Масленица на Руси, что за праздник, его описание кратко для детей, история и традиции

Масленица на РусиЗдравствуйте, читатели моего блога! Приближается самый веселый праздник — Масленица. В своей статье я расскажу об истории праздника и недельном масленичном календаре, его описание кратко для детей.

Праздновали Масленицу еще до появления христианства. Изначально праздник был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса и означал он проводы зимы и встречу весны.

После крещения Руси Масленицу стали отмечать перед началом великого семинедельного поста, за семь недель до Пасхи. Не зря говорят: «Пируй, пока Масленица, да о посте вспоминай без маслица». Первоначальное название праздника – Мясопуст. По православному обычаю мясная пища в эти семь дней была под запретом, и разрешалось употреблять только молочные продукты. Называли этот праздник и Сырной неделей.

Главным атрибутом праздника весны стали блины, которые издавна считали символом солнца. На Масленицу полагалось съесть не меньше 10 блинов, то есть полтора-два локтя. Так в старину измеряли их количество. Ходило поверье, что людей, не встречающих с весельем Масленицу – ждет беда, поэтому все от души веселились, смеялись над шутами, плясали, пели, катались с гор…

Вначале Масленой недели шла особая подготовка к празднику: строили горки, украшали избы, готовили дрова для костров.

С четверга по воскресенье деревенская молодежь распевала колядки, ходила по дворам с бубнами, рожками, балалайками, заходили в дома угоститься блинами и горячим чаем. В городах шли шумные праздничные гулянья: театральные представления, игры со скоморохами, потешные выступления артистов с медведями.

Масленица длится семь дней, и у каждого дня есть свое название. Древние родичи Масленицы родом из дохристианских божеств. Ее считали племянницей Семика и дочерью Сварога.

Содержание

Первый день масляной недели  — «встреча Масленицы».

кукла из соломыЛюди закликали Масленицу:

«Звал, зазывал честный Семик широкую Масленицу. Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка ты моя, перепелочка! Приезжай ко мне на тесовый двор душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться».

Молодые парни плели куклу из соломы, наряжали ее и выносили на улицу с криками: «Да вот и она! Масленица приехала!». Девушки встречали Масленицу песней:

«Ой, Масленица во двор въезжает.
Широкая, во двор въезжает!
А мы, девушки, ее встречаем.
А мы, красные, ее встречаем!
Ой, да Масленица, погостюй недельку.
Широкая, погостюй недельку…»

Детвора бежала промышлять по дворам, просить гостинцев: «Подай на масленицу, на пост от редьки хвост!» Выносили ей ненужные вещи, которые попадались под руку. К вечеру за околицей горел высоченный костер из всякого тряпья. Становилось жарко. Люди водили хороводы, плясали и приговаривали: «Гори, гори ясно. Чтобы не погасло. Искры летят, колокольчики звенят!»

Второй день Масленицы — «заигрыши».

Накануне праздника в больших селах и городах строили качели, балаганы для скоморохов, горки. Ледяные горки ставили «шабашники» — пришлые мастера. И стар и млад, все наслаждались катанием с горки. Особенно важно было скатиться с горы молодоженам, скрепившим свои отношения узами брака неделю или две недели назад. Существовала примета, связанная с катанием с горы: чем дальше скатишься, тем больше вырастишь лен. На горке молодые люди присматривались и выбирали себе невест.


Вот как представил московскую масляничную горку в своем романе «Лето Господне» русский писатель И. С. Шмелев:

« Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухают с рычанием высокие «дилижаны» (шестиместные санки с водителем) с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. Василь Василич распоряжается, хрипло кричит с верхушки… Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билетики, на которых написано: «С обоих концов по разу». Народ длинным хвостом у кассы.

…По накатанному лотку втаскивают веревками вернувшиеся с другой горы сани с бархатными скамейками – «дилижаны». Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате.

— Не изувечили никого, Бог миловал? – спрашивает отец высокого катальщика.

Жарковато бывало на масленичной горке. Санки предлагались гостям самые разные, «чунки» — со стульчиком, «трубли» — с рублем, «американки» известные легкостью и проворством».

Владимирские горки выходили легкими, ажурными, с лестницей и изящной беседкой наверху. Стояли такие высоченные горки на реках и озерах, привлекая детей и взрослых своей сказочной красотой.

В селах строились огромные ледяные горки, с которых катались на ледянке (расплющенная корзина с заледеневшим дном), дровнях, дощечках, салазках, шкуре, рогоже, деревянном корыте, перевернутой скамейке…

Во второй день девицы гадали. Девушка брала из дома один из первых блинов, выходила на улицу и угощала им первого встретившегося ей парня. Верили в то, что его имя обязательно совпадет с именем суженого.

Третий день праздничной недели – «лакомка».

Этот день назван в честь зятя. Теща должна была пожалеть и приголубить зятя. Про зятюшкину долю есть жалостливая песенка:

«По новой по роще
Поехал зять к теще
На жену просити.
Теща его встретила:
«Здорово, мой зятик!
Здорово, касатик!»
«Сударыня теща!
Не дюже здоров я:
Жена дома била».
-За что тебя, зятик?
За что, мой касатик?»
«Сударыня теща!
Я сам глупо сделал:
Залез в погребочек,
Поел всю сметанку,
Ни много, ни мало –
Двенадцать горшочков».
«Моя дочка дура.
Чего мало дула!»-
«Прощай, моя теща,
Прости, расканалья!»-
«Прощай, мой зятик,
Прости, мой сметанник!».

к теще на блиныВ обычные дни у тещи с зятем бывает всякое: и поругает теща, и выскажет все, что думает. А в лакомое время зять на особом счету.

Умные тещи брали дело в свои руки – пекли блины: овсяные и гречневые, пшеничные и ячневые или из кислого теста. Зятья по-доброму шутили: «Сухой блин рот дерет!». Именно с обычая приглашать зятьев на блины и появилось выражение «к теще на блины».

Теща подавала блины с икрой, творогом, луком и яйцами. Пыхтели самовары, рекой тек мед и сбитень. Гости веселились, объедались, приговаривая: «Блин – не клин, брюха не расколет. Где блины, тут и мы… Тот же блин, да подмазан…»

По обычаю на стол ставили больше ста разных блюд и закусок. Говорили: «В праздник и воробью пиво». Все заслуживали царского угощения. Богатый барин или купец обязательно угощал в этот день прислугу: «Знай, мол, наших!»

Четвертый день – «перелом», «разгуляй», «широкий четверг».

Это самый пик праздничного веселья. Впереди и позади три дня веселья. Как говорится: «Кто не поет, тот свищет; кто не пляшет, тот прищелкивает». Люди наряжались в костюмы, и несли чучело Масленицы на гору.

В широкий четверг на Руси был славный обычай  — «выходить на кулачки». Этому обычаю  не одна тысяча лет. Кулачные бои проводились по строгим правилам: нельзя было прятать в рукавицу камень или кусок железа, нападать на одного вдвоем, бить лежачего, бить ниже пояса и по затылку… Одним словом, русскому богатырю следовало не терять честь. Сходились бойцы на реке и бились «стенка на стенку» или «сам на сам». Самым сильным было достаточно нанести по одному удару, чтобы выяснить «чья взяла».

О кулачьих поединках писал М. Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:

«Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой
Разгуляться для праздника, потешиться…» (1837 г.)

Бились между собой жители противоположных концов одной деревни, жители разных деревень. В кулачном бою молодые мужчины показывали свою удаль.  К бою готовились заранее: парились в бане, ели мясо и хлеб, нарушали предпостный запрет, чтобы набраться силы и победить.

 День пятый назывался «тещиными вечерками».

В тещины вечерки зятья угощали тещ: «Как ни сладки тещины блинки, теперь тещ угощают зятьки». Согласно обычаю зять с вечера любезно приглашал тещу к себе в дом: «Пожалуйте, уважаемая теща, к нам за стол со всей своей родней…» В ответ теща присылала зятю все необходимые продукты для приготовления блинов. Зять пек блины и угощал ими свою тещу.

 Шестой день – «золовкины посиделки» или «проводы».

Сестер у мужа могло быть много, и невестка приглашала золовок и всю родню мужа к себе.

Незамужние золовки шли на посиделки к своим подружкам.

Те, кто не пошел в гости в субботний день, бежали на взятие снежного городка. Строили снежный городок в виде ледяной крепости с воротами. Крепость охраняла стража, а пешие и конные шли в атаку, ломая ворота и стены. Осаждённые защитники оборонялись снежками, мётлами и нагайками.

После взятия городка воеводу купали в проруби, а всем героям крепости раздавалось угощение.

Последний день недели — «прощеное воскресенье».

В прощеный день на Руси все друг у друга просили прощения: «Прости меня, грешного, на Великий пост!» Им отвечали: «Бог простит, и я прощаю». Таким способом перед Великим постом все старались очиститься от грехов или попросить прощения на всякий случай.

Соломенное чучело В последний день недели Масленицу ставили на сани, а рядом с нею сажали красивую девицу. В эту повозку запрягались молодые парни и везли обеих красавиц по всем улицам. За околицей Масленицу поджигали. У костра водили хороводы и веселились. Соломенное чучело называли Мареной. В древнеславянских поверьях Марена была богиней плодородия и богиней царства мертвых. Сжигая Марену, провожали зиму вместе с  трудностями, холодами, голодом, которые она приносила, и приветствовали приход весны, спускавшейся на землю из Сварги (небесного царства богов). Так люди старались приблизить наступление тепла.

В огонь бросали блины и кричали: «Гори блин, гори Масленица», «Полно, зимушка, зимовать — весна идет!»

Сгоревший символ зимы поминали блинами и песнями, чтобы сила Масленицы не пропала даром, а возродилась в злаках:

«Наша Масленица дорогая,
Дорогая, лели, дорогая.
Немножечко постояла.
Постояла, лели, постояла.
Мы думали семь неделек,
Семь неделек, лели, семь неделек.
А Масленица – семь денечков,
Семь денечков, лели, семь денечков.
Ты нас, Масленица, подманула,
Подманула, лели, подманула.
На Великий пост посадила,
Посадила, лели, посадила.
Горьку редчинку подложила,
Подложила, лели, подложила.
А тая горька редчинка горче хрену,
Горче хрену, лели, горче хрену».

Незаметно пробегает шумная масленичная неделя и в чистый понедельник начинается первый день поста. Отсюда и пошла поговорка: «Не все коту масленица, будет и Великий пост».

прощеное воскресеньеТрадиции празднования Масленицы уходят корнями в дохристианские времена, язычество. В этом празднике смешались языческие (сожжение чучела, игры со скоморохами…) и христианские обряды (прощение грехов накануне поста). Народ был суеверным, но мудрым, словоохотливым, задорным.

Многие традиции празднования Масленицы передавались из поколения в поколение, но, к сожалению, сегодня ими мало кто интересуется. Они уходят из жизни.  Есть о старине интересная притча: «Растет в поле старый дуб. Его макушка уже давно поднялась высоко-высоко над корнями, но он никогда не забывает о них, так как они дают ему все жизненные соки и силы. Дереву тысячу лет и будет оно стоять до тех пор, пока ему не подрубят корни». Нельзя проявлять недальновидность и не знать о том, как жили наши предки.

В каждой семье должно воспитываться уважение к русским праздникам, обычаям, поверьям, народным песням, поговоркам. Именно в них корни нравственности.

Уважаемый читатель! Согласны ли вы с тем, что дети должны знать историю праздников и уважать их традиции? Вы можете поделиться статьей с друзьями в соц. сетях.

До новых встреч!


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...