Адаптация приемного ребенка в семье

адаптация приемного ребенка в семье

Приемная семья как форма защиты детства введена в России в 1996 году с момента принятия Семейного кодекса.

Это одна из лучших форм семейного воспитания на сегодняшний день. Однако не каждая приемная семья способна исцелить душу ребенка, направить его способности в нужное русло, укрепить веру в себя. Адаптация приемного ребенка в семье не всегда проходит успешно. Все зависит от того, каким ценностям служит приемная семья. Известно, что даже в дореволюционное время детей-сирот отдавали только в добропорядочные семьи, где закладывались нравственные ценности.

В школе, где я работаю, контингент учащихся сохраняется за счет приемных детей. Приемные семьи появились сразу после закрытия детского дома в 2006 году. Тогда около ста человек потеряли работу. Многие семьи приобрели статус приемной семьи.   Мотивом создания приемной семьи стало улучшение материального положения приемных родителей, решение их жилищно-бытовых проблем.  До этого момента приемная семья не образовывалась.

Дети, попавшие в приемную семью, ощутили настоящее семейное счастье, почувствовали материнскую заботу, приобрели уверенность в себе. Они дорожат своей приемной семьей, восхищаются домашней кухней, красотой домашнего интерьера, игрушками… Приемная семья –  дом, где их любят, понимают и ждут.  Многие приемные семьи имеют большой опыт воспитания приемных детей. Их приемные дети получили образование, обзавелись семьями и воспитывают своих детей, но связь с приемными родителями не теряют. Среди приемных родителей немало людей с большим сердцем. Они воспитали достойно и собственных и приемных детей. Воспитывать приемного ребенка сложно.

Как правило, все приемные семьи сталкиваются с проблемой здоровья ребенка, психологическими трудностями (адаптация ребенка в приемной семье, недоверие и конфликты по поводу дисциплины, вредных привычек, трудностей с обучением…). Приемным родителям требуется большое терпение для устранения   проблем и налаживания тесного взаимодействия с ребенком.

Приёмная семья – это возможность приобщения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения к самостоятельной жизни. В отличие от других форм принятия детей на воспитание (опеки, попечительства) приемная семья носит временный характер.

В приёмной семье ребёнок проживает до совершеннолетнего возраста и этого времени вполне хватает для приобретения необходимых трудовых навыков. Девочки учатся готовить, вязать, стирать, выращивать овощи… Мальчики — пилить, строить, ухаживать за животными.… Самое главное, дети учатся ценить семейные связи, ценности, традиции.

Приемная семья должна обладать  необходимым воспитательным потенциалом для обеспечения морального, умственного и физического развития ребенка. После временного пребывания в приемной семье дети вынуждены жить самостоятельно. Возвращение к биологическим родителям – большая редкость.

В последнее время приемными родителями становятся люди, испытывающие сложную жизненную ситуацию и страдающие алкоголизмом. В таких семьях страдают и собственные и приемные дети. Получается, что ребенка передали из одной неблагополучной семьи в другую. До принятия ребёнка в семью не всегда учитываются условия жилья и состояние здоровья приёмных родителей. Ребенок не получает должного питания, живет в грязи и наблюдает за тем, как приемные родители весело проводят время с друзьями. Представители органов опеки всегда предупреждают приемные семьи о своих визитах, чтобы те подготовились и не попали впросак. Не все дети счастливы в приемных семьях, но органы опеки на многое закрывают глаза и представителей министерства образования и телевидения везут только в благополучные приемные семьи.

Это говорит о безответственности органов опеки и попечительства и необходимости соблюдения строгих критериев отбора приемных родителей.

История воспитания детей-сирот в России

Приемная семья Семейная форма воспитания детей-сирот в России была введена Екатериной II.

7 ноября 1775 году Екатериной II был издан Указ «Учреждения для управления губерниями», в котором говорилось: «Буде же малолетний остался без всякого имения, тогда городовой сиротский суд старается поместить малолетнего по состоянию его, или в общественных для сирых училищах, или у доброхотных людей, дабы научился науке, или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином».  Этот Указ послужил появлению новой формы воспитания — патроната, целью которого была передача детей-сирот в семьи «на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату».

В 1763 г. был учрежден Московский Воспитательный дом, куда принимали всех младенцев, спрашивая приносящего об имени, данном ребенку при совершении обряда крещения.

Воспитательный дом вскоре был переполнен и Николай I повелел всех сирот отсылать на воспитание в деревни.  Дети находились под надзором Воспитательного дома, воспитатели получали денежное вознаграждение.

В Воспитательном доме жили только дети военных и гражданских чинов.

При правлении Павла I Марией Федоровной, супругой императора, было предложено устройство сирот в семьи добропорядочных крестьян, проживающих в государевых деревнях.

Результатом воспитания дореволюционных сиротских заведений была способность детей обеспечить себе средства к существованию и вести в дальнейшем достойный образ жизни.

После Октябрьской революции 1917 г. советская власть отказалась от патроната, как формы воспитания детей. При опеке и усыновлении приемным родителям не выплачивалась государственная помощь, поэтому стремительно росло число бездомных и брошенных детей.

Государственные детские дома были переполнены.

Было ясно, что патронатное воспитание требует меньше материальных затрат на содержание детей. Учитывая это бесспорное преимущество, советская власть предложила органам народного образования вернуться к временному устройству детей в семьи ремесленников и крестьян. Крестьянские дворы, принимающие для подготовки к сельскохозяйственному труду воспитанников детских домов, получали дополнительные наделы земли для воспитанников и освобождались от уплаты единого сельскохозяйственного налога.

В 1935 году в патронатных семьях проживало 38 тыс. несовершеннолетних.

Патрон (воспитатель) принимал в семью не больше двух детей на добровольных началах и получал за свой труд вознаграждение. Государственные органы власти вели контроль над законностью передачи несовершеннолетних в семьи.

Во время Великой Отечественной войны страна столкнулась с новой волной детской беспризорности. Устройство детей-сирот в свою семью стало народным долгом. Дети-сироты были общей бедой и болью. Голодали сами, но не оставляли в беде соседских детей и выживали вместе. В нашей стране тогда не было «чужих» детей. В этом, наверное, и проявляется настоящий патриотизм.

Патронат как способ борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью производился до нового Кодекса о браке и семье РСФСР, который был введен 1 ноября 1969 года. В соответствии с новой партийно-государственной политикой лучшей формой воспитания и обучения детей были признаны школы-интернаты. Согласно коммунистическим идеям воспитание должно осуществляться безвозмездно в силу морального долга. Практика показала, что дома-интернаты не готовят воспитанников  к самостоятельной жизни. Большинство из них пополняют улицу, попадают под влияние криминогенного круга. Исследуя проблемы ребенка в домах-интернатах учёные установили, что разлука с близкими в ранний период жизни сказывается на развитии детей. Ребенок лишается одной из своих сильнейших потребностей — потребности иметь мать  и отца в то время, когда формируется нравственный фундамент личности (психологическая устойчивость, позитивное мироощущение, жизнеспособность, уверенность в себе…). Эти духовные качества личности формируются только в условиях родительской любви.

Приемная семья должна сформировать у ребенка целеустремленность, ответственность за себя и других, способность сопереживать, радоваться своим и чужим успехам.

В 1988 году патронатная модель воспитания реанимировалась в связи с политикой «перестройки и гласности» и активным участием западных миссионеров. Стали создаваться детские дома семейного типа, которые сегодня можно считать прототипом современной приемной семьи.

На протяжении XX века проблема социального сиротства в России была обусловлена особыми социальными процессами в обществе и связана с первой мировой войной, гражданской войной, Великой Отечественной войной, репрессиями 20-30-х годов, перестройкой в конце 80-х — начале 90-х годов.

Дети, лишенные своей семьи, страдающие от  бесправности,  обездоленности, предательства и равнодушия взрослых — самая большая трагедия нашей страны.  То, что в женщинах не просыпается материнство, а мужчины не испытывают отцовских чувств – противоестественное несоответствие самой природе.  Ребенок приспосабливается жить без любви и защиты. Улыбнется ли ему счастье в приемной семье?

Велика роль приемной семьи в социализации ребенка. Приемная семья должна руководствоваться конструктивным мотивом: воспитать личность, готовую к различным социальным ролям.   Полноценное семейное воспитание – это успешное социальное становление личности. Адаптация ребенка в системе социальных отношений возможно в семье с высоким воспитательным потенциалом, нравственными идеалами, ориентациями, ценностями, традициями.

Уважаемый читатель, как вы думаете, возможно ли в нашем современном обществе приостановить рост беспризорных детей? Может ли решить проблему социального сиротства такой институт семейного воспитания как приемная семья?


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Комментарии: 2
  1. Неля

    Думаю, что приемная семья сможет решить проблему социального сиротства. Но, считаю, что такие родители должны обязательно получать психологическую помощь.

    Ответить

  2. Галина (автор)

    Вы правы, проблема социального сиротства решаема, если дети воспитываются в здоровой приемной семье.

    Ответить

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...