Здравствуй, мой читатель!
Хочу поделиться своими мыслями по поводу ноябрьской передачи «Пусть говорят», где речь шла о молодом человеке 32 лет, жизнь которого оборвалась в результате падения с крыши метропоезда. Экстремальные игры – популярная форма проведения подросткового досуга на сегодняшний день. Тема злободневная и я ожидала от всех, кто делал передачу, других комментариев и выводов. По мнению родственников, потребность в риске ребенок испытывал с подросткового возраста. Всю передачу искали оправдание этому глупому поступку. Оторванность от реальности, поиск экстремальных развлечений объяснили одной причиной — обыденностью. Забота о семье, ответственность за родителей, работа уже не являются человеческими ценностями.
В итоге был сделан вывод: есть категория людей, которым экстрим просто необходим. Он дает новые ощущения, позволяет вырваться из однообразия, ощутить хрупкость жизни. А для чего? Мне кажется, что не совсем честно уводить зрителей от истинных причин таких несчастий.
В СМИ, интернете, на телевидении активно пропагандируются экстремальные полеты, игры, виды спорта… Наше общество заражено экстремализмом.
Для подростка быть экстремалом — значит не отставать от времени, прогресса, совершенства. Юный экстремал находит единомышлеников в соцсетях, демонстрируя свои исключительные способности. Им движет безудержная подростковая энергия, юношеский максимализм, соблазн нарушить запреты взрослых… Экстремалами становятся подростки экстраверты. Им важно быть в центре внимания, воплощать собственные идеи в жизнь, придумывать коллективные развлечения…
Содержание
Мнение ученых
Рискованное поведение подростков ученые объясняют биологической природой, обменными и гормональными особенностями организма. М. Цуккерман считает, что в отдельных системах головного мозга у «любителей приключений» наблюдается сильная реакция на новые стимулы при изначально низком уровне норадреналина. По мнению ученого, эти люди чаще других испытывают скуку и живут в постоянных поисках опасных ситуаций. Их состояние улучшается только при активной выработке норадреналина.
Согласно исследованиям американского психолога Лоуренса Стайнберга в присутствии сверстников тинэйджеры рискуют в два раза чаще. Эту особенность Стайнберг связывает с незрелостью нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации. Несовершеннолетние неспособны принять разумные решения, дать адекватную оценку опасности в кругу друзей. Их показные действия совершаются «на свой страх и риск», чтобы получить общественное признание.
Причины рискованного поведения несовершеннолетних скрыты в особенностях возраста: импульсивности, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости, стремлении расширить границы дозволенного.
Что толкает подростка на «подвиги»?
Склонность подростка к риску — это способ доказать взрослость, желание понравиться, заслужить уважение коллектива, повысить собственный статус.
Поездка в машине, где за рулем сидит подросток, превращается в игру без правил. Юный водитель не обращает внимания на правила и дорожные знаки. Ему важно включить громкую музыку, поговорить по мобильнику, произвести должное впечатление на пассажиров, которые его поддерживают и поощряют.
Мальчики кичатся страстью к острым ощущениям и риску как значительным «преимуществом» в среде менее «крутых» ровесников. Лидирующие юноши пользуются успехом у девушек, ведут раннюю половую жизнь и т. д. В результате низкого порога восприятия риска они идут на совершение социально и личностно опасных действий, правонарушений, употребляют психоактивные (наркотические) вещества, заражаются венерическими заболеваниями.
Компания подростков нередко подчиняется неформальному лидеру, власть которого держится на личностных качествах: склонности к риску, стремление к новым ощущениям…
Получая удовольствие в игре со смертью, мальчики и девочки наглядно доказывают свое превосходство над другими. Степень опасности в игре постоянно увеличивается: от катания на лесенке троллейбусов до прыжков на крышу проезжающего поезда или грузового состава. В силу своего возраста подростки не осознают ценность человеческой жизни. Ребенок получает удовольствие в игре со смертью. Подростковая неосторожность часто приводит к фатальным последствиям.
Самые опасные игры подростков: паркур, зацепинг, руфинг, скайуокинг, акрострит…
и др.
Выявлено, что только у 10% несовершенолетних из 100% имеется «внутренний запрет» на любую форму риска. По мере взросления тяга к острым ощущениям снижается.
Какие обстоятельства предшествуют разобщению детей и родителей?
