Гендерное воспитание

Гендерное воспитание

Гендерное воспитание и образование  – об этих понятиях сегодня много пишут и говорят. Школа опять столкнулась с очередной проблемой: как учить и воспитывать детей, учитывая их гендерные особенности? Какие преимущества и недостатки имеет раздельное и смешанное обучение? Нужна ли нашим детям гендерная культура?

Надо сказать, что с одной стороны, в обществе назрела потребность внедрения гендерного подхода в общеобразовательную школу, с другой стороны вопросы гендерного воспитания недостаточно изучены и разработаны.

Гендерное воспитание как наука берет начало в античном периоде.

Древние мыслители не имели единого мнения по вопросу раздельного обучения мальчиков и девочек. Платон был сторонником общественного воспитания мальчиков и девочек, но его суждения противоречивы. Он считал,  что женский ум равен мужскому, поэтому женщины в зависимости от их способностей, могут быть и воинами и философами. Однако женщина, по его мнению, является низшим существом, а любовь мужчины к ней — животным чувством, обусловленным необходимостью размножаться. Предлагая общее обучение, Платон допускает неравноправие мужчин и женщин.

Аристотель высказывался за раздельное обучение мальчиков и девочек, так как полагал, что мужчина и женщина имеют разную природу, поэтому должны иметь разные знания и умения, выполнять свои «естественные» обязанности, не вмешиваясь в дела друг друга. В обязанность и назначение женщины он ставит рождение потомства и ведение домохозяйства. У Аристотеля женщина загнана в определенные рамки ограничения.

Философы и обществоведы XVIII — XIX ст. видят смысл существования двух разных статей в продолжении человеческого рода.

Интимное таинство

Французский философ Жан-Жак Руссо выступал с революционными идеями воспитания женщин. Он утверждал, что мальчиков и девочек нужно воспитывать в одинаковых условиях и выступал против того, чтобы девочек учили только ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Руссо подчеркивал, что природа, которая дарит женщине утонченный ум, требует, чтобы женщина мыслила, имела свое суждение и проявляла заботу о своем умственном развитии.

Руссо предлагал женщинам и мужчинам вести себя по-разному: мужчине опираться только на собственные суждения, не врать, проявлять откровенность, прямоту, добросовестность, женщине учитывать мысль других людей, быть стеснительной, хитрой, кокетливой.

Английский философ Джон Локк  считал, что система воспитания должна ориентироваться на детей знати и предлагал воспитывать джентльмена в домашних условиях под надзором специально подготовленного воспитателя. Джентльменам он советовал изучать латинский, английский, французский языки, географию, математику, философию. Леди должна была владеть танцами, пением, искусством.

Гендерное воспитание На позиции равноправия женщин и мужчин в получении образования стоял Клод Гельвеций, Иоганн Генрих Песталоцци.

Вопросам гендерного воспитания уделяли внимание отечественные педагоги К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский…

Константин Ушинский стоял на позициях общего воспитания, выступая против патриархального подхода в воспитании.

Василий Сухомлинский считал, что юноши должны получать мужское, девушки — женское воспитание. В. Сухомлинский указывал на необходимость полового воспитания юношей и девушек на основе гармонии и взаимоуважения.

Гендерное воспитание все чаще становится предметом обсуждения российских педагогов. Открыты центры гендерных исследований во многих крупных городах России, которые занимаются разработкой концепции гендерного воспитания в педагогическом образовании, разработкой методических программ для учителей по вопросам внедрения гендерного образования и воспитания в общеобразовательной школе.

В Царской России обучение юношей и девушек осуществлялось исключительно по принципу раздельного обучения: существовали мужские и женские гимназии. В женских гимназиях преподавали уроки словесности, иностранные языки, домоводство, танцы,  рукоделие. Считалось, что женщины не способны овладеть точными и техническими дисциплинами, их готовили к роли матери, жены и домохозяйки.  В мужских гимназиях перечень изучаемых дисциплин был существенным. В отличие от девушек, юноши имели возможность обучаться в высших учебных заведениях.

Гендерное воспитание С приходом советской власти было провозглашено всеобщее равенство. Гомогенное образование сменилось смешанным. Ученые-педагоги того периода подчеркивали, что смешанное обучение необходимо для формирования дружбы и товарищества между детьми и подростками противоположного пола.
В 1943 году Постановлением Совета Народных Комиссаров в крупных городах было узаконено раздельное обучение мальчиков и девочек.

Смена гомогенного обучения происходила в интересах государственной политики в отношении семьи, брака, советской женщины и советского мужчины, отношений между полами и сексуальности.

В женском образовании господствовал образ матери как главной фигуры в семье. В мужском образовании доминировал образ мужчины как защитника Отечества. Воспитание подразумевало, что девочки и мальчики, став взрослыми, будут одинаково добросовестно трудиться на благо своей Родины. Был сформирован женский идеал «матери–труженицы», удовлетворяющий сразу двум важнейшим потребностям государства – демографической и производственной.

В мужских школах мальчиков готовили к воинской службе, уделялось особое внимание допризывной и физической подготовке.

Мальчики и девочки встречались на редких совместных вечерах под бдительным надзором учителей. Женские школы походили на институты благородных девиц.


В 1954 году советская школа перешла на смешанное образование.

Переход к раздельному обучению в современной России начался в начале 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время раздельное обучение практикуется в 63 регионах РФ.

