Картины Федора Степановича Рокотова своеобразны и загадочны. Интерес к творчеству художника проявляют дети старшего школьного возраста. Родителям важно обратить внимание подростков на творческую направленность рокотовских произведений.
Художник никогда не обращался в своем творчестве к теме крестьянской жизни, хотя был выходцем из низов. На своих холстах он писал исключительно представителей дворянских семейств. В дворянских семьях было принято заказывать мастерам фамильные портреты, чтобы сохранить облик членов семьи для потомков.
Долгое время портреты Рокотова украшали дворянские усадьбы и не были удостоены внимания исследователей русской живописи. В музеи России картины поступили только после революции. При разорении дворянских гнезд часть полотен была уничтожена. Рокотовские портреты дают нам представление об идеалах художника. Изображая привилегированное сословие, он пытался показать нравственное и интеллектуальное состояние дворянства.
В биографии художника немало белых пятен. Целые вехи жизни остаются до сегодняшнего дня в неизвестности. Родился в середине 1730-х годов. Его детство прошло в подмосковной усадьбе Воронцово. По официальным сведениям, художник был сыном крепостных людей князя Петра Ивановича Репнина. Однако многие факты свидетельствуют о том, что именно Репнин приходился отцом художнику.
К обыкновенному дворовому мальчику хозяин проявлял особую сердечность, дав в раннем возрасте вольную и дворянское звание. В юные годы мальчик занимался в Московской иконописной мастерской. В русском музее хранится его работа — прорись головы Архангела.
Образование художник получил в Петербургском шляхетском кадетском корпусе, где учились только дворянские дети. Сохранился первый автопортрет художника «Портрет молодого человека в гвардейском мундире», датируемый 1757 годом. В 1760 году по устному приказанию президента Академии И. И. Шувалова его приняли в Академию художеств.
Вскоре Рокотов становится востребованным портретистом при дворе. Ему заказывают портреты Екатерина Алексеевна и ее приближенные. Художник открывает собственную мастерскую, взяв на работу помощников и учеников. В этот период он пишет самые важные детали портрета, а ученики дописывают работы. В 1765 году Рокотов получает звание академика. В связи со сменой руководства художник расстается с Академией и уезжает в Москву. В Москве он приобретает дом на Старой Басманной улице и пишет портреты представителей лучших московских семейств. В этот период сложился его собственный художественный стиль.
В 1790-годы у художника начинаются проблемы со зрением. В это время с появлением новых эстетических требований к портрету падает спрос на произведения мастера. В 1800-е годы он перестает писать и живет в забвении и одиночестве. В 1808 году художника не стало. Он был похоронен в Новоспасском монастыре.
Содержание
Это интересно:
[note]Рокотов не создал своей семьи. Он поддерживал связь с ближайшими родственниками и наследниками, сыновьями брата Никиты, которых освободил от крепостной зависимости.[/note]
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве
Будущему императору Павлу I семь лет. Возраст вступления в отрочество. Художник симпатизирует Павлу, подчеркивая его детскость. Его взгляд смел и открыт, губы зажаты, рот смешлив. Высокий лоб свидетельствует о быстром уме, румянец на щеках выдает чувствительность натуры.
Очень верно передан противоречивый характер маленького князя. Мальчик как бы спешит поскорее убежать от художника. Как будто его ждут куда более важные дела.
В детских глазах выражено все: настороженность и упрямство, надменность и сообразительность… За сбившимся кружевом жабо, небрежно брошенной горностаевой мантией скрывается несдержанность, подвижность и некое беспокойство героя.
Портрет императрицы Екатерины II (1763)
Работа была заказана к коронационным торжествам. Екатерина II изображена в профиль, который напоминает гордый профиль римского императора античных времен.
Екатерина показана сидящей в кресле и внимательно слушающей невидимого собеседника. Она как бы проявляет благосклонность к своему поданному. Ее глаза строги, требовательны и сосредоточены.
В царской руке символ императорской власти — скипетр. Ее уверенный жест руки указывает на торжественность встречи. На бархатной подушке лежит законная собственность — держава.
На лице Екатерины нет и тени улыбки. Приподнятый подбородок, сосредоточенный взгляд, ровный стан, все говорит об озабоченности ее величества государственными заботами. Именно таким видели современники образ просвещенной правительницы.
