Общение с природой дает человеку массу приятных впечатлений. Древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается».
Особым даром понимать природу обладал романтический художник Иван Константинович Айвазовский. Море было для него одним из самых ярких чудес природы. Марина – самостоятельный вид ландшафтной живописи. Слово «марина» (от французского слова «marine») означает картину, изображающую морской вид. Маринист — художник, изображающий море.
Знакомство с миром романтизма — искусством страсти, выражением могущества природных сил и воли человека, способствует возникновению у детей эстетических переживаний, формированию нравственных чувств. Родители могут предложить детям школьного возраста совершить морское путешествие с художником-маринистом И. К. Айвазовским, познакомиться с его романтическими морскими пейзажами, чтобы научить их слышать и видеть в природе множество красок, звуков, форм, превращений.
Первый урок «Русский маринист И. К. Айвазовский: творчество и биография для детей».
Иван Константинович Айвазовский – мастер морского пейзажа.
Родился художник в 1817 году в Феодосии. Его детство прошло на берегу Черного моря. Семья переехала в Крым из Молдавии. Отец Геворг Гайвазян – купец 3-й гильдии, мать Аграфена (Рипсиме) работала вышивальщицей. С детства Иван увлекался игрой на скрипке и рисованием.
Так случилось, что об удивительных способностях мальчика стало известно градоначальнику Алексею Ивановичу Казначееву, который и сыграл в жизни художника значительную роль. В 1830 году А. И. Казначеев был назначен губернатором Таврии и переведен на службу в Симферополь. Талантливого мальчика он определил в Симферопольскую гимназию. В 1833 году по окончании гимназии Айвазовского послали учиться в Петербургскую Академию художеств, где он получил уроки живописи у профессора М. Н Воробьева, познакомился с техникой живописи К. Брюллова и С. Щедрина.
В 1834 году Айвазовского прикомандировали к французскому живописцу Ф. Таннеру в качестве помощника. Вскоре выяснилось, что ученик превзошел своего учителя. На академической выставке картина Айвазовского «Этюд над облаками» получила всеобщее признание. Вскоре Ф. Таннер, сраженный победой помощника, сделал все, чтобы восстановить против него самого царя. Молодому художнику угрожали большие беды. Помогло лишь заступничество профессора А. И. Зауервейда.
Так Айвазовский узнал, что такое зависть.
Окончил Академию с золотой медалью, И. К. Айвазовский уезжает в качестве пансионера Академии художеств за границу, совершает поездки в Германию, Францию, Испанию, Голландию, Португалию. Его картины экспонируются на крупнейших выставках Европы. В 1844 году художник был удостоен звания академика по части морских видов. По случаю 10-летия художественного творчества он открывает у себя на родине, в Феодосии, первую персональную выставку.
В 1857 году Айвазовский получает орден Почетного легиона от Французского правительства. В 1865 году в Феодосии открывает при своей мастерской «Общую художественную мастерскую». С 1868 по 1869 гг. хлопочет о прокладке в Феодосию железной дороги. В 1876 году его избрали членом Флорентийской академии художеств. В 1880 году он открывает на родине при своем доме картинную галерею. За всю свою творческую жизнь Айвазовский написал около 6000 картин, которые сегодня украшают прославленные галереи мира.
Содержание
Это интересно:
[note]Иван (Ованес) Константинович Айвазовский с рождения носил фамилию Гайвазовский. В 1840 году вместе со своим братом Гавриилом поменял написание своей фамилии и стал Айвазовским.
Айвазовский любил импровизировать, прекрасно играл на скрипке.
Художник писал пейзажи под музыку, которая помогала ему найти ритм работы. Он мог написать картину за несколько часов, в один прием.
Очень часто художник начинал писать пейзаж с изображения неба, а не моря. Небо настраивало его и подсказывало сюжеты морских путешествий.[/note]
Айвазовский был очевидцем военных учений Черноморского флота, поэтому некоторые свои картины он посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой» (1848), «Наварринский бой»(1848)…)
В своих произведениях художник изображал корабли, борющиеся с волнами, движения волн и света, различные состояния морской стихии…
«Девятый вал» (1850)
Картина посвящена шторму, увиденному и испытанному во время одного из путешествий самим художником. Эта буря произошла в 1844 году в Бискайском заливе. Тогда европейские и петербургские газеты сообщили о крушении судна и гибели молодого мариниста.
