Праздник Красная горка в прошлом и настоящем

Праздник Красная горка

Старинные русские праздники являются нашим культурным достоянием. Их можно назвать душой народа. Красная горка хранит историю времени и культуры. Необходимо знать традиции этого праздника, так как он служил не только развлечению, но и учил духовному самовыражению. Восстановить утраченные обычаи сегодня сложно, но мы, взрослые, можем рассказать своим детям об их нравственной сущности.

Важно донести до детей смысл старинных игр, обычаев, поговорок, связанных с праздником. Существовали совершенно другие нравы, ценности, отношения, правила поведения и общения в будни и праздники… Приобщая детей к народной культуре, мы воспитываем уважение к традициям, обрядам, фольклору.

Красную горку отмечают в первое воскресенье сразу после Пасхи. Слово «красный» во многих славянских языках имело значение «красивый». Красной называли Весну-красну. Известно, что весной первыми просыхают возвышенные участки и пригорки. Такие места обычно выбирали для сельских гуляний. Отсюда и возникло название «Красная горка». «Красную горку» восточные славяне называли Фоминым воскресеньем, первым днем недели, следующей за пасхальной. Этот старинный праздник сохранился до сегодняшнего дня. У праздника интересная история, необычные традиции и обычаи.

Это нужно знать

Фомина неделя начинается на Красную горку и заканчивается в субботу.

Согласно православию, Фомино воскресенье посвящается воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.

В русском народном быту Красная горка была больше связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны.

В языческие времена на лесных холмах ставили деревянных идолов славянских богов, перед которыми зажигали большие костры в честь Даждьбога, молились, совершались жертвоприношения, а жрецы вершили праведный суд – «полюдье». На этих красивых горках жрецы благословляли молодых славян на брак.

ХороводНа Руси с приходом христианства на красных горках стали строить храмы и церкви. Существовал обычай: молодые люди выходили на смотрины в самый первый день Фоминой недели. Заневестившиеся девушки шли по улице, показывая себя и свои наряды женихам. Тут же и шел свадебный сговор (рукобитье).

Молодежь играла в хороводную игру «А мы просо сеяли». В этой игре парни требовали отдать девушку в качестве невесты. Молодые люди не пропускали игр и хороводов на Красную горку.  Считалось дурной приметой сидеть в этот праздник дома. Молодежь выходила веселиться, так как избегание веселья грозило девушкам выйти замуж за никудышного жениха или остаться старой девой, а парню – жениться на рябой уродине или остаться холостым.

Люди верили в то, что выбор невесты или жениха, сделанный в этот день, будет удачным. Об этом дне в народе сохранилась поговорка:

«Сочтемся весной на бревнах, на Красной веселой горке, сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся».

На Красную горку парень обливал водой девушку, которая ему нравилась, после чего сватовство должно было быть обязательным. Отсюда и пошла народная примета: дождь в день свадьбы к благополучию и богатству.

В 19 веке Красная горка широко праздновалась по всей Руси. В этот день проводились обряды встречи весны (Кликание весны), ярмарки невест. Это было и началом девичьих хороводов. Одним из распространенных обычаев был обычай красить яйца и катать их с какого-нибудь бугорка. Играющие спускали по очереди яйца с деревянных лоточков с бортиками. Выигрывал тот, чье яйцо скатывалось дальше других.

Забавы с яйцами были любимым развлечением детей и взрослых. Начинались эти игры с первого дня Пасхи и шли до Фомина воскресенья.

Известна старинная игра, в которую любили играть дети, девушки и женщины. В кучках опилок прятали несколько яиц. Игрок должен был с первой попытки угадать, в какой кучке спрятано яйцо. Победитель получал яйцо в собственность.

В Рязанской области Красную горку считали девичьим праздником. Ранним утром девочки-подростки собирались у реки, разжигали костер и жарили яичницу на сковороде. Такая совместная трапеза проходила в виде девичьего обряда, который означал вступление девочек в девичью возрастную группу, переход к периоду молодежных гуляний.

В Пензенской губернии организовывалась игра-хоровод, символизирующая переход недавно вышедших замуж девушек в круг замужних женщин. Девушки и женщины становились друг против друга в два ряда и начинали играть в хороводную игру «А мы просо сеяли…». Первая линия, спев куплет, делала шаг к другой линии, а потом отходила на место. В песне говорилось о том, что одни посеяли просо, а другие угрожают его вытоптать конями и им предлагались разные подарки, чтобы они отказались топтать поле, но они соглашались отступить только за выкуп девушки. Девушки пели:

 «У нас в полку убыло.
У нас в полку убыло.
Ой, диди-ладу, убыло!
Ой, диди-ладу, убыло!
Женщины им отвечали:
«У нас в полку прибыло.
У нас в полку прибыло.
Ой, диди-ладу, прибыло!
Ой, диди-ладу, прибыло!

Наши предки понимали, что без праздников жизнь немыслима. Праздник Красная горка был необходим как потребность встретиться, потребность быть вместе, потребность в положительных эмоциях и семейных отношениях.

Уважаемый читатель! Что вам известно об истории празднования «Красной горки»?


 

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

3 комментария к “Праздник Красная горка в прошлом и настоящем

  1. Галина, спасибо за интересный и познавательный пост, не знала раньше значение этого праздника. В российской истории так много вплетено других традиций различных народностей, что порой начинаешь путаться в них.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *