Современных родителей волнует проблема раннего обучения ребенка иностранному языку.
Должны ли дети изучать второй язык до школы? Каким образом должно строиться раннее обучение?
Моя племянница с трехлетнего возраста посещала центр раннего развития детей, где изучала английский и обучалась танцам. Сейчас ей 9 лет. Она учится в школе с математическим уклоном, где английский не является профильным предметом и изучается со второго класса. За период учебы в первом классе девочка почти забыла английский. Родители понимают, что раннее обучение иностранному языку в их случае было данью моде.
Как сделать освоение иностранного языка эффективным и не навредить здоровью детей? Кембриджский ученый в области нейропсихологии, педагог, автор многих популярных методик по обучению детей младшего возраста Герберт Пухта считает, что сегодня можно смело начинать обучение иностранным языкам с трех лет.
Его обучающиеся системы широко используются во всем мире. По этим методикам дошкольники осваивают английский в детском саду и в специализированных центрах, достигая успехов уже в первые недели и месяцы обучения.
Учебные комплексы для детей дошкольного возраста состоят из рабочих тетрадей, в которых можно рисовать, раскрашивать, читать, а также видео- и аудиоматериалы, постеры, карточки с картинками, игрушки.
По мнению ученого, в обучении малышей нужно учитывать некоторые особенности. Важно создать атмосферу естественного общения, аналогичную той, которая царит в семье. Малыш произносит одно слово, но оно имеет смысл целого предложения. Сказанное им слово «мяч» может означать «я хочу играть в мяч», «где мяч», «дай мне мяч»… Взрослые должны предугадывать смысл и включаться в диалог.
Профессор Пухта больше верит в работу педагога-профессионала и не согласен с методом обучения исключительно с помощью мультиков и ТВ-шоу на английском. Дошкольник с удовольствием будет смотреть все мультики на английском, но таким способом он не выучит язык. Для дошкольника, владеющего иностранным языком, просмотр зарубежных фильмов в свободное время может принести большую пользу.
Герберт Пухта предлагает использовать современные технологии, как подспорье в обучении. Дети могут выполнять домашние задания в режиме онлайн, отправлять их педагогу и тут же получать ответ. Однако компьютер не может заменить живое общение педагога и малыша.
Родителям важно иногда присутствовать на занятиях, чтобы наблюдать весь процесс работы (изучение грамматики, частичный перевод слов…)
Содержание
Психологические особенности освоения
Родители должны знать, что четырехлетние и пятилетние малыши легко запоминают слова и выражения, но быстро забывают. Важно каждый день повторять материал, который проходили вчера. Двух занятий в неделю малышу недостаточно, причем домашних заданий в этом возрасте не задают.
Шестилетки и семилетки, владеющие чтением и письмом, могут посещать занятия несколько раз в неделю и выполнять простые домашние задания. Причем этот переход должен быть постепенным.
Дети 6-10 лет легче усваивают язык в группе. Занятия в группе намного продуктивнее. Здесь используются простые диалоги, разыгрываются сценки, обсуждают ситуации… Этот возраст позволяет младшему школьнику концентрировать внимание в течение 45 минут.
Детям старше 11 лет полезны групповые и индивидуальные занятия. Количество занятий зависит от способностей, учебной нагрузки и целей изучения языка.
В изучении любого предмета важна мотивация ребенка. В любом возрасте занятия из-под палки – пустая трата времени.
Во многих центрах раннего развития детей работают педагоги-иностранцы. Они проводят занятия только на иностранном языке. Обычно родители делают выбор в пользу носителя – экспата.
Преимущества занятий с экспатом
Знакомство с представителем другой культуры – необычная ситуация, в которой ребенок получает и знания и положительный заряд. В психологическом плане такие встречи – своеобразная разгрузка от повседневных трудностей и забот.
Занятие с экспатом – неизбежный диалог.
Дети учатся воспринимать иностранную речь на слух, реагировать на нее.
Недостатки занятия с носителем
Экспат не всегда имеет педагогическое образование. Он должен пройти специальную подготовку и иметь определенный опыт работы с детьми.
Хороший педагог обладает грамотной речью, владеет методикой проведения урока, умением слушать и объяснять. Не стоит терять время, если между педагогом и ребенком изначально не складываются отношения.
На занятиях с экспатом не всегда изучается грамматика. Это противоречит существующим методикам обучения.
Когда начинать обучение?
Малышу, имеющему проблемы с родной речью (нарушения звукопроизношения, западание звуков, бедный словарный запас…) изучение иностранного языка противопоказано.
Готовность ребенка к освоению второго языка определяется его умением владеть своим родным языком. Правильно говорить (на родном) он начинает обычно к 5 годам.
Установлено, что раннее обучение полностью устраняет языковой барьер. Важно знать, что оно сводится больше к знакомству с языком, нежели к его изучению.
Обучение с трех лет может быть оправдано в том случае, если в семье создана ненавязчивая речевая среда (родители владеют двумя языками, в семье живет носитель языка). Малыш слушает английские песни, стихи, повторяет в играх английские слова и предложения, смотрит сказки … Язык осваивается в естественном и приятном общении детей и взрослых. Так формируется чувство языка.
Выбирая раннее обучение, родители должны преследовать определенные цели. Посещение курсов раннего развития с целью раскрытия особых способностей чревато психическими расстройствами. Дети не всегда удовлетворяют заявку родителей. Любая неуспешность может отразиться на самооценке ребенка, на его эмоциональном и социальном развитии.
Обучение не должно быть бессмысленным. Стоит пропустить несколько месяцев и вся работа пойдет насмарку. Любые знания нужно оживлять (питать) повторением. Они остаются в памяти, если к ним постоянно обращаться.
Все методики раннего обучения направлены на привитие чувства языка. Дети узнают о наличии разных языков, учатся различать их, что положительно повлияет на их восприятие в дальнейшей жизни.
Раннее обучение не может навредить здоровью детей, так как все занятия проходят в игровой форме.
Существует мнение, что для овладения вторым языком важно слышать его с колыбели или заниматься с гувернером по 5-6 часов в день. Так стоит ли браться за обучение до школы? Решение всегда остается за родителями.
Уважаемый читатель! Многие родители желают выявить и развить способности ребенка к языкам в раннем возрасте. Как вы думаете, в каких случаях целесообразно раннее обучение иностранным языкам?
У нас, по месту жительства (Доминикана), во всех садах английский вводится с 3-ех лет. Затем дети переходят в школы разной направленности. В каких-то английский уклон присутствует сразу, в других ввод языка с 10 лет. Второй случай конечно будет иметь итог как у вашей племянницы.
В нашей семье техника «один родитель-один язык» используется с рождения. Билингвизм ни в коей мере не может навредить здоровью и психике ребенка. Затем в 3 года ввели английский, как иностранный, а около 4 лет французский. Сейчас сын в идеале владеет всеми четырьмя языками. Соглашусь с профессором Пухта, что на мультиках иностранную речь не выучить. И хотя многие родители утверждают обратное, если хорошенько их порасспрашивать, то выяснится, что дитя усвоило счет, приветствия и названия нескольких предметов. Вещи, как обучающие компьютерные игры, мультики, могут быть прекрасным дополнением. Но родители или педагог должны общаться на изучаемом языке, вводя в разговор ребенка, чтобы он стал активным носителем.
Ответить
Здравствуйте, Виктория! Я зашла на ваш блог, так как мне было интересно познакомиться с вашим опытом обучения иностранным языкам. Ваш маленький сын владеет четырьмя языками, два из которых являются для него родными. Вы поступили корректно и мудро, определив ребенка в детский сад для изучения испанского языка. В вашей семье воспитывается уважение к испанскому и русскому языку, а значит и к культуре обеих стран. Сегодня знание иностранных языков — требование времени. Это открывает ребенку дверь в успешное будущее.
Мои дети изучали иностранные языки в средней школе. Обучение языкам происходило в искусственных условиях, при ограниченном времени. К сожалению, в школе нельзя достичь того практического владения языками, которое ребенок может приобрести в созданной родителями языковой среде.
Ответить