Приемная семья

Приемная семья

Приемная семья как форма защиты детства введена в России в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса.

Это одна из лучших форм семейного воспитания на сегодняшний день. Однако не каждая приемная семья способна исцелить душу ребенка, направить его способности в нужное русло, укрепить веру в себя. Все зависит от того, каким ценностям служит приемная семья. Известно, что даже в дореволюционное время детей-сирот отдавали только в добропорядочные семьи, где закладывались нравственные ценности.

В школе, где я работаю, контингент учащихся сохраняется за счет приемных детей. Приемные семьи появились сразу после закрытия детского дома в 2006 году. Тогда около ста человек потеряли работу. Многие семьи приобрели статус приемной семьи.   Мотивом создания приемной семьи стало ул
учшение материального положения приемных родителей, решение их жилищно-бытовых проблем.  До этого момента приемная семья не образовывалась.

Дети, попавшие в приемную семью, ощутили настоящее семейное счастье, почувствовали материнскую заботу, приобрели уверенность в себе. Они дорожат своей приемной семьей, восхищаются домашней кухней, красотой домашнего интерьера, игрушками… Приемная семья –  дом, где их любят, понимают и ждут.  Многие приемные семьи имеют большой опыт воспитания приемных детей. Их приемные дети получили образование, обзавелись семьями и воспитывают своих детей, но связь с приемными родителями не теряют. Среди приемных родителей немало людей с большим сердцем. Они воспитали достойно и собственных и приемных детей. Воспитывать приемного ребенка сложно.

Как правило, все приемные семьи сталкиваются с проблемой здоровья ребенка, психологическими трудностями (адаптация ребенка в приемной семье, недоверие и конфликты по поводу дисциплины, вредных привычек, трудностей с обучением…). Приемным родителям требуется большое терпение для устранения   проблем и налаживания тесного взаимодействия с ребенком.

Приёмная семья – это возможность приобщения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения к самостоятельной жизни. В отличие от других форм принятия детей на воспитание (опеки, попечительства) приемная семья носит временный характер.

В приёмной семье ребёнок проживает до совершеннолетнего возраста и этого времени вполне хватает для приобретения необходимых трудовых навыков. Девочки учатся готовить, вязать, стирать, выращивать овощи… Мальчики — пилить, строить, ухаживать за животными.… Самое главное, дети учатся ценить семейные связи, ценности, традиции.

Приемная семья должна обладать  необходимым воспитательным потенциалом для обеспечения морального, умственного и физического развития ребенка. После временного пребывания в приемной семье дети вынуждены жить самостоятельно. Возвращение к биологическим родителям – большая редкость.

В последнее время приемными родителями становятся люди, испытывающие сложную жизненную ситуацию и страдающие алкоголизмом. В таких семьях страдают и собственные и приемные дети. Получается, что ребенка передали из одной неблагополучной семьи в другую. До принятия ребёнка в семью не всегда учитываются условия жилья и состояние здоровья приёмных родителей. Ребенок не получает должного питания, живет в грязи и наблюдает за тем, как приемные родители весело проводят время с друзьями. Представители органов опеки всегда предупреждают приемные семьи о своих визитах, чтобы те подготовились и не попали впросак. Не все дети счастливы в приемных семьях, но органы опеки на многое закрывают глаза и представителей министерства образования и телевидения везут только в благополучные приемные семьи.

Это говорит о безответственности органов опеки и попечительства и необходимости соблюдения строгих критериев отбора приемных родителей.

История воспитания детей-сирот в России

Приемная семья Семейная форма воспитания детей-сирот в России была введена Екатериной II.

7 ноября 1775 году Екатериной II был издан Указ «Учреждения для управления губерниями», в котором говорилось: «Буде же малолетний остался без всякого имения, тогда городовой сиротский суд старается поместить малолетнего по состоянию его, или в общественных для сирых училищах, или у доброхотных людей, дабы научился науке, или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином».  Этот Указ послужил появлению новой формы воспитания — патроната, целью которого была передача детей-сирот в семьи «на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату».

В 1763 г. был учрежден Московский Воспитательный дом, куда принимали всех младенцев, спрашивая приносящего об имени, данном ребенку при совершении обряда крещения.

Воспитательный дом вскоре был переполнен и Николай I повелел всех сирот отсылать на воспитание в деревни.  Дети находились под надзором Воспитательного дома, воспитатели получали денежное вознаграждение.

