Одаренные дети – интеллектуальные изгои общества?

Одаренные дети

Здравствуйте, читатели моего блога!

Моя статья посвящена детям и родителям одновременно. В ней я расскажу о проблеме детской одаренности, которая до сегодняшнего дня мало изучена и воспринимается обществом неоднозначно.

В раннем возрасте у детей могут проявиться первые признаки таланта в различных областях наук, но природному гению необходимо попасть в соответствующую среду, чтобы состояться. В детском коллективе, где отсутствуют здоровые отношения, одаренным детям грозят большие неприятности. Неуспешных детей и родителей раздражают достижения чужих отпрысков, а если классное руководство дано в руки непорядочного человека, все может принять неожиданный поворот – одаренный ребенок станет изгоем. В этой ситуации важно вовремя поменять класс, школу.

Родители должны выбирать  нравственную детскую среду, где приоритетны знания, способности, моральные нормы.

Известный ученый-физик нашего времени Стивен Хокинг никогда бы не совершил научных открытий в области космологии и квантовой гравитации, если бы не было поддержки близких ему людей, друзей, коллег.

Одаренные дети не всегда реализуют свой потенциал. Любые способности требуют развития, которое в значительной мере зависит от социальных условий жизни и творческой активности человека. Современные родители стремятся отдать своего ребенка в школу раннего развития, чтобы выявить его способности. Родителям важно вникать в содержание занятий, чтобы оценить их пользу. Где лучше учиться одаренному ребенку? В школах для одаренных детей обучение строится по развивающим образовательным программам. Это отличный вариант. Обычные общеобразовательные школы выпускают среднего ученика, но здесь все не безнадежно, есть дополнительное образование, индивидуальные занятия с педагогами, творческие студии.

развивать детейМногие мои неработающие знакомые мамы, проживающие в больших городах, обеспокоены тем, что не могут выбрать хороший центр для развития своих одаренных детей, а самим заниматься с детьми им некогда. Стало модно это обсуждать, но смешно слушать со стороны. Кто-то должен развивать их детей, а что же могут дать родители?  Жаловаться на занятость – значит прикрывать свою несостоятельность.

В соседнем доме рос одаренный мальчик. Он учился на «отлично», увлекался физикой, информационными технологиями. После окончания школы успешно сдал ЕГЭ, получил золотую медаль, и поступил  в ВУЗ. Учебу в ВУЗе он бросил на третьем курсе и пошел работать. Причиной ухода из университета стало вымогание денег. На один из экзаменов он не сдал деньги, так как считал, что он все выучил, но его не стали слушать. Это оскорбило молодого человека. Родители подержали его в решении устроиться на работу. У мальчика могло быть блестящее будущее. В этом случае ребенок многого добился сам, но в один момент не выдержал несправедливости и перестал бороться, отстаивать свои знания. Окружение не способствовало развитию одаренности. Иногда родители бездействуют вместо того, чтобы дать мудрый совет, помочь преодолеть трудности.

Я считаю, что родители несут ответственность за нереализованную одаренность ребенка.

В педагогической науке существуют разные взгляды на одаренность. Есть мнение, что каждый нормальный ребенок одарен от природы, и важно вовремя заметить и развить его индивидуальные способности.

Другая точка зрения кажется более объективной: одаренность — редкое качество, выявление которого подобно поиску иголки в стоге сена.

Является ли одаренность наследственным даром или исключительным явлением в процессе воспитания и развития ребенка? У ученых имеются разногласия в этом вопросе, так как нельзя не признать и преимущественную роль биологических  факторов, и значимость факторов воспитания.

Оба подхода к выявлению одаренности ребенка могут быть как верными, так и ошибочными.

Иногда попытка родителей развить одаренность ребенка оказывается безуспешной. Причин этому много: неправильный прогноз относительно одаренности, отсутствие четких целей, низкий материальный уровень семьи…

Современные научные источники трактуют понятие «одаренность» в разных значениях:

«Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития»

«Выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях…»

«Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Содержание

Виды одаренности

Существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, художественная, академическая, организаторская, психомоторная (спортивная).

Интеллектуальная

К такому виду одаренности относят детей, проявляющих общие умственные способности или незаурядные способности в одной области знаний. Их называют «светлыми головами», «надеждой школы»…

Академическая

Такие дети обладают блестящими способностями: проявляют феноменальные успехи в одной или во всех сферах учебной деятельности.

Художественная

Проявляется этот вид одаренности в художественной деятельности: в живописи, музыке, танце, сценической деятельности, скульптуре… Выражается в различных художественных способностях. Ребенок может превосходно танцевать, петь или рисовать и одновременно  иметь слабую успеваемость из-за пониженной мотивации к усвоению знаний.

Организаторская (лидерская)

Дети с лидерской одаренностью имеют  высокий уровень интеллекта, хорошую интуицию, чувство юмора, поэтому им легко понять чувства и потребности других, строить конструктивные отношения, руководить. К эмоциональным лидерам обращаются за советом. Лидеры действия, как правило, ведут за собой.

Некоторые подростки с незаурядными лидерскими способностями мотивированы не на учебную деятельность, а на завоевание лидерского статуса. Властные по натуре, заурядные хулиганы могут откровенно ничего не делать, но подавлять любую инициативу в коллективе, держать своих сверстников в страхе, управлять ими.

Психомоторная (спортивная)

В обществе бытует неверное представление о том, что спортсмены обладают пониженными умственными способностями. Ученые утверждают обратное: интеллектуальные возможности выдающихся спортсменов значительно выше среднего независимо от вида спорта, которым они занимаются (тяжелой атлетикой, футболом, волейболом…). Учиться детям со спортивной одаренностью мешает нехватка времени и учебной мотивации.

вундеркиндНа одаренность ребенка могут влиять особенности его возрастного развития. По мнению психолога Н. С. Лейтеса, одаренность может носить временный характер. Это наблюдается у детей с ускоренным возрастным развитием в определенный период времени.  Очень часто их называют вундеркиндами. Для вундеркинда характерно раннее освоение чтения, письма и счета; прохождение программы трехлетнего обучения в первом классе; избрание сложных занятий и увлечений. Высокое развитие отдельных познавательных процессов проявляется в блестящей памяти, редкой наблюдательности,   необыкновенной сообразительности и т.п. Однако у одних вундеркиндов одаренность со временем исчезает (происходит эмоциональное перегорание, остановка в развитии…), у других – остается на всю жизнь.

У отдельных одаренных личностей при высоком умственном развитии может не отмечаться резкого возрастного опережения.

Есть «антивундеркиндный» вид одаренности, когда наблюдается замедленное развитие ребенка, вместо забегания вперед в развитии.

Можно сделать вывод: вундеркинд, с детства подававший надежды, не всегда становится выдающимся человеком, а незаурядная одаренность не всегда проявляется в абсолютном опережении в развитии и блестящих интеллектуальных успехах.

На протяжении всей жизни человек развивается, в связи с его изменениями одаренность может запаздывать или «замирать». Каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Родители должны поддержать детей в  реализации их потенциальных возможностей. Дети, имеющие заботливых родителей, располагают наибольшими шансами в развитии своих способностей.

Семья, дом – это островок любви, где формируется живой интеллект, где поддерживают творчество ребенка с самого рождения (совместные игры и путешествия, семейное чтение, семейный просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением, собирание пазлов, конструирование, беседы об искусстве, музыке, культуре …) Творческий дух семьи, стремление к новому останется с ребенком на всю жизнь.

Признаки одаренности

  • Яркое воображение
  • Раннее овладение речью
  • Проявление интереса к буквам, цифрам, рисованию, музыке
  • Любовь к книгам
  • Прекрасная память
  • Проявление нестандартного мышления, любознательности, интереса ко всему новому
  • Умение свободно использовать накопленные знания.

Проблемы одаренного ребенка

  • Тяга к совершенству и излишняя требовательность к себе (ребенок постоянно ставит для себя высокую планку);
  • чувство неудовлетворенности и как следствие пониженная самооценка (чувство неудовлетворенности появляется в том случае, если ему что-то не удается);
  • сверхчувствительность, чрезмерная эмоциональность (излишняя жестикуляция, быстрая смена настроения);
  • потребность во внимании взрослых;
  • нетерпимость к детям, отстающим от него в интеллекте;
  • проблема в социализации (по его мнению, все люди воспринимают одно и то же явление идентично).

