитную гражданскую войну.

«Большевик» (1919)

большевик

Некоторые искусствоведы утверждают, что большевик напоминает своим обликом, решительностью и отвагой «всероссийского старосту» М. И. Калинина.

Образ большевика — обобщенный образ, выражающий масштабность преобразований, переворотивших Россию. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции, используя аллегорию. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Сияет небо. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Красное полотнище закрыло верхнюю часть церковного купола, где прикреплен крест, что символизирует отрицание Православия в новой идеологии. Яркие краски придают картине мажорное звучание. Картина вызывает страх и тревогу. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром.  В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен.

Рекомендации родителям:

Картина «Большевик» достаточно сложная. Для понимания замысла автора необходимо рассмотреть внимательно ее отдельные детали.

Б. М. Кустодиев жил в эпоху, которая не могла не отразиться на его творчестве. Он стремился к свободе, истине и красоте, и мечта его сбылась.

Высокую оценку творчеству Кустодиева дал И. Е. Репин, назвав его «богатырем русской живописи».

Вот что писал о нем художник Н. А. Саутин:

«Кустодиев – художник разностороннего таланта. Великолепный живописец. Он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Превосходный рисовальщик и график. Кустодиев работал в линогравюре и ксилографии, исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы. Он выработал свою оригинальную художественную систему, сумел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни».

Уважаемый читатель! Что вас привлекает в творчестве художника Б. М. Кустодиева?


 

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: