Половое воспитание детей как установка нравственных норм

Половое воспитание детей

Проблема полового воспитания вызывает резонанс у ученых, педагогов и родителей. До сих пор не существует единой точки зрения на содержание школьных программ по половому воспитанию российских школьников. Программы издаются, одобряются и рекомендуются министерством, но во время апробирования отменяются из-за несоответствия этическим нормам.

На что ориентируют школьников авторы программ, в которых даются рекомендации по занятию анальным и оральным сексом.  Нужна ли эта информация психологически незрелому ребенку? Такое половое воспитание в школах послужит развращению и дебилизации общества.

Сегодня педагогам и родителям нельзя отворачиваться от проблемы полового воспитания, так как современный ребенок живет в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Из СМИ, Интернета, телевидения поступает огромное количество порнографической и эротической информации.  Выходят миллионные тиражи порно-журналов, рекламирующие ранние половые связи. Ведется адресная подготовка детей к сексуальной раскрепощенности. Секс подается им как игра. О том, как зомбируют детей журналы, телевидение и Интернет, вы можете узнать из видео.

В молодежной желтой прессе навязываются установки деструктивного поведения, рекламируется молодежный сленг, идеализируются молодежные субкультуры. Во всех телепередачах говорят о раннем начале половой жизни как о жизненно-необходимой потребности ребенка. Взрослые сошли с ума, ориентируя детей на механическую любовь и имитацию жизненных процессов.

На недавней экскурсии в музее школьники проходили мимо скульптур. Неожиданно один пятиклассник поднял шум перед скульптурой обнаженной женщины. Он показывал на нее пальцем, громко смеялся, высмеивая отдельные части тела: «Смотрите, какая страшная голая баба!  Вот это титьки, вот это… »  Успокоить его было трудно. Он не ожидал увидеть в музее то, что его интересовало. Это говорит о том, что в семье и школе не ведется половое воспитание.

Половое воспитание – процесс, ориентированный на нравственные качества и установки личности, определяющие отношения между полами. Как сформировать  у ребенка правильное понимание нравственных норм между представителями разных полов и потребность соблюдать их во всех сферах жизни?Дошкольники

Родителям важно сформировать у ребенка понятие дозволенного и недозволенного в отношениях человека к представителям другого пола, воспитать ответственное отношение к своему здоровью, предупредить об опасностях ранних половых связей, дать верное понимание истинных качеств, проявлений и признаков взрослости. Девочке и девушке нужно знать на уровне своего возраста особенности мальчиков и юношей, уметь строить отношения с людьми, учитывая их половые особенности. Она должна правильно оценивать изменения, происходящие в ее организме, научиться ценить и соотносить духовную и физическую красоту человека, управлять своими чувствами и поведением.

Каждый год при школе работает летний лагерь. В прошлом году старшеклассники работали в нем волонтерами: проводили утренние зарядки, спортивные соревнования.   К нам в лагерь устроили десятилетнюю девочку, которая приехала погостить к бабушке. Девочка очень быстро подружилась со старшеклассником-волонтером. Она не давала ему прохода, садилась ему на руки, обнимала его за шею или все время старалась уединиться с новым другом. В отличие от своих сверстниц, у нее были совсем другие интересы.  Было очень неприятно делать ей замечания и слышать в ответ «у меня болит живот и я попросила своего друга взять меня на руки», «мы посидим в спортзале немного, так как у меня болит голова»…  Педагоги сразу же сообщали родственникам о плохом самочувствии ребенка и просили его забрать домой, несмотря на то, что его здоровье резко улучшалось. Это наглядный пример ярко выраженного полового влечения подростка.

Важна своевременная реакция и эмоциональная оценка родителей и педагогов на те или иные особенности поведения подростка. В основе полового воспитания лежит информация, которую ребенок получает извне. Она должна воздействовать на чувства, вызывать эмоции, быть доступной для понимания, иметь научный характер и опираться на нравственные нормы.

Это нужно знать

Родителям нужно давать исчерпывающий ответ на не совсем приличные вопросы школьника. Это поможет им отказаться от поиска других источников информации.

Между детьми и взрослыми должны быть доверительные отношения.

Половое воспитание – один из главных факторов подготовки ребенка к семейной жизни.

Половое воспитание мальчиков и девочек

Половое воспитание младших школьников должно быть дифференцированным. При его осуществлении следует учитывать их  возрастные особенности, процесс адаптации к школе и характер отношения к сверстникам другого пола, исходящий из семьи. Во многих семьях сформировался вакуум недопонимания между детьми и взрослыми.

В связи с отсутствием опыта совместной деятельности у девочек может наблюдаться настороженность по отношению к мальчикам, стремление избегать их общества. По уровню «биологической зрелости» девочки младшего возраста опережают мальчиков на 1-1,5 года.

В младших классах  важно познакомить детей с понятием «семья», семейными традициями, распределением обязанностей в семье, половыми различиями, взаимоотношениями женщин и мужчин. Девочка проявляют познавательный интерес, выясняя какие либо обстоятельства, причинно-следственные связи в природе и у человека. Она легко различает правду от полуправды. Для нее важна правдивая для ее уровня восприятия информация от родителя или педагога. Услышав от сверстниц циничные вымыслы, она легко опровергнет их и объяснит истину. При разрешении конфликтных ситуаций между девочками и мальчиками важно делать акцент на необходимость «рыцарского» отношения мальчиков к девочкам.

Подростки

Половое воспитание младших подростков

Младшие подростки испытывают определенные трудности при адаптации перехода в среднюю школу.  У девочек 10-12 лет и у мальчиков 12-13 лет в связи с изменениями ЦНС, повышения активности желез внутренней секреции формируются вторичные половые признаки. На самочувствие подростка (V-VI кл.), его отношение к учебе и одноклассникам сказывается интенсивный процесс полового созревания (увеличивается длина и масса тела, в области половых органов и под мышками начинают расти волосы).

У младших школьников часто меняется настроение, повышенная активность чередуется с заторможенностью. Вегетативные нарушения появляются в сонливости и угнетенности, потливости. Подростки конфликтуют между собой и взрослыми, совершают немотивированные поступки. Следует учитывать, что половое созревание у подростков одного возраста происходит в разное время. Половое созревание девочек начинается в этот период на 1, 5-2 года раньше, чем у мальчиков, что выражается в их отчуждении друг от друга.

В возрасте 11-12 лет у девочки наступает первая менструация (в половых железах вырабатываются зрелые яйцеклетки). Обязанность мамы – рассказать дочери об особенностях течения этого процесса, его природе, физиологическом значении менструации и  гигиене.

Важно развивать у подростка способность к сопереживанию, учить его правильно оценивать свое место в семье, проявлять к людям терпимость и деликатность.

Половое воспитание старших подростков

В воспитании старших подростков (VII- VIII кл.) необходимо учитывать их возрастающий интерес к противоположному полу, способность оценивать личные качества других. Основная особенность этого периода – активная деятельность, в основе которой заложены стойкие мотивы поведения. Типичным признаком полового созревания у мальчиков служат поллюции (в половых железах начинают вырабатываться зрелые сперматозоиды). Первые поллюции происходят в 14-15 лет. У мальчика увеличивается гортань, изменяется тембр голоса. Под влиянием половых гормонов усиливается взаимный интерес между девочками и мальчиками. Круг общения подростка растет, выходя за рамки дома и школы.

Поиск самого себя и своего места среди людей с усиливающимся интересом к другому полу и стремлением к общению приводит подростка в различные компании.

Для старшего подростка становится актуальной информация сексуального характера. Он фиксирует и объединяет все полученные сведения в определенную систему специфических представлений, оценивает в представителях противоположного пола вторичные половые признаки, характерные половые черты характера. Родителям необходимо разъяснить подростку важность собственного стиля поведения, отвечающего моральным принципам, формировать правильную мотивацию поведения в сфере взаимоотношений полов, воспитывать устойчивость по отношению к случайным связям и вредным привычкам.

Подростковая активность (стремление к знаниям, к общению, к активной деятельности…) – прекрасная возможность  для формирования личности. Однако очень часто родители не используют эти воспитательные возможности, и их дети подаются установкам и требованиям подростковой компании.

Курящие, пьющие, развращенные девочки и девушки, как показывает жизнь, никого не удивляют. Мотивами таких привычек является не только демонстрация взрослости, но и подражание   своему окружению. У старших подростков нарушается психика, останавливается нравственное развитие личности.

Важно убедить девочку в том, что для начала половой жизни необходима социальная зрелость. Психологическая и социальная зрелость наступает у девушек  к 20 годам, у юношей к 24 годам. Ранние половые связи – не что иное, как извращение. Их причина кроется в неверных установках взрослых по отношению к половому воспитанию.

Воспитание девочек

В 15-16 лет происходит завершение формирования личности, становление жизненной позиции. Девушки и юноши строят планы на будущее, сопоставляют их со своими возможностями. Родители и педагоги обязаны помочь детям в их профессиональной ориентации, жизненных установках и нравственной направленности личности. В отличие от старших подростков, у школьниц IX –XI класса опасность быть совращенной сводится к минимуму, но появляется угроза увлечения взрослым человеком. Из-за отсутствия социальной зрелости у девушки еще не  сформировано умение разбираться в объекте своих чувств.

Дефекты воспитания предыдущих лет могут быть выражены у девушки в таких качествах, как иждивенчество, инфантильность, завышенная самооценка, эгоизм, жестокость. Половое воспитание в этот период ориентировано на адаптацию в новых условиях (признания окружающими ее взрослости, свободы поведения и общения с противоположным полом, организации досуга). В этом возрасте на все вопросы  о взаимоотношениях полов важно отвечать в корректной форме (научным языком). Необходимо обсудить с дочерью  такие проблемы, как моральные ценности человека, физиология беременности и родов, генетические и венерические заболевания, ответственность родителей за воспитание детей.

Половая зрелость (биологическая способность организма к воспроизведению) – один из важнейших этапов в жизни человека. Она наступает в результате полового созревания. Установление менструации у девочек и начало поллюции у мальчиков –  биологическая способность к продолжению рода.

Точки зрения взрослых

В течение всех возрастных периодов жизни ребенка основным подходом взрослых является уважение к личности. Родители часто ущемляют детей, запрещая дружбу с мальчиком, стремление к моде, самостоятельности… Взрослые не пытаются посмотреть на проблему с разных сторон, понять мотивы поведения дочери или сына. Желание воспитывать ребенка приводит к одергиванию по любому поводу, нравоучениям.

Паническая установка

НевмешательствоМногие родители не имеют понятия об особенностях сексуального развития ребенка и панически боятся детских вопросов. Они делают все, чтобы ограничить контакты с другим полом, оставляя дочь (сына) в полном неведении относительно понятия «пол». Таким образом, ребенок  будет считать неприличным любое общение с представителями иного пола. Половое воспитание заключается в формировании моральной устойчивости к негативным явлениям в области взаимоотношений полов, а не устранение этих отношений.

Оберегать первую дружбу  —  не значит занять позицию невмешательства. Родители должны помогать детям, направлять, предостерегать от пошлости и грязи. Их строгость должна быть умной. От взрослых требуется помощь в создании чистых отношений. У девочек важно воспитывать чувство девичьей чести, женского достоинства, у мальчиков – мужскую сдержанность, чуткость и уважение к женскому полу.

Наши дети находят ответы на свои «неприличные вопросы» на стороне, если родители начинают их ругать или наказывать, не разобравшись в сути проблемы. На  таком уроке воспитания ребенок теряет уважение к ним.

Взрослые уходят от ответа или лгут. Любая ложь после разъяснений «добрых друзей» во дворе вскоре становится явной. Родители преподносят ребенку урок двойной морали, после которого он при родителях будет делать одно, без них – другое. Получая ложные ответы, дети перестают доверять взрослым.

Аскетическая установка

Аскетический взгляд мамы складывается из-за собственного отрицательного отношения к половой жизни. Причин этому немало: фригидность или другие болезненные явления женщины, неудачный брак и не сложившиеся отношения в семье…

Мама не верит в естественные нормальные отношения полов и старается уберечь дочь от соблазнов, которые вытекают из взаимоотношений с мальчиками. Прививая пренебрежение к мужскому полу, мама высмеивает стремление дочери красиво выглядеть, ее интересы к украшениям, моде. В такой ситуации подросток не познает ни чувства меры, ни хорошего вкуса. Девушка не умеет общаться, не знает мужскую психологию и ориентируется только на случайные мужские особенности  и проявления. Ее счастливая семейная жизнь остается под вопросом.

Женская негативная установка проявляется как месть всему мужскому полу за собственные неудачи в жизни. Мама настраивает дочь против представителей другого пола, приписывая им разные пороки (например, у мужчин одна цель – обмануть и бросить женщину). Она устраивает жизнь дочери по своему усмотрению.

Безразличная установка

Некоторые родители уверены в том, что жизнь всему научит ребенка. По их мнению, половым воспитанием  заниматься не стоит. Девушки из таких семей не отличают любовь от временного увлечения. Они не знают о нравственных качествах человека, необходимых для создания семьи, не имеют понятия об ответственности, связанной с последствиями ранних половых отношений. Психологическая инфантильность представляет опасность в период ранней физиологической зрелости.

Родительское безразличие достаточно распространенное явление: родители не могут дать вразумительный ответ, разъясняют вопросы без учета возраста ребенка, отмахиваются от вопросов… Безразличная установка родителей  ведет подростка к ранней половой жизни и, как следствие, к беременности несовершеннолетних.

Собственническая установка

Ее основой является формальная любовь к ребенку, а не уважение к нему. Родители руководят им во всех сферах жизни. Родительское вмешательство встречается во многих семьях: тещу не устраивает зять, свекрови не нравится сноха. Матери выявляют недостатки снохи или зятя, находят повод закатить скандал, упрекнуть, посеять неприязнь между молодыми супругами… В основе собственнической установки лежит неуважение к собственному ребенку, неприятие ее семейной жизни, низкая культура общения, простая недальновидность (развод сына или дочери станет психической травмой и разводящихся родителей и их детей).

Родители должны учить детей разбираться в людях, формировать стремление к нравственным ценностям, а не лишать самостоятельности, подчиняя их собственному авторитету.

Потребительская установка

Современные семьи иногда выбирают потребительскую установку. Мама инструктирует дочь во всех вопросах полового воспитания, предусматривает всевозможные ситуации, приводящие к выгодному результату. Дочь руководствуется голым расчетом и действует по заранее намеченной тактике. Умного мужчину «ловля жениха» может насторожить или оттолкнуть.

Родители могли бы избежать многих ошибок в жизни детей, если бы дали им правильное половое воспитание. Одна моя хорошая знакомая своим детям, которые выросли и учатся в вузах, дает советы: «Сынок, у тебя уже есть девушка, но ты ей не верь. Хороших девушек не бывает», «Дочка, ты должна знать, что мужчинам доверять нельзя. Они могут обмануть». Детям стало смешно. — «Мам, а ты себя слышишь?», — спросили они. Мы, родители, стараемся уберечь своего ребенка, не зная, где он упадет.

Многим родителям нужно «стелить соломку» в половом воспитании, которого они избегают. Важно дать детям понятие «любви» как высшей формы полового влечения, как специфически человеческое проявление полового влечения, как достояние культуры. Позволяя ребенку ранние половые связи, мы закрываем глаза на то, что учим его удовлетворять «животный» инстинкт. Настоящая любовь – продукт зрелого развития. И вряд ли может появиться у детей трезвый взгляд на взаимоотношения полов и семейные ценности, если родители выбрали неправильную установку.

Уважаемый читатель! Как вы считаете, что такое в наше время правильное половое воспитание?


Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1 в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *