Как писать стихи и не стать графоманом?

РифмаЭта статья посвящена тем, кто пишет стихи. Многие уверены в том, что знают, как писать стихи. Что такое поэзия?

Этот вопрос следует задать всем начинающим поэтам. Стихотворение понимают как последовательную речь со стройным порядком и созвучием, как мысль, выраженную в изящной форме, окрашенную чувством… Получается, что поэзия – это  специальная форма выражения мысли. Такое представление сущности стихотворения неверное, оно упрощает значимость поэзии.

Люди не осознают поэзию как искусство, и это большая проблема всех, кто к ней обращается.

Никто не будет спорить с тем, что восприятие «серьезной музыки» требует овладения «языком» музыки, определенной подготовки. Есть «легкая поэзия» и «легкая музыка». То и другое воспринимается без особых усилий. Освоение «серьезной поэзии» и «серьезной музыки» (поэзии и музыки классического ряда) – самая трудная работа, которая должна стать духовной потребностью человека.

Сложено спорное мнение о восприятии поэзии. Считается, что для понимания поэзии достаточно научиться читать, следовательно, для написания стихотворения достаточно подобрать нужную рифму.

Сегодняшний книжный рынок заполнен псевдолитературой. Сколько молодых графоманов выставляют свое творчество напоказ, агрессивно, бесцеремонно. Литературный хлам заполонил массовый рынок, СМИ. Что может написать ребенок, воспитанный на графоманской литературе?

Словарь иностранных слов дает такое толкование низкопробному творчеству:

«Графомания – «болезненное пристрастие к писанию, к многословному, пустому, бесполезному сочинительству».

Ритм - это цикличное чередование В наше время поэтами называют себя те, кто смог срифмовать несколько строчек. Истинный поэт обладает талантом, но часто его мучают сомнения: имеет ли он право называться поэтом. Непосредственность, напротив, обладает уверенностью и в себе и своем творчестве. Нужны ли обществу посредственные поэты? Учиться писать стихи нужно на истинной поэзии.

В юности многие сочиняют стихи, чтобы выразить свои переживания и эмоции. Пишут стихи на тему событий в стране и мире. Хорошо это или нет? По-моему,  никакого вреда от этой попытки не будет. Начинающему поэту требуется определенный опыт, чтобы выработать собственный стиль письма.

Писать стихи сложно, так как нужно знать многие детали и нюансы. Существуют основные правила стихосложения, специфические литературные приемы, без которых невозможно написать стихотворение.

6 секретов написания стихотворения:

Прежде чем писать стихотворения, изучите творчество известных поэтов. Определитесь, какой вид жанра вам ближе? Лирическую поэзию, баллады, стансы (жанр стихотворения, где каждая строфа представляет собой законченную мысль)  выбирают люди с тонкой чувствительностью. К публицистическим стихам обращаются те, кого интересует социальная жизнь.  Популярными жанрами в читательской среде являются сатирическая, пародийная и юмористическая поэзия. Первое время в ваших стихах может чувствоваться подражание признанным поэтам.

Изучите виды поэтических произведений: белый стих (нерифмованное стихотворение с сохраненным размером и ритмом); акростих (форма стихотворения, при которой первые буквы каждой строки при чтении представляют осмысленное слово, словосочетание: имя, фамилию, понятие…);  смешанный стих (произведение, сложенное из разного количества стоп (ритмических групп) в строфах); стихи в прозе (литературный жанр, где присутствуют такие стиховые признаки как небольшой объем, повышенная эмоциональность, но отсутствует рифма и ритм); верлибр (стихотворная форма между стихом и прозой, где нет рифмы, размера, ритмической композиции). Пробуйте себя в разных жанрах!   Найдите свой жанр и стиль.