В Воспитательном доме жили только дети военных и гражданских чинов.

При правлении Павла I Марией Федоровной, супругой императора, было предложено устройство сирот в семьи добропорядочных крестьян, проживающих в государевых деревнях.

Результатом воспитания дореволюционных сиротских заведений была способность детей обеспечить себе средства к существованию и вести в дальнейшем достойный образ жизни.

После Октябрьской революции 1917 г. советская власть отказалась от патроната, как формы воспитания детей. При опеке и усыновлении приемным родителям не выплачивалась государственная помощь, поэтому стремительно росло число бездомных и брошенных детей.

Государственные детские дома были переполнены.

Было ясно, что патронатное воспитание требует меньше материальных затрат на содержание детей. Учитывая это бесспорное преимущество, советская власть предложила органам народного образования вернуться к временному устройству детей в семьи ремесленников и крестьян. Крестьянские дворы, принимающие для подготовки к сельскохозяйственному труду воспитанников детских домов, получали дополнительные наделы земли для воспитанников и освобождались от уплаты единого сельскохозяйственного налога.

В 1935 году в патронатных семьях проживало 38 тыс. несовершеннолетних.

Патрон (воспитатель) принимал в семью не больше двух детей на добровольных началах и получал за свой труд вознаграждение. Государственные органы власти вели контроль над законностью передачи несовершеннолетних в семьи.

Во время Великой Отечественной войны страна столкнулась с новой волной детской беспризорности. Устройство детей-сирот в свою семью стало народным долгом. Дети-сироты были общей бедой и болью. Голодали сами, но не оставляли в беде соседских детей и выживали вместе. В нашей стране тогда не было «чужих» детей. В этом, наверное, и проявляется настоящий патриотизм.

Патронат как способ борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью производился до нового Кодекса о браке и семье РСФСР, который был введен 1 ноября 1969 года. В соответствии с новой партийно-государственной политикой лучшей формой воспитания и обучения детей были признаны школы-интернаты. Согласно коммунистическим идеям воспитание должно осуществляться безвозмездно в силу морального долга. Практика показала, что дома-интернаты не готовят воспитанников  к самостоятельной жизни. Большинство из них пополняют улицу, попадают под влияние криминогенного круга. Исследуя проблемы ребенка в домах-интернатах учёные установили, что разлука с близкими в ранний период жизни сказывается на развитии детей. Ребенок лишается одной из своих сильнейших потребностей — потребности иметь мать  и отца в то время, когда формируется нравственный фундамент личности (психологическая устойчивость, позитивное мироощущение, жизнеспособность, уверенность в себе…). Эти духовные качества личности формируются только в условиях родительской любви.

Приемная семья должна сформировать у ребенка целеустремленность, ответственность за себя и других, способность сопереживать, радоваться своим и чужим успехам.

В 1988 году патронатная модель воспитания реанимировалась в связи с политикой «перестройки и гласности» и активным участием западных миссионеров. Стали создаваться детские дома семейного типа, которые сегодня можно считать прототипом современной приемной семьи.

На протяжении XX века проблема социального сиротства в России была обусловлена особыми социальными процессами в обществе и связана с первой мировой войной, гражданской войной, Великой Отечественной войной, репрессиями 20-30-х годов, перестройкой в конце 80-х — начале 90-х годов.

Дети, лишенные своей семьи, страдающие от  бесправности,  обездоленности, предательства и равнодушия взрослых — самая большая трагедия нашей страны.  То, что в женщинах не просыпается материнство, а мужчины не испытывают отцовских чувств – противоестественное несоответствие самой природе.  Ребенок приспосабливается жить без любви и защиты. Улыбнется ли ему счастье в приемной семье?

Велика роль приемной семьи в социализации ребенка. Приемная семья должна руководствоваться конструктивным мотивом: воспитать личность, готовую к различным социальным ролям.   Полноценное семейное воспитание – это успешное социальное становление личности. Адаптация ребенка в системе социальных отношений возможно в семье с высоким воспитательным потенциалом, нравственными идеалами, ориентациями, ценностями, традициями.

Уважаемый читатель, как вы думаете, возможно ли в нашем современном обществе приостановить рост беспризорных детей? Может ли решить проблему социального сиротства такой институт семейного воспитания как приемная семья?


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

2 комментария к “Приемная семья

  1. Думаю, что приемная семья сможет решить проблему социального сиротства. Но, считаю, что такие родители должны обязательно получать психологическую помощь.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *