Праздник Святой Троицы

Праздник Троица

Что известно о дне Святой Троицы? В наше время немногие интересуются его историей и обычаями. Троица — православный и народный праздник. К этому дню обычно заканчиваются весенние сельскохозяйственные работы, и народ празднует разделение весны и лета. Праздник Святой Троицы в 2018 году отмечают 27 мая. По значимости этот день уступает только Пасхе.

Содержание

Это надо знать

Троицу празднуют на пятидесятый день после Пасхи. Это день сошествия Святого Духа на апостолов. Христианские богословы термин «троица» трактуют следующим образом: Бог един по своей сущности, но существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса, явившегося к людям в образе Иисуса Христа, совершенном Боге и совершенном человеке, и Духа Святого – животворящего начала. Все ипостаси единодушны – они обладают единой природой, одной сущностью; несотворены и существуют от веку; равны по своему естеству.

В результате нисхождения Духа Святого ученики Христовы были наделены особой силой, позволяющей им начать всемирную проповедь Евангелия и повсюду нести весть об Иисусе как о Спасителе и Господе. Они «…начали говорить на иных языках, как Дух давал им повещавать» Через апостолов дар Святого Духа сообщен людям, чтобы осветить им дорогу жизни, укрепить их духовно и приобщить к Богу. Преемниками апостолов стали священнослужители – посредники между Богом и людьми.

На Руси культ Троицы связан с деятельностью Сергия Радонежского, который избрал Троицу своим жизненным служением. Как нераздельная – Троица олицетворяла необходимость объединения русских земель, как неслиянная – требовала освобождения от иноземного ига, от всего духовно чуждого.

В церковном календаре праздник Троица считается великим, так как неразрывно связан с Вселенской субботой, отмечаемой накануне, и с последующим понедельником – Днем Святого Духа (Духов день).

Когда-то Троица входила в число самых больших праздников. В народе Троица объединяет целый цикл праздников от Семика (седьмого четверга после Пасхи) до Духова дня (первого понедельника после Троицы). Каждый день этого цикла называли Троицей. В поэзии можно заметить, что Троица выступает рядом с Семиком:

 У нас в году два праздника:
Семик да троица.
Ай, ли-лё, да ли-лё,
Семик да троица.

В этот день в городах и селах устраивались народные гулянья с ярмарками, играми, балаганами, каруселями, песнями и хороводами. Праздник считался женским, вернее, девичьим. Девушки шили к нему самые красивые наряды. Традиционным украшением на Троицу был венок. В связи с окончанием весны и началом лета в празднике прослеживается культ растительности. Символом Троицы стала береза. В это время ей приписывали особую магическую силу.

На Семики девушки и парни с утра шли в лес плести березовые венки, вязать веники, собирать лекарственные травы. Повсеместно украшали зеленью дома и хозяйственные постройки. Люди верили в то, что расстилая в доме зелень, они предохранят себя и домашний скот от нечистой силы, обеспечат плодородие и обретут здоровье.

Обряды на Троицу. Забытые секреты

Обряд завивания

Обряд завиванияВ Семик девушки совершали обряд завивания (заламывания) березки и заплетания венков. Березки завивали у ржаного поля. Каждая девушка завивала березку на себя и на всех родных. При завивании венков девушки играли и водили хороводы.

В разных местах, отправляясь завивать венки, девушки пели песню, в которой подчеркивалось, что они идут с дарами именно к березе (то есть приносят жертву духу растительности), чествуют ее.

 

Пошли девки в лес гулять.
Березоньку развивать
(или соответственно «завивать»),
Вью, вью, ай-люлю.
Березоньку разовью.
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые!
Не к вам девушки идут.
Не к вам красные;
Не вам пироги несут.
Лепешки, яичницы,
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут… и т. д.

Были среди них песни-заклинания на урожай:

Ржица-матушка колосилася,
Во ржи свинушка поросилася.
Семьдесят поросят, да все свиночки,
Все свиночки, да все пестренькие,
Хвостики у них востренькие.

Венки завивали по-разному: ветви скручивали, переплетали друг с другом и перевязывали лентами, пригибали ветки к земле и переплетали с травой, цветами, иногда заламывали макушку березы. Со временем березку развивали, чтобы дерево « не обиделось».

Плели венки в укромном месте, чтобы никто не видел. Правила обряда не всегда соблюдались, завивать березку часто приходили и парни. Возвращаясь из леса, пели:

Уж мы, девушки, дело сделали,
Уж мы белу березоньку завили,
Уж мы первый веночек — за батюшку,
Уж второй то венок — за матушку,
А третий венок — за саму себя.
Становились девушки
Во свои круги,
Становили вино зеленое,
Пиво пьяное.
Стали ребятушки
Кушать яичницы,
А мы пойдем погуляем,
Свои веночки завьем.

В этой песне отражен обычай завивать венки не только на себя, но и на всех родных.

В ряде мест России (в центральных и поволжских областях) на Семик срубали березку, украшали бусами или лентами и ходили с ней по всей деревне. Хождение с березкой имело обрядовое значение. Березку наряжали в крестьянское платье или юбку. Под юбку сажали маленькую девочку, которая должна была держать березку за ствол и вести за собой хоровод. Совершая обход засеянных полей и села, березка «заходила» в гости к каждой девушке. Березку приглашали в дом, приговаривая:

«Белая березонька, милости просим к нам, не побрезгуй нашим хлебом-солью! Красны девицы, добры молодцы, заходите».

Гостей сажали за стол, а березку ставили в передний угол. В некоторых местах в Семик был обычай — устраивать у дерева праздничную трапезу с главным блюдом — яичницей.

Отправляясь завивать березку и кумиться, каждая девушка брала с собой еду.  В приготовлении яичницы была своя особенность. Готовили ее сообща. Это была своего рода братчина, объединяющая девичий союз.К трапезе заранее пекли пироги, курники, лепешки, варили пиво. Березку кормили, называли «кумой».

В ряде мест продукты для трапезы собирали по всей деревне. Это походило на забаву: девушка была Семиком, ее наряжали в мужскую одежду (на спине делали горб), парень был Семичихой, на него надевали женское платье, в руки давали ведро и палку. Молодежь во главе с Семиком и Семичихой совершала обход домов, стучала палкой о ведро, пела под окнами, выпрашивая муку, яйца, крупу, масло:

Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе— яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала,
В тесто ложки прятала.

Обряд кумления

КумлениеВ Семик при завивании березок девушки кумились, а при развивании их — раскумлялись. Кумление возникло раньше завивания. Покумившиеся девушки становились родственницами. Они пели песню, подходили к только что завитому венку с разных сторон и три раза целовались. Во время кумления кумушки обменивались украшениями (бусами, лентами, кольцами, платками…) и обещали друг другу родниться и дружить.

Обрядовые песни содержали наставления кумушек о том, как нужно родниться:

 

Вы, кумушки-голубушки,
Подружки мои!
Кумитеся, любитеся,
Любите и меня…
Пойдете во зелен сад —
Возьмите и меня.
Станете цветы рвать —
Сорвите и мне…
Вы станете венки скидать,
Вы скиньте и мне.
Как все венки поверх плывут,
А мой потонул,
Как все мужья с Москвы идут
Гостинцы несут,
А мой муж и сам нейдет
И письма не шлет.
Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.
Кумушки, покумитеся.
Где сойдетеся— поклонитеся,
Домой пойдете — не бранитеся,
Распроститеся.

Обмен вещами укреплял дружеские связи девушек. Кумились обычно девушки, но были случаи, когда кумились и парни. Кумовству были верны всю жизнь. Отказываться от кумовства считалось грехом. До конца XIX в. во многих селениях кумлению придавалось особое значение. Кумовство означало признание девушек полноправными членами рода. Этот обряд подчеркивал готовность девушек к браку. Со временем потребность в кумлении утратилась.

Березка

Заключительным этапом празднования Троицы был обряд проводов — обряд отпевания березки. Березку раздевали и бросали в воду. Этот обряд связан с магией плодородия. Существовало поверье, что брошенное в воду дерево оградит поле от засухи, вызовет вовремя дожди.

Обряд отпевания

Троицкие обряды совершались накануне лета, расцвета природы, от которой ожидали урожая. Достижение половой зрелости девушки давало право выйти замуж и стать женщиной и матерью. Сбрасывание венка было символом расставания с девичеством.

Где же мой суженый: троицкие гадания

Девушки пускали по воде троицкие венки. Важно было стать к реке спиной, наклониться и резко скинуть венок с головы. Запрещалось бросать венки руками. При бросании венков обычно пели:

Пойду-выйду я на речку,
Стану я, стану на крутом берегу,
Кину я, кину веночек на воду…
Все венки поверх воды,
А мой утонул,
Все дружки с Москвы пришли,
А мой не пришел.
Венок мой березовый,
Плыви – не утони,
Счастье, несчастье
На год покажи.

ВенокПо венкам девушки угадывали свою судьбу. Плывет – к добру, тонет – к беде. По поверью венок должен указать сторону, где живет суженный. Венок, соединившийся с другим, предвещал замужество.

Березка использовалась в девичьих гаданиях на будущее: девушки бросали в нее ложки. Упавшая на землю ложка предвещала быстрое замужество, застрявшая в ветвях ложка – обратное.

Был обычай спрашивать у кукушки о времени замужества: «Кукушка, кукушка, сколько мне еще оставаться в доме отца? Верили в то, что кукушка прокукует ровно столько, сколько лет ждать замужества.

Место, где находится жених, угадывали с помощью кружения. Девушка кружилась вокруг себя и падала. В какую сторону она падала, там и будет ее жених.

Троицкие игры

Играли в горелки, «воротца», столбики, чистку. Самой любимой игрой была игра в » чистку». Девушки и парни разделялись на две команды и шутя спорили между собой:

А мы чистку чистили,
А мы пашню пахали,
А мы просо сеяли,
А мы ваше просу вытопчим,
А чем же вам вытоптать,
А мы коня выпустим,
А мы вашего коня изловим,
А чем же вам изловить…

Это интересно. Зачем на Троицу ели яичницу?

[note]В некоторых местах на Троицу кончали катать яйца. Таким образом, завершался пасхальный праздничный цикл. Начиная с Пасхи, яйцо участвовало во всех весенних обрядах. Оно считалось символом зарождения новой жизни, а в конце весны его поедали в виде яичницы.[/note]

На Руси сложено немало пословиц об этом празднике:

Троица перстов крест кладет.
Бог любит Троицу.
Без Троицы дом не строится.
Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.
На Троицу мужики вяжут, вяжут голики.

Есть и приметы:

На Троицу дождь – много грибов.
Дождливая Троица – жди урожая льна и конопли.
Погода теплая – зерно на колосе будет крупное.
13 июня кукушка кукует – к хорошей погоде.

Сегодня в российских селах праздник Троица связан с окончанием посевной. Люди выезжают на природу отдохнуть, повеселиться и пообщаться. Древние традиции празднования Троицы давно забыты, да и прежняя связь с природой давно утрачена, но очень важно знать о том, чем жили и как веселились наши предки.Хоровод

Уважаемый читатель! Буду рада, если моя статья вас заинтересовала. Как вы празднуете Троицу? Что интересного вы знаете об этом празднике?


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мельница
Комментарии: 7
  1. Алена Яснева

    Свои корни, традиции нужно знать, ведь дух народа силен благодаря именно им. Чем богаче традиции и насыщенней история тем и гордости больше за то что принадлежишь и являешься частичкой этого народа, этих традиций. Галина, спасибо за интересный и познавательный пост.

    Ответить

  2. Ирина и Игорь

    Спасибо за такую подробную статью! Очень интересно было прочесть, хочется, чтобы и по сегодняшний день многие традиции жили в нашем народе.

    Ответить

  3. Елена

    У нас в деревне этот праздник отмечается до сих пор. На Троицу все дома украшаются зеленью. Сохранились и некоторые обряды.

    Ответить

  4. Галина (автор)

    Елена! Очень интересно было бы узнать о том, какие троицкие обряды у вас сохранились. И какое значение имеют они для жителей? Они верят в магическую силу обрядов и заранее готовятся к этому празднику или это обыгрывание?

    Ответить

  5. Галина (автор)

    Ирина и Игорь! Вы правы, очень важно сохранить старые традиции. Мне кажется, что только родители могут передать детям народную культуру. Однако не все родители интересуются историей и традициями обрядовых праздников. Это говорит об отсутствии нравственности, но об этом никто не задумывается.

    Ответить

  6. Галина (автор)

    Алена! Спасибо за высокую оценку! Для меня это очень важно, так как мой блог находится только на начальной ступени развития. Согласна с вами в том, что стремление знать родовые корни и культурные традиции — это естественное желание цивилизованного человека.

    Ответить

  7. Любовь

    Мы всегда перед Троицей ходим на кладбище, поминаем близких, несем веточки березы.

    Ответить

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

loading...