Современное раздельное образование имеет следующие отличительные особенности: мальчики и девочки учатся в разных классах одной школы. Мальчики и девочки изучают одни и те же предметы. Гендерный аспект учитывается в дисциплинах, входящих в вариативную часть.

Учитывая функциональные особенности женского и мужского мозга, психологи выступают в пользу раздельного обучения. По их мнению, обучение ребенка с «правополушарным» и «левополушарным» мышлением должно полностью отличаться. Девочки, обладающие в основном  «правополушарным» мышлением, более подвержены эмоциям, ярко воспринимают критику, особенно от старших, поэтому ее нужно дозировать. Мальчики, имеющие «левополушарное» мышление, не способны воспринимать наставления и нотации. При долгом эмоциональном напряжении у мальчиков срабатывает механизм сенсорной защиты, что нужно учитывать при выборе способа влияния на них. Психологи рекомендуют педагогам и родителям выражать конкретные и краткие претензии мальчикам.

Сегодня между учеными нет единого взгляда на гендерное образование. Мнение отечественных исследователей спорно. Трудности совместного обучения они видят в том, что девочкам приходится разрываться в конкуренции, они пытаются показать себя в учебе и понравиться мальчикам, что приводит к женской агрессии, жестокости, потере уважения к мужчине. К важной причине перехода к раздельному обучению они относят и беспомощность девочек перед силой и «взрывным» характером мальчиков.

Следует помнить, что возраст до трех лет является важным в период развития ребенка. В это время существует сильная эмоциональная связь ребенка с матерью. Ребенок чувствует отношения родителей и в любом случае встанет на позицию матери, не разбираясь в ситуации. Молодым родителям важно проявлять уважение и нежность друг к другу, не устраивать скандалы и ссоры.

Ролевые игрыГендерное образование служит повышению возможностей образования девочек и мальчиков. Важно родителям создавать детям условия для ролевых игр. Уже у дошкольников в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. В играх девочки  осваивают роль мамы, поэтому им необходимы куклы, коляски, кукольная одежда и посуда.

Мальчики играют в солдат, лётчиков, моряков,  любят разбирать игрушки, изучать их конструкцию. Лучшими игрушками для мальчика являются мужские инструменты и конструкторы «сборно-разборные модели транспорта». Мальчики нуждаются в большом пространстве для игр. В игре они изучают свои возможности, расходуют скопившуюся энергию. В условиях детского сада необходимо уделять больше внимания играм для девочек и мальчиков.

С дошкольного возраста девочки должны понимать, что они вырастут женщинами, а мальчики — мужчинами. Наблюдая распределение бытовых обязанностей, отношения родителей, ребенок получает образец для подражания. В результате гармоничных семейных взаимоотношений мальчик станет настоящим мужчиной, девочка – истинной женщиной.

В научной литературе констатируются отличия между мальчиками и девочками по скорости и содержанию: в темпах и качестве интеллектуального развития, в организации внимания, в способах усвоения информации, в мотивации деятельности, в оценке достижений, в поведении. Известно, что до семилетнего возраста девочки опережают мальчиков в интеллектуальном развитии, отличаются развитыми вербальными и социальными способностями, сформированной речью. Мальчики в этом возрасте проявляют зрительно-пространственные, математические, инструментальные способности.

В современной жизни девочка должна проявлять и традиционно женские качества: мягкость, женственность, заботливое отношение к окружающим, и новые качества, требуемые временем: решимость, инициативность, умение отстаивать свои интересы, добиваться результата. От мальчика требуется проявление таких качеств как мужество, активность, уверенность в себе, склонность к риску, терпимость, отзывчивость, умение прийти на помощь.

Гендерное воспитание в семье обусловлено временем, в котором мы живем.

В современном обществе традиционные стереотипы мужского и женского поведения сломаны. Стиль поведения, манера общаться, одеваться мало чем отличается у мальчиков и девочек. Сигареты, пиво, короткие стрижки, татуировки смешали понятия «женственность» и «мужественность». Женскими стали мужские виды спорта и транспорта. Традиционные представления о семейной жизни, где девочка должна быть готова стать матерью, а мальчик – отцом, опорой семьи устарели. Традиционная модель семьи переживает глубокий кризис, поскольку обострилось социально-экономическое неравенство, при котором благополучие семьи не может держаться  на одном кормильце. Мужчины и женщины поставлены в равные условия, где не учитывается биологический пол. Стереотипы мужского и женского поведения входят в сознание ребёнка через непосредственное наблюдение за родителями. Ребёнок подражает и полезным и вредным формам поведения взрослых, искаженным взаимодействиям мужчин и женщин.  Молодые россиянки освободились от прежних стандартов поведения. Однако многие российские семьи живут по старым правилам: разделение труда между полами, главенствующая роль отца в семье…

В брачно-семейных отношениях происходят перемены. Женщины и мужчины меняются ролями. Молодая мама берет на себя роль добытчика семьи. Обеспечивая себя и детей всем необходимым, она не нуждается в материальной помощи мужа и отца. У нее новые приоритеты: независимость от мужа и общественных норм, карьера.

Несостоятельный отец уходит на второй план. Семья теряет прочность.

Уважаемый читатель! Как вы считаете, нужен ли сегодня гендерный подход в образовании и воспита­нии? Может ли гендерное воспитание изменить культуру взаимоотношений полов?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...