В российских школах будет разрешена проблема конфликтов в связи с введением школьной службы медиации. Об этом нам сообщили специалисты отдела образования на ноябрьском заседании, которые верят в то, что школьная служба примирения — самый эффективный правозащитный ресурс на сегодняшний день.
Удивляет то, с какой легкостью мы идем на всевозможные эксперименты. Никто ничего об этом методе толком не знает. Разбираться в нем ни у кого нет особого желания. Главное – предложить и «идти в ногу со временем», ведь в отдельных школах нашей страны уже созданы службы школьной медиации. С декабря 2015 года внедрить службу медиации обязали все большие школы района. Здорово бежать впереди поезда, но приемлем ли этот способ разрешения споров в российском образовании? Знаете ли вы, что такое служба медиации в образовательном учреждении и каковы ее функции?
Содержание
Что же такое медиация?
Медиа́ция, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора…
Медиация (от лат. mediare — посредничать) — форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника).
Кто может быть посредником?
В отличие от судьи и арбитра, которые принимают решение, медиатор предлагает альтернативу обеим сторонам. Он владеет специальными приемами урегулирования споров и, несмотря на его опыт, знания и умения, решение конфликта остается за спорящими.
Медиатор ориентирован не на выяснение «кто прав и кто виноват», а на конструктивный поиск такого варианта решения, который максимально удовлетворит интересы обеих сторон, сохраняя конфиденциальность.
Могут ли быть медиаторами наши психологи? В процессе медиации посредник выслушивает мнение обеих сторон конфликта. Психологи, обладающие характерными психологическими знаниями, могут манипулировать участниками конфликта для примирения, несмотря на невыгодные условия для одного из них. Это специфично в профессии психолога.
История медиации
Существование человека в обществе невозможно без споров и конфликтов. Поиск путей предотвращения и разрешения конфликтов между людьми имеет многовековую историю. Философские изречения ученых по вопросу конфликта сходны между собой.
По мнению Аристотеля (V — IV вв. до н. э.)., конфликты возникают там, где государство нарушает общие принципы распределения благ. Философ утверждал, что источники распрей заключаются в чрезмерном возвышении одних и унижении других.
В VI в. до н.э древний мыслитель Конфуций полагал, что конфликты порождаются неравенством и непохожестью людей.
В VII–IV вв. до н. э. древнегреческие философы Платон и Геродот считали, что отношения между людьми должны быть бесконфликтными. По мнению Платона, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно». В таком социальном конфликте, как война философ видел величайшее зло.
В XIX и XX вв. свою лепту в развитие конфликтологии внесли многие философы, социологи, психологи, такие как З. Фрейд, Э. Фромм, У. Макдаугалл, К. Лоренц и др.
Первые попытки решить спор с помощью третьих лиц совершали древние иудеи. В Китае и Японии «техника переговоров» использовалась для урегулирования социальных отношений.
В античной Греции – для урегулирования конфликтов между городами- государствами.
В африканских племенах конфликты разрешались и разрешаются с помощью авторитетного лица, которому все доверяют.
Правосудие появилось в ранние века и отличалось непредсказуемостью. Результаты дела всецело зависели от удачи. Во избежание риска люди создавали торговые палаты, где урегулировали свои споры без судей и присяжных. Это явилось прообразом современного арбитражного суда. Решение арбитража было предсказуемым и окончательным. Однако арбитраж не устраивал стороны тем, что они подчинялись результату (победе или поражению) независимо от их согласия и желания.
Со времен средневековья многое изменилось. Конфликты разрешаются разными способами: быстрыми (медиация) и долгими (судебное разбирательство).
При желании наказать «виновника» люди выбирают судебные разбирательства или силовые методы. В тех ситуациях, когда процесс мирных переговоров при разрешении споров заходит в тупик, люди обращаются к медиации.
Преимущества и недостатки судебного процесса и процесса медиации
Суд |
Медиация |
Судебный процесс может начаться независимо от воли одной из сторон | Процесс медиации учитывает добровольность сторон |
Судья не выбирается | Медиатор выбирается |
Решение принимается в соответствии с законом | Решение зависит от интересов сторон |
Процесс публичный | Процесс конфиденциальный |
Состязательность сторон | Сотрудничество сторон |
Работа посредника должна опираться на принцип нейтральности и беспристрастности. Посредник не переходит на чью-либо сторону. Поддерживая одну из сторон, он станет участником конфликта.
Владея специальными средствами и технологиями, медиатор ведет переговоры между конфликтующими сторонами, облегчает процесс общения между ними, чтобы помочь им достичь согласия.
Медиация не используется для разрешения криминальных случаев и в межличностных конфликтах людей, страдающих психическими заболеваниями.
Медиация – удобный и недорогой способ разрешения конфликта.
Медиация – процесс добровольный: стороны участвуют в медиации без всякого принуждения и имеют право отказаться от медиации на любом этапе этого процесса.
Медиация — многоступенчатый процесс разрешения конфликта.
Стадии медиации:
Стадия 1. Доверительная.
Она состоит из 6 шагов. В этой стадии строятся доверительные взаимоотношения сторон. Медиатор делает процесс приемлемым для обеих сторон, располагая их к себе и друг другу. Первая стадия важна, так как неясный смысл процесса и действия медиатора могут вызвать недоверие или сопротивление.
Первый шаг. Целесообразно создать комфортные условия для беседы (сесть полукругом). Позиция посредника должна быть нейтральной по отношению к проблеме и оппонентам.
Второй шаг. Посредник знакомит участников с их ролями, благодарит участников за решение встретиться в такой форме.
Третий шаг. Посредник подробно информирует участников о сложившейся конфликтной ситуации, фиксируя на бумаге основные тезисы сообщения.
Четвертый шаг. В беседу включаются обе стороны. Медиатор просит их представить проблему со своей точки зрения. Таким образом, раскрываются скрытые проблемы, которые участники не замечали или поверхностно понимали. Медиатор задает вопросы и постепенно берет управление дискуссией в свои руки. На данном шаге наблюдается высокая напряженность, и медиатор в определенные моменты останавливает участников, чтобы снизить «взрывоопасность» обстановки. На данном этапе лучше ограничить время каждого выступающего, заранее договориться о конкретном времени.
Пятый шаг. Медиатор изучает ожидания участников, мысленно прогнозирует возможности и технологии удовлетворения этих ожиданий и направляет диалог в конструктивное русло.
Шестой шаг. Разговор направлен на обсуждение и принятие правил поведения сторон. Посредник доводит до сведения участников, что их поведение не может быть бесконтрольным и нарушения правил станет причиной приостановки процесса.
Стадия 2. Аналитическая.
Во второй стадии анализируются существенные факты и выявляются значимые проблемы. Медиатор показывает участникам важные стороны конфликта, фиксирует мнения, анализирует сказанное, выявляя приоритеты. На второй стадии становится известно, что легло в основу конфликта и какие результаты нужны участникам. Стороны принимают решение о дальнейшем соглашении по заявленным проблемам, устанавливают очередность их обсуждения или же прекращают переговоры.
Стадия 3. Альтернативная.
Выяснив главные проблемы, медиатор просит участников предложить конкретные пути решения. Задача посредника – проанализировать высказывания сторон на предмет соответствия выработанным ранее критериям. Пути решения могут привести к желательному прогнозу, к соблюдению интересов обеих сторон или к возникновению обстоятельств, препятствующих разрешению спора.
Посредник помогает сторонам конфликта сформулировать конструктивное решение или стимулирует их к поиску удовлетворительных предложений методом мозгового штурма.
Стадия 4. Переговорная.
Работа медиатора должна начинаться с обсуждения незначительных вопросов и предложения небольших компромиссов. Список вопросов не должен быть длинным.
Переговоры между сторонами обычно начинаются с торга-конкуренции. Задача посредника – превратить переговоры сторон в совместное сотрудничество по выработке взаимовыгодного решения, напомнить о выработанных раннее предложениях и технологиях, правилах поведения.
Стадия 5. Итоговая.
На пятой стадии производится соглашение, где излагаются решения сторон.
Медиатор формулирует и корректирует решения. Для выработки соглашения целесообразен метод наибольшего общего знаменателя (в повестку дня включить первоначально вопросы, которые не затруднят договоренность, а самые спорные вопросы вынести за скобки). Проект соглашения получают оба участника для того, чтобы обдумать его и внести свои коррективы.
Итоговое соглашение — это прочные обязательства, выработанные в результате успешных переговоров с позиций сотрудничества.
Соглашение считается прочным, если стороны готовы использовать в сходных обстоятельствах эту же модель переговорного процесса. Культура спора достигает совершенства, люди учатся защищать свои интересы и уважать интересы других лиц.
Медиация и активно применяется во многих странах мира в Австралии, в Великобритании, в Новой Зеландии, в Канаде, Франции, Италии, в Швейцарии, Австрии…
В России медиация практически не используется. Эксперты центра разрешения конфликтов Санкт-Петербурга считают, что в нашей стране медиация не пользуется популярностью по ряду причин:
- Отсутствие квалифицированных специалистов-медиаторов, имеющих психологическую подготовку и специализированное образования в области разрешения конфликтов.
- Тоталитарное сознание: недоверие специалистам-посредникам, которые не навязывают свое мнение, а требуют от сторон добровольного решения проблемы (доверие власти и неверие в собственные силы)
- Низкая информированность о новых социальных технологиях и их практическом применении.
- Нежелание посвящать в «свой сор из избы» посторонних лиц.
- Несформированность правовой базы (отсутствие правовой защиты посредников).
- Низкий уровень культуры российского общества.
Взгляды экспертов доказывают, что медиация в России невозможна.
Напрашивается следующий вывод: медиация эффективна лишь при высоком личностном потенциале конфликтующих сторон. Участники придут к соглашению только при наличии таких личностных качеств, как способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, умение понять оппонента, умение сдерживать свои негативные чувства, умение распорядиться правом выбора. Увы, эти достоинства в нашем обществе являются дефицитом.
Для внедрения новой формы разрешения споров нужно повысить общую культуры населения, укрепить юридическую базу для защиты прав медиаторов и сторон-участников, создать центры для подготовки специалистов. Вести разговор о медиации, не зная сути «технологии» и не имея никаких условий, не серьезно.
Уважаемый читатель! Верите ли вы в то, что сегодня служба школьной медиации приведет к стойким воспитательным результатам?