Как развивать умение слушать и слышать собеседника?

умение слушать и слышать собеседникаЗдравствуй, читатель! Сегодня я расскажу вам об искусстве слушать,  которому нас в наше время никто не учит.

Умение слушать и слышать собеседника помогает понять себя и других.

Лучшим собеседником считается не тот человек, кто умеет говорить, а тот, кто умеет слушать. Не зря гласит народная мудрость: «Слово – серебро, молчание – золото».

Среди моих близких знакомых есть люди, не умеющие слушать. Их эгоизм, уверенность в себе, высокомерие не позволяют понять чувства других, согласиться с чьим-то мнением. После беседы с ними понимаешь, что тебя не услышали.  Разговор походит на противостояние «мухи» и «слона».

Проблема неумения слушать существовала всегда. Понять мысль, высказанную другим человеком, увлечься ею и поддержать  — это своего рода целая наука, которая постигается в детстве.

Содержание

Как научить ребенка слушать?

ребенокРебенок учится этому искусству у родителей.  Хорошие родители выкраивают время для развития внимания, памяти, умения слушать, обсуждая с детьми главную идею  просмотренного фильма, прочитанной книги, увиденной картины…  Обсуждение любого события или предмета  – это выявление особенностей, подробностей, поиск смыслового значения, приведение аргументов, сравнений, отстаивание своей точки зрения,  приход к общему выводу.

Экономические кризисы и постоянные стрессы истощают родителей физически и духовно, поэтому они разучились слушать детей.

В той семье, где родители поглощены собственными проблемами и сознательно не слышат друг друга, дети никогда не научатся слушать других.

Родители, считающие себя умнее детей, имеют дурную привычку заранее выставлять оценки («два» или «пять») детским рассуждениям в зависимости от того, отвечают ли слова ребенка их собственным представлениям или нет. Пожелает ли ребенок поделиться «сокровенным» с родителями в другой раз?

К сожалению, в процессе общения самым близким людям достается меньше всего уважения и любви.

В беседе с ними мы не церемонимся, зная заблаговременно, куда они клонят.

Как часто во власти эмоций, взрослые прекращают разговор, ставят собеседника на место, полагая, что тот покушается на их авторитет.

Бывает, что взрослым спорить не о чем, но во время разговора,  ухватив одну фразу собеседника, человек начинает обдумывать ответ, подыскивая остроумное возражение, и за этой ложной фразой он уже не понимает мысли  другого.

Существуют специальные приемы искусства слушания, которые должен знать воспитанный человек.

Приемы искусства слушания:

  • Нерефлексивное слушание.
  • Выяснение.
  • Перефразирование.
  • Резюмирование.
  • Отражение.

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание уместно в семейных конфликтах, когда одна сторона пытается излить то, что у нее накипело в душе. В такой ситуации объяснять «заведенному» человеку что-то  — безуспешно. Нерефлексивное слушание заключается в возможности человека выговориться в уважительной обстановке, где его не перебивают, и где не направляют беседу в нужное русло. Непременно следует оказывать психологическую поддержку нейтральными репликами: «да», «конечно», «понимаю», «согласна»… Позволяя супругу (другу, сестре, дочери…) выговориться, можно приступить к поиску истины, то есть сойтись на каком-либо решении.

Выяснение

Выяснение – прием, к которому прибегают при решении семейных вопросов, проблем с коллегами  по работе. Здесь используются такие ключевые фразы как «Не объясните ли вы, что вы подразумеваете под…», «Вы имеете в виду, что…»… Часто употребляемый вопрос: «Это что, трудно сделать?» лучше переформулировать «А насколько это трудно сделать?», разрешая человеку, таким образом, довести мысль до конца.

Суть способа в следующем: слушающий задает уточняющие вопросы для устранения недоразумений и возможности полного понимания.

Перефразирование

Перефразирование – универсальный способ. Он эффективен при деловых переговорах, где необходимо полное согласование партнерских требований. Повторение сказанного помогает избежать риска, потерь, неудачного выбора. Это прием позволяет убедиться в отсутствии расхождений во мнениях. Полезно перефразирование в тех случаях, когда люди плохо ориентируются в теме разговора. Оно необходимо даже тогда, когда возникает ощущение абсолютного понимания. Использование перефразирования, как правило, оставляет благоприятное впечатление   о человеке. Выигрывают обе стороны: одну сторону перефразирование настраивает на внимание, другой стороне помогает почувствовать, насколько правильно она излагает мысли. Самые распространенные ключевые фразы при перефразировании: «Другими словами, вы считаете, что…», «Если я вас правильно понял, то…», «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что…»… При использовании ключевых фраз следует отбирать «зерна» от «плевел», не повторяться.

Резюмирование

Резюмирование в корне отличается от предыдущего приема — перефразирования. В резюмировании важно выделение сути, а не повторение. Похожий прием применяется в «тезисах», которые принято применять в научных статьях. Ключевыми фразами резюмирования являются: «Ваша основная мысль, как я понял…», «Итак, вы предлагаете…»…

Это способ подведения итогов, возможность высказать главную идею. Резюмирование используют при проведении деловых совещаний, где группа людей после долгого обсуждения проблемы подводит итог и переходит к другой теме.

Часто используют этот прием  в конце телефонного разговора, чтобы слушающий что-то не забыл сделать. Обращаются к резюмированию, чтобы высказать несогласие с каким- либо мнением, выделить главную идею, чтобы не опровергать кучу несущественных доводов.

Отражение

Отражение относится больше к цели, нежели к приему. Это способность понять чувства собеседника. В конфликтных ситуациях отражение помогает установить доверительные отношения. На одно и то же восклицание « Как я устала от нападок директора! Наверное, надо все бросить и уйти с работы!» можно дать разные советы: «Правильно! Уходи! Это настоящая нервотрепка!» или «Ты действительно очень устаешь. Не торопись принимать решение. Тебе стоит отдохнуть, чтобы спокойно во всем разобраться». Первый совет дан необдуманно. Он не вызывает доверие и желание продолжить беседу. Второй совет – не просто ответная реакция  на сообщение, это сочувствие. Человек поставил себя на место другого и дал ту рекомендацию, которую от него ждали.

женщины – прекрасные слушателиПринято считать, что женщинам свойственно активное слушание. Они больше уделяют внимания своим детям, без труда угадывают их душевное состояние. Однако способность слушать может развить в себе каждый мужчина.

Уважаемый читатель! Буду рада, если статья показалась вам полезной. Признайтесь, умеете ли вы слушать? Согласны ли вы с тем, что это умение необходимо развивать с детства?

Вы можете подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии.  До новых встреч!


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...