В современной семье родители не находят времени для общения и проведения досуга с ребенком из-за своей занятости. Отсюда отсутствие взаимопонимания, общих дел и интересов. Семьи, где отсутствуют доверительные отношения между детьми и родителями сталкиваются с большими проблемами – уходом детей на улицу, девиантным поведением.
К опасным увлечениям подростков толкает одиночество, недовольство собой, недопонимание взрослых. В стремлении приобщиться к взрослой жизни, подростки объединяются в группы по интересам.
Советы родителям подростка, увлекающегося экстремальными играми
Проявляйте интерес ко всем сторонам жизни вашего ребенка: местам времяпровождения, кругу общения, особенностям поведения.
Прежде всего, вы должны:
- нести ответственность за жизнь ребенка;
- расположить его к доверию и рассказать о рисках экстрима;
- объяснить, что риск – благородное дело, и он может быть оправдан только спасением чьей-то жизни;
- предложить отправиться в те места отдыха, где он мечтал побывать;
- предложить ему выбрать по душе любой вид спорта, боевого искусства: дзюдо, у-шу, каратэ, кикбоксинг…;
- заняться в летнее время семейным туризмом, зимой – лыжными прогулками;
- проводить с ним как можно больше свободного времени;
- проконсультироваться у психолога по поводу возникновения деструктивных увлечений;
- понять подростка и сделать так, чтобы он никогда не чувствовал себя одиноким.
Экстрим
Экстри́м (англ. Extreme — противоположный, чрезмерный, особенный) — выдающиеся, экстраординарные действия, как правило связанные с опасностью для жизни.
Экстрим привлекает человека по романтическим и эгоистическим причинам. Романтик ощущает красоту и испытывает высшие человеческие возможности.
Эгоист подвергает смертельной опасности свою жизнь и думает только о себе.
Экстремальные виды спорта (бейсджампинг, хелискинг, кейв-дайвинг, альпинизм…) классифицируются по уровню опасности и требуют таких физических качеств как ловкость, выносливость, гибкость, быстрота… У спортсменов склонность к риску является чуть ли не самым ценным качеством. Однако никто из них не застрахован от технических ошибок. Глупо ставить на кон жизнь ради удовольствия и остроты ощущений.
Человек должен заряжать себя положительными эмоциями, но не ценой жизни.
Игры с ПК
Чем может увлекаться подросток? Спортом, танцами, чтением, рисованием…Он вправе искать занятия по душе. Ему важно найти себя. Однако не все его увлечения безопасны.
Подростковый возраст характеризуется стремлением к самореализации, достижению успеха в конкретном виде деятельности. В результате развития психических познавательных процессов формируется личность, изменяется мировоззрение.
Как правило, после школьных занятий и в дни каникул дети и подростки тратят большую часть времени на просмотр телевизионных программ, компьютерные игры или игры с мобильным телефоном. Просьба родителей выключить компьютер вызывает вспышку агрессии. Компьютер заменяет друзей и родителей, и эта зависимость с каждым годом растет. Тинейджеры не умеют взаимодействовать, уступать, проявлять терпимость друг к другу. Наблюдается полное отсутствие навыков культуры поведения. Выбор содержания досуга в современных семьях за детьми, поэтому их ценностные ориентиры направлены на удовлетворение потребности в развлечениях.
Компьютерные игры уводят подростков в виртуальный мир, где можно легко разбогатеть, получить славу, стать властелином мира. Игры позволяют совершать и исправлять ошибки, возвращаясь на несколько шагов назад. В игре подросток убивает других и погибает сам и по желанию ведет войну заново. Компьютерные игры формируют особый стиль мышления, жестокость, агрессию, вседозволенность.
В компании сверстников ребенок, зависимый от компьютера, может говорить только на одну тему – любимой компьютерной игре.
Проблема культуры досуга современных подростков актуальна. Неумение рационально использовать время приводит к тому, что большой процент времени у подростков занимает безделье.
В данном видео представлены различные виды экстремальных игр.
Уважаемый читатель! Как вы думаете, возможно ли устранить биологические причины предрасположенности подростка к риску?
Следующая статья будет посвящена проблеме конфликтов в обществе, где я хочу с вами обсудить причины и пути решения конфликтных ситуаций. Подпишитесь на обновление блога, чтобы получать новые статьи на свою почту!