 Соблюдайте в стихотворении ритм, размер, рифму! Размер придает звучание и настроение стихотворению. Он определяется по чередованию ударных и безударных слогов в строке стихотворения. Прочитайте ваше любимое произведение и сделайте его анализ на предмет размерности. Бывают двухсложные и трехсложные размеры стихотворений. В двухсложном размере (ямб (ударение падает на второй слог) и хорей (ударение падает на первый слог)) один слог ударный и один слог безударный. В трёхсложном размере (дактиль (ударение падает на первый слог), амфибрахий (ударение падает на второй), анапест (ударение падает на третий слог), один слог ударный и два безударных. Знание стихотворных размеров помогает увидеть и построить поэтический рисунок, заглянуть в «скелет» стихотворения.

Ритм — это цикличное чередование ударных и безударных слогов. Он ощущается при чтении стихотворения. Научитесь чувствовать ритм. Освоение ритмики поможет избежать нескладность стихов. Рифма — это созвучное окончание слов на строчках.  К основным видам рифм относятся: мужская (ударение на последнем слоге); женская (ударение на предпоследнем слоге); дактилическая (ударение на третьем слоге от конца стихотворения); гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или далее). Оригинальные рифмы и их органичное вхождение в текст стихотворения передает образ, задуманный поэтом.

 Изучите такие поэтические приемы, как аллегория; анафора; метафора; антитеза (противопоставление); гипербола; эпитет; метонимия; восклицание; ирония; градация (усиление); инверсия; каламбур; обращение; олицетворение; рефрен; риторическое обращение; эпифора. Знания приемов помогут вам находить их в творчестве других авторов,  применять в собственном произведении.

 Читайте и учите наизусть стихи любимых поэтов! Чередуйте чтение классики и современной поэзии. Изучение разных стилей обогатит ваше творчество, лишит его однородности.

 Не бойтесь выражать свои эмоции! Только искренние чувства могут затронуть струнки души читателя.

 Развивайте свое воображение, образное и ассоциативное мышление!

Изучение поэтических приёмов, размеров, рифм, ритма – процесс сложный и необходимый, он приблизит вас к пониманию своего и чужого творчества.

Воспринять стихотворение часто помогает врожденное чувство поэзии, которое нужно постоянно в себе сохранять и возрождать. Первые впечатления от встречи с природой, искусством, любовью, красотой…, последующие переживания, связанные с этими событиями, глубоко индивидуальны. Каждая личность уникальна по складу ума и души. Ее становление зависит от многих явлений: состояния общества, социального статуса, своеобразия местности, характера среды общения… На формирование личности воздействует конкретная обстановка. Один и тот же факт человек может воспринять по-разному сегодня, завтра, послезавтра (по причине сложившихся обстоятельств, отсутствия настроения…).   Разное восприятие, разные выводы, разные характеры… В итоге может получиться обратное: в культурной среде может сформироваться личность, далекая от культуры, а в малограмотной среде – культурная личность.

Поэт – человек самобытный и его формирование идет естественным путем. Это не искусственный процесс.

Многие поэты пишут по общепринятым правилам. Такие «правила игры» лишают стихи естественной речи. Поэт вынужден находить для строк созвучные слова, близкие по значению к теме стихотворения, чтобы сохранить заданный ритм.

Говорят, что поэтом нужно родиться. По мнению Владимира Маяковского

«нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи».

В одной из своих статей В. Маяковский писал, что

«поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».

С ритмической точки зрения стихи А. С. Пушкина отличаются стройностью, организованностью, музыкальностью.

Л. Н. Толстой говорил:

«У Пушкина не чувствуешь стиха; несмотря на то, что у него рифма и размер, чувствуешь, что иначе нельзя сказать».

Каким же должно быть соотношение формы и содержания в поэзии.

Мыслители античности, средневековья, Возрождения в своих трудах о поэзии не разделяли понятия содержания и формы. Строгое разграничение этих понятий было предложено  теоретиками начала XIX века. Большое влияние на разделение «содержания» и «формы» оказали труды Гегеля. Содержание включает в себя «внутренние», рожденные в нашем сознании явления от восприятия поэзии (чувства, мысли, образы людей, вещей, событий, природы…)Рифма

Форма представляет собой «внешние» элементы — звуки и звуковые повторы, составляющие произведение, ритм, интонация, слова и словосочетания (метафоры, сравнения, эпитеты…), общее строение речи,  связь и расположение отдельных частей (композиция).

Почти полтора века четкое разделение содержания и формы  является необходимым условием для тех, кто изучает поэзию. Такое разграничение позволяет сделать глубокий анализ произведения.

Однако исследователи поэзии забывают о том, что «содержание» и «форма» – придуманные абстракции и поэтическое произведение существует в единстве понятий.

Что первично в поэзии содержание или форма? Казалось бы, что сначала возникает мысль о том, что писать в стихотворении, и только потом рождается форма. На самом деле это представление считается неверным. Поэт должен вообразить содержание произведения, а затем задать ему нужную форму (подобрать соответствующие рифмы, метафоры, звуки, ритм…).

Истинное  содержание стихотворения рождается вместе с формой, которая, по сути, является неповторимой.

В стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил…» неразрывно сочетаются и форма и содержание.

Исследователи попробовали изложить это стихотворение в прозе.

«Я вас любил:  любовь, быть может, еще не совсем угасла в моей душе; но пусть она больше вас не тревожит, я ничем не хочу вас печалить… В прозе были переставлены слова, которые передают те же чувства. Этот эксперимент разрушил форму, и одновременно исчезло прекрасное содержание, исчезла красота произведения.

Стихи А. С. Пушкина — это гармония из стройного пятистопного ямба, симметричных строк,  перекликающихся рифм и звуков, естественного, органического ритмического движения.

В поэзии не может быть формальных деталей, приемов, элементов. Изменение формы (естественного порядка слов) вносит определенный смысл, меняет содержание. Даже небольшой смысловой штрих оказывает влияние на форму.

Иногда содержание стихотворения зависит от случайных событий. О влиянии случайности на содержание известной пушкинской строки писал знаток творчества А. С. Пушкина, литературовед С. М. Бонди.

Строка «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» с момента своего рождения звучала иначе «Все тихо. На Кавказ ночная тень легла…» В черновой рукописи у поэта слова «ночная тень» зачеркнуты, а над ними записаны слова «идет ночная», и слово «легла» осталось без изменений. По мнению С. М. Бонди, слово «легла» было написано беглым почерком, и буква «е» получилась без «петельки» («легла» — «мгла»). В творческом процессе случайное нечеткое написание одного слова привело к появлению нового слова. Две фразы «ночная тень легла» или «идет ночная мгла» имеют совершено разный  смысл.

книгаЭтот пример говорит о том, что воплотить содержание в форму не просто; содержание не существует до формы и рождается только в ней. Известно, что до формы существует только замысел стихотворения, который нельзя отнести даже к первоначальной стадии написания произведения.

Содержание готового стихотворения не может возражать форме, так как форма является предметным бытием содержания. Не существует произведения, в котором имеется «хорошее» содержание и «плохая» форму или «плохое» содержание и «хорошая» форма. Белинский писал:

«стих есть необходимая «форма поэтической мысли», которая «одна, прежде и больше всего другого, свидетельствует о действительности и силе таланта поэта».

Есть прекрасный русский поэт Николай Языков (1803-1846), с творчеством которого должен быть знаком каждый читатель и начинающий поэт. Золотой фонд языковской поэзии составляют зрелые стихотворения, созданные в период творческого расцвета: «Рассвет», «Ау», «Весенняя ночь», «К стихам моим», «Весна», «Морское купанье»…

Н. В. Гоголь говорил о поэте:

« Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, да еще хвастается своею властью… Этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света…»

Стихи Николая Языкова воспринимаются в процессе нарастания эмоционального поэтического «захлеба». Поэт выражает свою мысль одним дыханием…

Имя Евгения Боратынского (1800-1844) стоит рядом с самыми высокими поэтическими именами. «Открытию» поэта послужили его зрелые стихи, которые отличаются стройностью, гармонией, свежестью слога.