В дошкольном возрасте одаренные и обычные дети являются эгоцентристами при трактовке любых событий. Их эгоцентризм не имеет ничего общего с эгоизмом. Википедия дает следующее толкование этого термина:

«Эгоцентризм – это неспособность индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения, как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения, как единственной существующей».

Сомнения или противоположные мнения других заставляют  негативно оценивать самого себя. В процессе общения со сверстниками неизбежны конфликты или неприятие как с одной, так и с другой стороны.

Интеллектуально одаренные дошкольники бывают лишены детского общения. Им сложно адаптироваться в детском коллективе из-за отсутствия склонности к конформизму (податливость человека реальному или воображаемому давлению группы), несоответствия между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Поведение одаренного ребенка не обязательно должно соответствовать вышеперечисленным особенностям. Поведенческие особенности полностью зависят от воспитания и социального окружения ребенка.

гениальностьЧто общего между понятиями «талант», «гениальность», «одаренность» и « интеллект»?

Со времен И. Канта понятия «одарённость» и «талант» истолковываются как синонимичные и не разделяются, а гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта.

Проявляется гениальность по-разному:

Гениальность — дар судьбы, вдохновение.

Достичь гениальности можно неустанным трудом.

талантИзвестно, что главным критерием гениальности остается масштаб свершений и ценность деяний, открытий, которые гении оставили своим потомкам. Так в чем же тайна гениальности – в природной одаренности или она приобретается в процессе творческого труда? Истории жизни и творчества многих художников, поэтов, ученых, композиторов вызывают массу споров по этому вопросу.

Слово «талант» (греческого происхождения «talanton») означает выдающиеся способности в какой-либо области. Реализация таланта зависит от условий, в которых находится талантливый ребенок. К сожалению, талант может угаснуть, если его не развивать. А может и пробиться сам, так как остается для многих по-прежнему загадкой.

Слово «одаренность» нередко используется как синоним слова «интеллект». Неслучайно тесты на интеллект называют «тестами одаренности», а интеллектуальный коэффициент IQ носит название показателя умственной одаренности.

Согласно современным концепциям одаренности различают несколько видов интеллекта или видов одаренности. Американский психолог Г. Гарднер  предложил классическую теорию множественного интеллекта. Он определил 8 типов интеллекта. По его мнению, некоторые школьники не достигают успеха только потому, что современная система образования делает упор на развитие только двух типов интеллекта.

Согласно «теории желудя» природа заложила в каждого ребенка определенный потенциал, который обязательно должен быть реализован. Вид интеллекта определяют для того, чтобы узнать предрасположенность ребенка к той или иной деятельности.

Типы интеллекта по Гарднеру

Лингвистический

Детям с лингвистическим типом интеллекта характерна любовь к слову. В раннем детстве это проявляется в умении слушать и пересказывать сказки, в быстром освоении навыков чтения и письма.

В подростковом возрасте выражается в умении вести беседу, рассказывать интересные истории, сочинять, писать стихи и рассказы…

Современная школа  делает упор на развитие лингвистического типа интеллекта (на уроках дети в основном читают, слушают и пересказывают).
Ребенок с лингвистическими способностями может реализовать себя в профессии писателя, журналиста, политика, переводчика, корректора, редактора…

Логико-математический

Дети математического склада ума прекрасно владеют счетом, с удовольствием решают математические задачи,  свободно оперируют абстракциями, проявляют интерес к анализу и синтезу, стремятся к систематизации и порядку, легко устанавливают причинно-следственные связи.

Такой вид интеллекта может быть реализован в профессии математика, программиста бухгалтера, ученого, аналитика, логиста, медика…

Визуально-пространственный

дизайнерПрисущ детям с развитым воображением и пространственным мышлением. Им нравятся игры на сообразительность, игры с лабиринтами. Они с удовольствием собирают пазлы, рисуют, тонко чувствуя цветовые сочетания.

В подростковом возрасте эти дети показывают успехи в геометрии, черчении, физике, химии. Они охотно запоминают детали окружающей обстановки, усваивают таблицы и диаграммы, легко совершают трансформацию пространства в уме и на деле, могут вообразить  и представить вниманию несколько вариантов видения мира.
Эти способности могут быть реализованы в профессии художника, дизайнера, инженера, архитектора,  изобретателя, мультипликатора, скульптора…

Телесно-кинестетический

художникТело – главный  инструмент самовыражения этих детей. Свои эмоции они выражают движениями. Эти дети увлекаются спортом, тяготеют к физическим нагрузкам, любят сцену.

Подростки со спортивными способностями нуждаются в тренере-наставнике, который им поможет достичь высоких результатов в спорте, справиться с конкуренцией на спортивной арене, преодолеть поражения и неудачи…

Ребенку, обладающему телесно-кинестетическим типом интеллекта подходит профессия  актера, циркового артиста, танцора, клоуна, спортсмена, хирурга, ремесленника, механика…

Музыкальный

музыкантЧувство ритма и хороший слух –  основные отличительные способности детей музыкального типа интеллекта. С раннего детства они проявляют интерес к музыкальным инструментам.

Подростки отдают предпочтение музыкальной школе, интересуются творчеством различных композиторов, легко запоминают и воспроизводят мелодии, поют.

Слушая музыку, эти дети часто отстукивают или притопывают в такт ритму.

Детям с музыкальными способностями  близка профессия музыканта-исполнителя, оперного певца, композитора, звукооператора, дирижера, диджея, радиоведущего, музыкального критика…

Натуралистический

Эти дети чувствуют тесную связь с природой. Они с удовольствием  наблюдают за явлениями природы, изучают травы, цветы, интересуются жизнью различных насекомых, животных…

Юные натуралисты ходят в походы, участвуют в экологических акциях, проводят эксперименты по биологии и химии.

Природоведы могут найти себя в профессии эколога, геолога, ветеринара, лесника, археолога, сейсмолога, фермера,  генетика… .

Экзистенциональный

Дети с экзистенциональным интеллектом способны управлять своими эмоциями, рассуждать и делать разумные умозаключения. Они интересуются философией,   обсуждают теории о происхождении мира, вопросы жизни и смерти, выдвигают свои гипотезы и прогнозируют будущее.

Юный философ может реализоваться в профессии психолога, политика, психиатра, агитатора, священника…

Межличностный

Дети с межличностным типом интеллекта легко контактируют с окружающими, понимают их настроения, умеют вести переговоры и в любой ситуации быстро перестраиваться.

Подростки отличаются чувством юмора, высокой общительностью, стремлением к лидерству. Они имеют много друзей, любят быть в центре внимания.

Все эти качества могут пригодиться в профессии политика, дипломата, педагога, менеджера, оратора, переговорщика…

Вот что пишет о детской одаренности доктор психологических наук А. И. Савенков:

 «Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства».

А. И. Савенков советует различать понятия «детская одаренность» и «одаренные дети»:

«Произнося «одаренные дети», мы должны иметь в виду возможность существования некой особой их категории. Словосочетание «детская одаренность» необходимо наполнять смыслом «исключительности» или «потенциала».

Каждый ребенок наделен определенными способностями, но не каждому удается проявить себя в жизни, стать успешным.

Советы родителям:

  • Развивайте детскую одаренность! Не забывайте о том, что талант легко подавить.
  • Помните, что одаренный ребенок, как и обыкновенные дети, нуждается в полноценном детстве. От этого зависит его дальнейшая жизнь. В его детстве должно быть место шалостям.
  • Старайтесь как можно больше общаться с ребенком, интересуйтесь его успехами, поддерживайте советами в случае неудачи.
  • Не позволяйте ему бездельничать, терять время впустую. Направляйте всю его энергию в нужное русло.
  • Воспитывайте ответственность за домашние обязанности и поручения (уборка комнаты, мытье посуды, сервировка стола…)
  • Любите его таким, какой он есть!

• Развивайте детскую одаренностьУважаемый читатель! Как вы считаете, может ли одаренный ребенок стать изгоем общества? Легко ли быть одаренным в наше время? В своей статье я призываю родителей бережней относиться к одаренности своих детей, поддерживать и защищать их от любой несправедливости.

Вы можете поделиться данной статьей в соцсетях.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...