Известно, что Екатерине понравился портрет, и именно его она предлагала в качестве образца другим портретистам.
«Портрет А. П. Струйской» 1772
Героиня одного из самых загадочных портретов Александра Петровна Струйская (1754-1840) уже не одно столетие пленяет зрителя своей хрупкостью и незащищенностью. Она словно выступает из полумрака. Контуры волос сливаются с темным туманным фоном. Прекрасное лицо озарено мягким светом. Простая прическа с длинным локоном на плече подчеркивает природную грацию и прелесть молодой женщины. За светской улыбкой скрывается затаенная печаль.
Полуобнимающая плечи шафранная накидка, брошь на платье, заколка на рукаве и ничего лишнего, что могло бы отвлечь зрителя от очаровательной особы. Жемчужная подвеска на груди по форме копирует овал бледного лица, оттеняя хрупкую женскую красоту. Вечной загадкой в портрете остаются ее прекрасные глаза. В них есть нежность и печаль, страсть и сдержанность, любовь и разочарование…
Этот взгляд волнует, тревожит, не дает покоя.
Поэт Николай Заболоцкий увидел в загадочных глазах Струйской всю ее сложную духовную жизнь:
«Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
На нас смотрит пленительная красавица, которая еще ничего не знает о своей сложной судьбе.
Ее жизнь была связана с непростым человеком. Н. Е. Струйский обожествлял свою жену, посвящая ей свои стихи. А. П. Струйская родила 18 детей (один родился мертвым, пятеро умерли сразу после рождения) и пережила мужа на 44 года.
Князь И. М Долгоруков, близко знавший Струйских, писал в своих мемуарах:
«Этот самый г. Струйский, влюбясь в стихотворения собственно свои, издавал их денно и нощно, закупал французской бумаги пропасть, выписывал буквы разного калибра, учредил типографию свою и убивал на содержание ее лучшую часть своих доходов…».
Произведения Струйского были далеки от подлинных шедевров. Недаром современники высмеивали творчество поэта и «судилища», которые он чинил над своими крестьянами.
Рокотов сохранил для потомков образ Н. Е. Струйского, графомана и богатого барина «с причудами».
Весьма высокого мнения был И. М Долгоруков об Александре Петровне Струйской:
«Она соединяла с самым хорошим смыслом приятные краски городского общежития, живала в Петербурге, и в Москве, любила людей, особенно привязавшись к кому-нибудь дружеством, сохраняя все малейшие отношения с разборчивостью, прямо примерной в наше время. Своих детей воспитала прекрасно, сберегла им пристойно имущество, доставила способы научиться, открыла пути к приязни и уважению многих».
Рекомендации родителям
Рассмотрите и опишите с сыном (дочерью) портрет А. П. Струйской. Задайте ему (ей) несколько вопросов:
- Нравится ли тебе этот портрет?
- Как Рокотов относится к своей героине?
- Глаза называют зеркалом души. Согласен ли ты с этим утверждением? (Глаза выражают внутреннюю красоту человека. Очень важна их глубинная наполненность).
Прочитайте стихотворение Заболоцкого «Портрет» и обсудите причину вдохновения поэта. (Стихотворение посвящено красоте. В ней заключается огромная вселенная чувств, эмоций, мироощущений. Именно поэтому тема красоты присутствует в картинах художников, статуях скульптора, в лирике поэтов).
Попросите ребенка найти строчки, подтверждающие загадочность героини. (Словесные полутона «полуулыбка, полуплач, полувосторг, полуиспуг» придают ощущение душевной загадочности).
Расскажите сыну (дочери) о жизни героини. В конце беседы не забудьте сделать вывод: Для чего художник написал этот портрет? В чем его ценность? (Рокотов запечатлел на века неземную красоту молодой женщины. Он доказал, что Красота — это вневременная категория).
Многие портреты художника посвящены историческим личностям. В них художник дает точные психологические характеристики своим моделям. Рассматривая их портреты, можно проводить аналогии героев портретов с историческими событиями нашей страны.
Уважаемый читатель! Я думаю, что на этом ваше знакомство с творчеством Рокотова не закончится.
Спасибо за полезную информацию! О Рокотове мало известно. Моя самая любимая картина- портрет Струйской.
Я не знала ее биографии и мне было интересно познакомиться с ее жизнью.
Ответить