Каждому, кто пишет стихи, важно понять значение «Пушкинской эпохи», золотого века русской поэзии, достижения современников Пушкина.

В одном ряду с Пушкиным стоят большие поэты, у которых учился сам Пушкин: Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Вяземский, Катенин. Важно постичь смысл поэтического наследства непосредственных соратников Пушкина: Боратынского, Языкова, Дельвига, Веневитинова. Нельзя не знать поэтическое творчество Грибоедова, Кюхельбекера, Александра Одоевского и др.

Самые зрелые стихотворения поэтов Пушкинской эпохи — чистое золото русской поэзии.

Известно, что своим зарождением и становлением поэзия обязана  устному народному творчеству. Пословицы, прибаутки, поговорки, дразнилки создавались в рифменном оформлении.

Пришел Богдан
Ерша бог дал…
Пришел Вавила
Повесил ерша на вилы…
Пришел Давыд
Стал ерша давить…
Пришел Лазарь
По ерша слазил…
Пришел Селиван
Воды в котел наливал…
Пришел Обросим
Ерша в котел бросил… (прибаутка из сказки о Ерше Ершовиче)

Смысл стихотворной прибаутки заключается в умении создавать рифму. «Написано пером — не вырубишь топором» (пословица),  «Наш Борис — из рода крыс» (детская дразнилка)… Стихотворная ритмическая форма подтверждает значимость утверждения.

Стихотворная форма используется и в произведениях, не имеющих большой художественной ценности: лозунгах, рекламных текстах, правилах, поздравлениях…

Нужно различать стихотворчество (подбор рифмованных фраз) от подлинной поэзии (создание гениальных произведений, в которых собраны воедино сила чувств, богатство мысли, полнота восприятия мира…

Поэзия – это величайшее искусство владения словом.

Из чего слагается лирическое творчество? Это выражение чувств, глубокие размышления, владение словом, ритмом, интонацией, а главное – жизненное поведение поэта, упорный творческий труд,  поэтическая судьба.

Вот что писал А. С. Пушкин о рождении поэзии:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо — к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут…

Люди, обладающие поэтическим даром, не всегда становятся поэтами. Причин поэтической несостоятельности несколько: низкий уровень культуры, отсутствие творческого упорства, неблагоприятные условия для становления поэта…

5 главных советов начинающему поэту:

  1. Читайте книги! Обогащайте свой лексический запас.
  2. Пишите грамотно! Не допускайте грамматических и синтаксических ошибок!
  3. Подбирайте точные рифмы! Используйте электронный словарь рифм.
  4. Пишите о своих чувствах, о своем отношении к природе, людям, родине!
  5. Не забывайте о том, что поэзия – это и слово, и дело, это поведение!

И последний совет, шуточный, в этом видеоролике:


Самодеятельные поэты пишут стихи для себя и своих друзей. Их стихи далеки от подлинной поэзии. Часто именно с самодеятельной поэзии начинается путь профессионального поэта.

Уважаемый читатель! Я буду рада, если моя статья поможет кому-то сделать первые шаги в самодеятельной поэзии. Как вы считаете, должны ли люди браться за перо, не изучив творчество великих поэтов? У вас есть возможность подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии.  До новых встреч!

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 3 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Один комментарий к “Как писать стихи и не стать графоманом?

  1. Полезная статья . Интернет переполнен миллионами графоманских стишков , все как-то внезапно стали «поэтами». А ведь в таких стихах ничего нет , читателю они ничего полезного не дадут . Настоящий поэт, как говорит известный оренбургский поэт Геннадий Федорович Хомутов, должен видеть обратную сторону Луны.
    Поэт должен пройти все стадии развития русской поэзии. Вырабатывать поэтический вкус , заучивая наизусть стихи классиков: Заболоцкого, Кольцова, Твардовского, Маяковского, Тютчева, Пушкина, Батюшкова…

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *