Служба медиации в образовательном учреждении, ее назначение и функции

Школьная служба медиации

В российских школах будет разрешена проблема конфликтов в связи с введением школьной службы медиации. Об этом нам сообщили специалисты отдела образования на ноябрьском заседании, которые верят в то, что школьная служба примирения — самый эффективный правозащитный ресурс на сегодняшний день.

Удивляет то, с какой легкостью мы идем на всевозможные эксперименты. Никто ничего об этом методе толком не знает. Разбираться в нем ни у кого нет особого желания. Главное – предложить и «идти в ногу со временем», ведь в отдельных школах нашей страны уже созданы службы школьной медиации. С декабря 2015 года внедрить службу медиации  обязали все большие школы района. Здорово бежать впереди поезда, но приемлем ли этот способ разрешения споров в российском образовании? Знаете ли вы, что такое служба медиации в образовательном учреждении и каковы ее функции?

Содержание

Что же такое медиация?

Медиа́ция, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора…

Медиация (от лат. mediare — посредничать) — форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника).

Кто может быть посредником?

В отличие от судьи и арбитра, которые принимают решение,  медиатор предлагает альтернативу обеим сторонам. Он владеет специальными приемами урегулирования споров и, несмотря на его опыт, знания и умения, решение конфликта остается за спорящими.

Медиатор ориентирован не на выяснение «кто прав и кто виноват», а на конструктивный поиск такого варианта решения, который максимально удовлетворит интересы обеих сторон, сохраняя конфиденциальность.

Могут  ли быть медиаторами наши психологи? В процессе медиации посредник выслушивает мнение обеих сторон конфликта. Психологи, обладающие характерными психологическими  знаниями, могут манипулировать участниками конфликта для примирения, несмотря на невыгодные условия для одного из них. Это специфично в профессии психолога.

История медиации

Существование человека в обществе невозможно без споров и конфликтов. Поиск  путей предотвращения и разрешения конфликтов между людьми имеет многовековую историю. Философские изречения ученых по вопросу конфликта сходны между собой.


По мнению Аристотеля (V — IV вв. до н. э.)., конфликты возникают там, где государство нарушает общие принципы распределения благ. Философ утверждал, что источники распрей заключаются в чрезмерном возвышении одних и унижении других.

В VI в. до н.э древний мыслитель Конфуций полагал, что конфликты порождаются неравенством и непохожестью людей.

В VII–IV вв. до н. э. древнегреческие философы  Платон и Геродот считали, что отношения между людьми должны быть бесконфликтными. По мнению Платона, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно». В таком социальном конфликте, как война философ видел величайшее зло.

В XIX и XX вв. свою лепту в развитие конфликтологии внесли многие философы, социологи, психологи, такие как З. Фрейд, Э. Фромм, У. Макдаугалл, К. Лоренц и др.

Первые попытки решить спор с помощью третьих лиц совершали  древние иудеи.  В Китае и Японии «техника переговоров»  использовалась для урегулирования социальных отношений.

В античной Греции – для урегулирования конфликтов между городами- государствами.

В африканских племенах конфликты разрешались и разрешаются с помощью авторитетного лица, которому все доверяют.

Правосудие появилось в ранние века и отличалось непредсказуемостью. Результаты дела всецело зависели от удачи. Во избежание риска люди создавали торговые палаты, где урегулировали свои споры без судей и присяжных. Это явилось прообразом современного арбитражного суда. Решение арбитража было предсказуемым и  окончательным. Однако арбитраж не устраивал стороны тем, что они подчинялись результату (победе или поражению) независимо от их согласия и желания.

Со времен средневековья многое изменилось. Конфликты разрешаются разными способами: быстрыми (медиация) и долгими (судебное разбирательство).

При желании наказать  «виновника»  люди выбирают судебные разбирательства или силовые методы. В тех ситуациях, когда процесс мирных переговоров при разрешении споров заходит в тупик, люди  обращаются к медиации.

Преимущества и недостатки судебного процесса и процесса медиации

Суд

Медиация

Судебный процесс может начаться независимо от воли одной из сторон Процесс медиации учитывает добровольность сторон
Судья не выбирается Медиатор выбирается
Решение принимается в соответствии с законом Решение зависит от интересов сторон
Процесс публичный Процесс конфиденциальный
Состязательность сторон Сотрудничество сторон

Работа посредника должна опираться на принцип нейтральности и беспристрастности. Посредник не переходит на чью-либо сторону. Поддерживая одну из сторон, он станет участником конфликта.

Владея специальными средствами и технологиями, медиатор ведет переговоры между конфликтующими сторонами, облегчает процесс общения между ними, чтобы помочь им достичь согласия.

Медиация  не используется для разрешения криминальных случаев и в межличностных конфликтах людей, страдающих психическими заболеваниями.

Медиация – удобный и недорогой способ разрешения конфликта.

Медиация – процесс добровольный: стороны участвуют в медиации без всякого принуждения и имеют право отказаться от медиации на любом этапе этого процесса.

Медиация — многоступенчатый процесс разрешения конфликта.

 Стадии медиации:

этапы медиации

Стадия 1. Доверительная.

Она состоит из 6 шагов. В этой стадии строятся доверительные взаимоотношения сторон. Медиатор делает процесс приемлемым для обеих сторон, располагая их к себе и друг другу. Первая стадия важна, так как неясный смысл процесса  и действия медиатора могут вызвать недоверие или сопротивление.

Первый шаг. Целесообразно создать комфортные условия для беседы (сесть полукругом). Позиция посредника должна быть нейтральной по отношению к проблеме и оппонентам.

Второй шаг. Посредник знакомит участников с их  ролями, благодарит участников  за решение встретиться в такой форме.

Третий шаг. Посредник подробно информирует участников о  сложившейся конфликтной ситуации, фиксируя на бумаге основные тезисы сообщения.

Четвертый шаг. В беседу включаются обе стороны. Медиатор просит их представить проблему со своей точки зрения. Таким образом, раскрываются скрытые проблемы, которые участники не замечали или поверхностно понимали. Медиатор задает вопросы и постепенно берет управление дискуссией в свои руки. На данном шаге наблюдается высокая напряженность, и медиатор в определенные моменты останавливает участников, чтобы снизить «взрывоопасность» обстановки.  На данном этапе лучше ограничить время каждого выступающего, заранее договориться о конкретном времени.

Пятый шаг. Медиатор изучает ожидания участников, мысленно прогнозирует возможности и технологии удовлетворения этих ожиданий  и направляет диалог в конструктивное русло.

Шестой шаг. Разговор направлен на обсуждение и принятие правил поведения сторон. Посредник доводит до сведения участников, что  их поведение не может быть бесконтрольным и нарушения правил станет причиной приостановки процесса.



Стадия 2. Аналитическая.

Во второй стадии анализируются существенные факты и выявляются значимые проблемы. Медиатор показывает участникам важные стороны конфликта, фиксирует мнения, анализирует сказанное, выявляя приоритеты. На второй стадии становится известно, что легло в основу конфликта и какие результаты нужны участникам. Стороны принимают решение о дальнейшем соглашении по заявленным проблемам, устанавливают очередность их обсуждения или же прекращают переговоры.

Стадия 3. Альтернативная.

Выяснив главные проблемы, медиатор просит участников предложить конкретные пути решения. Задача посредника – проанализировать высказывания сторон на предмет соответствия выработанным ранее критериям. Пути решения могут привести к желательному прогнозу, к соблюдению интересов обеих сторон или к возникновению обстоятельств, препятствующих разрешению спора.

Посредник помогает сторонам конфликта сформулировать конструктивное решение или стимулирует их к поиску удовлетворительных предложений методом мозгового штурма.

Стадия 4. Переговорная.

Работа медиатора должна начинаться с обсуждения незначительных вопросов и предложения небольших компромиссов. Список вопросов не должен быть длинным.

Переговоры между сторонами обычно начинаются с торга-конкуренции. Задача посредника – превратить переговоры сторон в совместное сотрудничество по выработке взаимовыгодного решения, напомнить о выработанных раннее предложениях и технологиях, правилах поведения.

Стадия 5. Итоговая.

На пятой стадии производится  соглашение, где излагаются решения сторон.

Медиатор формулирует и корректирует решения. Для выработки соглашения целесообразен метод наибольшего общего знаменателя (в повестку дня включить первоначально вопросы, которые не затруднят договоренность, а самые спорные вопросы вынести за скобки). Проект соглашения получают оба участника для того, чтобы обдумать его и внести свои коррективы.

Итоговое соглашение — это прочные обязательства, выработанные в результате успешных переговоров с позиций сотрудничества.

Соглашение считается прочным, если стороны готовы использовать в сходных обстоятельствах эту же модель переговорного процесса. Культура спора достигает совершенства, люди учатся  защищать свои интересы и уважать интересы других лиц.Медиация в разных странах

Медиация и активно применяется во многих странах мира в Австралии, в Великобритании, в Новой Зеландии, в Канаде, Франции, Италии, в Швейцарии, Австрии…

В России медиация практически не используется. Эксперты центра разрешения конфликтов Санкт-Петербурга считают, что в нашей стране медиация не пользуется популярностью по ряду причин:

  • Отсутствие квалифицированных специалистов-медиаторов, имеющих психологическую подготовку и специализированное образования в области разрешения конфликтов.
  • Тоталитарное сознание: недоверие специалистам-посредникам, которые не навязывают свое мнение, а требуют от сторон добровольного решения проблемы (доверие власти и неверие в собственные силы)
  • Низкая информированность о новых социальных технологиях и их практическом применении.
  • Нежелание посвящать  в «свой сор из избы» посторонних лиц.
  • Несформированность правовой базы (отсутствие правовой защиты посредников).
  • Низкий уровень культуры российского общества.

Взгляды экспертов доказывают, что медиация в России невозможна.

Напрашивается следующий вывод: медиация эффективна лишь при высоком личностном потенциале конфликтующих сторон. Участники придут к соглашению только при наличии таких  личностных качеств, как способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, умение понять оппонента, умение сдерживать свои негативные чувства, умение распорядиться правом выбора. Увы, эти достоинства в нашем обществе являются дефицитом.

Для внедрения новой формы разрешения споров нужно повысить общую культуры населения, укрепить юридическую базу для защиты прав медиаторов и сторон-участников, создать центры для подготовки специалистов. Вести разговор о медиации, не зная сути «технологии» и  не имея никаких условий, не серьезно.

Уважаемый читатель! Верите ли вы в то, что сегодня служба школьной медиации приведет к стойким воспитательным результатам?


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...