Размер полотна (221х332) создает у зрителя впечатление присутствия среди громадных и вздымающихся морских волн.
На обломках мачты с трудом удерживаются, обессилевшие после кораблекрушения, люди. Еще несколько секунд и их настигнет девятая волна.
Один из спасающихся видит берег и машет красным платком с просьбой о спасении. И вот наступает утро. Восход солнца, озаривший небо и волны ярким солнечным светом, дарит пострадавшим надежду на спасение.
Вот, что писал молодой живописец об этом событии: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранять в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной».
Рекомендации родителям:
Расскажите ребенку о своих впечатлениях от картины. Задайте ему следующие вопросы:
- Каким изображено море?
- Какие чувства оно вызывает?
- Какое время дня показал художник?
- Видят ли моряки берег?
- Почему один из моряков машет красным платком?
- Хотел бы ты оказаться на месте потерпевших?
- Всегда ли человек может управлять природой?
«Радуга»
Перед нами разбушевавшаяся морская стихия. Корабль, покосившись на бок, сдавшись безжалостным, разъяренным волнам, терпит крушение. Моряки успели пересесть в шлюпку, но волны несут их к скалам. В ожидании опасности спасающиеся люди пытаются развернуться и отвести удар. Оказавшись в жестких морских объятьях, моряки понимают, что их гибель неизбежна. Однако не все смирились с горькой участью и покорно смотрят в глаза судьбы.
Художник рисует разные характеры: впередсмотрящий привстал, пытаясь рассмотреть скалы, чтобы найти среди них пологое место, маленькую бухту, куда можно было бы направить шлюпку. Моряк, стоящий с веслом во весь рост, готов бороться до конца и точно следовать указаниям впередсмотрящего. Гребец ведет лодку из последних сил. Кто-то машет шляпой, приветствуя свой близкий конец. И вдруг, над живым клокочущим морем, сквозь волны и тучи, пробилось солнце, а с ним появилось спасительное сияние радуги. Эта радуга дала морякам надежду на спасение.
Рекомендации родителям:
Опишите картину. Расскажите ребенку о чувствах, которые вы испытываете? Задайте ему несколько вопросов:
- Как называется эта картина? А как бы ты назвал эту картину? («Наедине со стихией», «Кораблекрушение»…)
- Почему художник выбрал такое название? (Радуга была знаком надежды)
- Что случилось с судном?
- Как ведут себя моряки? Какими качествами характера они обладают?
- Как ты думаешь, моряки будут спасены?
Не забудьте сделать совместный вывод: Эти мужественные люди остались в живых, потому что они умеют бороться с трудностями. Само название служит подсказкой. Надежда умирает последней.
«Среди волн»
Картина написана художником за 10 дней до его 80-летия.
Морская стихия представлена художником в образе бездны, неподвластной человеческому разуму. Гигантские волны-валы играют между собой, наслаждаясь неукротимой властью. С одной стороны художник показывает красоту и величие водной стихии, с другой – беспощадность, необузданную мощь, первобытный хаос.
Художник, влюбленный в море, передает нам характер, настроение моря, заставляет зрителя пережить чувство восторга и чувство страха перед этой неведомой силой.
Рекомендации родителям
Попросите ребенка описать море. Задайте следующие вопросы:
- Нравится ли ему море? Каким оно бывает? (спокойным, зеркально-гладким, взволнованным, безмятежным, бушующим…)
- Что такое морской штиль?
- В каких картинах Айвазовского изображен морской штиль?
- Как он относится к морским путешествиям? Чем они опасны?
Рекомендую совершить вместе с детьми познавательную экскурсию по творчеству русского живописца И. К. Айвазовского.
Творчество Айвазовского может дать многое для воспитания детей. При встрече с картинами художника ребенок ощущает эмоциональный подъем, радость, восторг. Это и есть красота чувств, переживаний, мыслей, постижимых не только умом, но и сердцем.
Желаю родителям и детям чудесных впечатлений от общения с природой!
Какая интересная у вас тема блога! Очень полезная просветительная информация об искусстве.А картинами Айвазовского мне посчастливилось полюбоваться в Одесском музее, правда, очень давно это было.
Ответить
Очень интересная информация, спасибо. Картины Айвазовского завораживают. Захотелось вновь посетить Русский музей.
Ответить