Как развивать умение слушать и слышать собеседника?

умение слушать и слышать собеседникаЗдравствуй, читатель! Сегодня я расскажу вам об искусстве слушать,  которому нас в наше время никто не учит.

Умение слушать и слышать собеседника помогает понять себя и других.

Лучшим собеседником считается не тот человек, кто умеет говорить, а тот, кто умеет слушать. Не зря гласит народная мудрость: «Слово – серебро, молчание – золото».

Среди моих близких знакомых есть люди, не умеющие слушать. Их эгоизм, уверенность в себе, высокомерие не позволяют понять чувства других, согласиться с чьим-то мнением. После беседы с ними понимаешь, что тебя не услышали.  Разговор походит на противостояние «мухи» и «слона».

Проблема неумения слушать существовала всегда. Понять мысль, высказанную другим человеком, увлечься ею и поддержать  — это своего рода целая наука, которая постигается в детстве.

Как научить ребенка слушать?

ребенокРебенок учится этому искусству у родителей.  Хорошие родители выкраивают время для развития внимания, памяти, умения слушать, обсуждая с детьми главную идею  просмотренного фильма, прочитанной книги, увиденной картины…  Обсуждение любого события или предмета  – это выявление особенностей, подробностей, поиск смыслового значения, приведение аргументов, сравнений, отстаивание своей точки зрения,  приход к общему выводу.

Экономические кризисы и постоянные стрессы истощают родителей физически и духовно, поэтому они разучились слушать детей.

В той семье, где родители поглощены собственными проблемами и сознательно не слышат друг друга, дети никогда не научатся слушать других.

Родители, считающие себя умнее детей, имеют дурную привычку заранее выставлять оценки («два» или «пять») детским рассуждениям в зависимости от того, отвечают ли слова ребенка их собственным представлениям или нет. Пожелает ли ребенок поделиться «сокровенным» с родителями в другой раз?

К сожалению, в процессе общения самым близким людям достается меньше всего уважения и любви.

В беседе с ними мы не церемонимся, зная заблаговременно, куда они клонят.

Как часто во власти эмоций, взрослые прекращают разговор, ставят собеседника на место, полагая, что тот покушается на их авторитет.

Ключ к подсознанию

Бывает, что взрослым спорить не о чем, но во время разговора,  ухватив одну фразу собеседника, человек начинает обдумывать ответ, подыскивая остроумное возражение, и за этой ложной фразой он уже не понимает мысли  другого.

Существуют специальные приемы искусства слушания, которые должен знать воспитанный человек.

Приемы искусства слушания:

  • Нерефлексивное слушание.
  • Выяснение.
  • Перефразирование.
  • Резюмирование.
  • Отражение.

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание уместно в семейных конфликтах, когда одна сторона пытается излить то, что у нее накипело в душе. В такой ситуации объяснять «заведенному» человеку что-то  — безуспешно. Нерефлексивное слушание заключается в возможности человека выговориться в уважительной обстановке, где его не перебивают, и где не направляют беседу в нужное русло. Непременно следует оказывать психологическую поддержку нейтральными репликами: «да», «конечно», «понимаю», «согласна»… Позволяя супругу (другу, сестре, дочери…) выговориться, можно приступить к поиску истины, то есть сойтись на каком-либо решении.

Выяснение

Выяснение – прием, к которому прибегают при решении семейных вопросов, проблем с коллегами  по работе. Здесь используются такие ключевые фразы как «Не объясните ли вы, что вы подразумеваете под…», «Вы имеете в виду, что…»… Часто употребляемый вопрос: «Это что, трудно сделать?» лучше переформулировать «А насколько это трудно сделать?», разрешая человеку, таким образом, довести мысль до конца.

Суть способа в следующем: слушающий задает уточняющие вопросы для устранения недоразумений и возможности полного понимания.

Перефразирование

Перефразирование – универсальный способ. Он эффективен при деловых переговорах, где необходимо полное согласование партнерских требований. Повторение сказанного помогает избежать риска, потерь, неудачного выбора. Это прием позволяет убедиться в отсутствии расхождений во мнениях. Полезно перефразирование в тех случаях, когда люди плохо ориентируются в теме разговора. Оно необходимо даже тогда, когда возникает ощущение абсолютного понимания. Использование перефразирования, как правило, оставляет благоприятное впечатление   о человеке. Выигрывают обе стороны: одну сторону перефразирование настраивает на внимание, другой стороне помогает почувствовать, насколько правильно она излагает мысли. Самые распространенные ключевые фразы при перефразировании: «Другими словами, вы считаете, что…», «Если я вас правильно понял, то…», «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что…»… При использовании ключевых фраз следует отбирать «зерна» от «плевел», не повторяться.

Резюмирование

Резюмирование в корне отличается от предыдущего приема — перефразирования. В резюмировании важно выделение сути, а не повторение. Похожий прием применяется в «тезисах», которые принято применять в научных статьях. Ключевыми фразами резюмирования являются: «Ваша основная мысль, как я понял…», «Итак, вы предлагаете…»…

Это способ подведения итогов, возможность высказать главную идею. Резюмирование используют при проведении деловых совещаний, где группа людей после долгого обсуждения проблемы подводит итог и переходит к другой теме.

Часто используют этот прием  в конце телефонного разговора, чтобы слушающий что-то не забыл сделать. Обращаются к резюмированию, чтобы высказать несогласие с каким- либо мнением, выделить главную идею, чтобы не опровергать кучу несущественных доводов.

Отражение

Отражение относится больше к цели, нежели к приему. Это способность понять чувства собеседника. В конфликтных ситуациях отражение помогает установить доверительные отношения. На одно и то же восклицание « Как я устала от нападок директора! Наверное, надо все бросить и уйти с работы!» можно дать разные советы: «Правильно! Уходи! Это настоящая нервотрепка!» или «Ты действительно очень устаешь. Не торопись принимать решение. Тебе стоит отдохнуть, чтобы спокойно во всем разобраться». Первый совет дан необдуманно. Он не вызывает доверие и желание продолжить беседу. Второй совет – не просто ответная реакция  на сообщение, это сочувствие. Человек поставил себя на место другого и дал ту рекомендацию, которую от него ждали.

женщины – прекрасные слушателиПринято считать, что женщинам свойственно активное слушание. Они больше уделяют внимания своим детям, без труда угадывают их душевное состояние. Однако способность слушать может развить в себе каждый мужчина.

Уважаемый читатель! Буду рада, если статья показалась вам полезной. Признайтесь, умеете ли вы слушать? Согласны ли вы с тем, что это умение необходимо развивать с детства?

Вы можете подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии.  До новых встреч!


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: