Обучение грамоте как народная традиция

Обучение грамоте

Уважение к просвещению и грамоте — старинная русская традиция. Слово «грамота» в переводе с греческого означает «написанное». В народе говорили: «Грамота – второй язык», «Грамота – ключ в руце (в руке)», «Не познав и не уразумев грамоту, никто не приобретет доброго имени, почета и уважения». Люди тянулись к знаниям, понимая, что «человек без грамоты, что без свечи в потемках».

Издавна на Руси 1 декабря отмечали народный праздник День Наума-грамотника. По новому стилю день памяти святого ветхозаветного пророка Наума приходится на 14 декабря. Русский народ почитает пророка Наума покровителем и помощником во всякого рода умственных занятий. Он родился в Галилее в 7 веке до Рождества Христова. В день святого Наума на Руси начиналось обучение грамоте. Детей поднимали рано, приговаривая:

Просыпайтесь ранехонько,
Умывайтесь белехонько,
В Божью церковь собирайтесь!
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдете:
Святой Наум наставит на ум.

По русской традиции дети просили  у пророка Наума благословения на разумение:

«Пророк Наум, наставь нас на ум».

В прописях и азбуковниках 17 века была напечатана молитва: «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».

В дом приглашали учителя. Учитель приходил в назначенное время. Встречали его с почётом и уважением. Отец семейства обращался к учителю с просьбой научить его ребенка уму-разуму со словами:

«Батюшка Наум-наведи на ум».

Отправляя дитя в школу, мать плакала, уговаривая его хорошо учиться.  Она убеждала ребенка в том, что от его отношения к учебе зависит репутация семьи. «Учись хорошо иначе худая молва о нас пойдет», — говорила мать.

Как учили грамоте на Руси?

УрокВ древнерусской школе обучались только мальчики. В первый день встречи учитель награждал каждого ученика тремя символическими ударами плёткой. Каждый урок начинался с трёх земных поклонов учителю. Учение сопровождалось розгами. Люди верили во вколачивание наук с помощью розог. Розгами пороли за проказы. Проказников ставили в угол коленками на горох. Дети были обязаны слушаться учителя беспрекословно.

Запрещалось кушать на занятиях. Нельзя было открывать и держать открытой книгу без разрешения учителя. «Не ешь, а то заешь выученное», «Закрой книгу, а то все позабудешь», — говорил учитель.

Учебный день был долгим. До обеда мальчики повторяли прошлый урок, в полдень обедали, после обеда спали и с двух часов дня до вечера снова учились. В помещении, где проходили занятия, висели полки с книгами, стоял длинный стол и лавка с плеткой. У детей не было перемен и отдельных уроков, занятия шли часами. Каждый получал индивидуальное задание. Об освоении азбуки даже сложена пословица

«Азбуку учат – на всю избу кричат».

Один зубрил буквы, второй складывал из букв слова (перешел к «складам»), третий читал слова вслух, четвертый учил прочитанный текст…  Старшие учили псалмы и молитвы. Стоял невероятный шум.  Оценки не ставились. Выучил – молодец, не выучил – оставайся без обеда и получай розгой. После занятий наводили порядок в школе и расходились по домам.

Это интересно

В Древней Руси вся литература была церковной. Главным культурным центром, распространявшим просвещение, была церковь, поэтому грамоте обучали церковнослужители или дьяконы.

Работа учителя считалась самой важной и сложной. Учитель на Руси пользовался особым почетом. За труды учителю несли угощения. Отец награждал учителя хлебом или платьем, мать — одаривала собственноручно вышитым полотенцем.

Это нужно знать

В старину каждая буква имела название из целого слова: «аз», «буки», «веди», «глаголь», добро, есть… Сначала ученик запоминал названия букв. Затем шло изучение простых слогов: би, бе, бу, ба. После простых слогов запоминали сложные: гра, бра, бри, вра, бру… Перед складыванием слогов произносили названия букв: буки – аз – «ба», слово – аз – «са»… И вот теперь приступали к чтению слов, позже к чтению связных текстов из Евангелия. В «Азбуке» давались сведения по грамматике: состав слов, ударные и безударные слоги, спряжение глаголов…

В стародавние времена дети неукоснительно соблюдали особые правила поведения. Они старались овладеть грамотой, чтобы не быть позором для семьи. О роли грамоты в жизни народа сложено немало пословиц и поговорок.

Сперва аз да буки, а там и науки.
Хочешь познать истину – начинай с азбуки.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
С умом торговать, без ума горевать.

Существуют даже загадки о школьных принадлежностях того времени:

Пером сеют, глазами жнут, головой едят, памятью переваривают.
(грамота)

На столе живем в стекле, а гуляем по всей земле.
(Чернила)

Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить.
(Перо)

По черной земле белый заяц пробег.
(Мел)

Ни небо, ни земля, видением бела: трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает.
(Бумага, пальцы, перо, глаза, ум)

Русский народ не только умел работать, но и стремился к знаниям. Наши предки твердо верили в то, что мир освещается солнцем, а человек – знанием. Обучение грамоте означало познание истины. Как правильно об этом говорит еще одна старая пословица: «Видит око далеко, а ум еще дальше».

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *