Перовские картины знакомы всем с детства и кажется, что все творчество художника не вызывает вопросов. Василий Григорьевич Перов, картины которого представляют собой «энциклопедию» русских типажей, понятен, прозрачен и народен.
Однако знаете ли вы об одержимости художника, которая сыграла главную роль в его жизни?
Одержимость идеей написать определенные народные типы гнала его из-за границы в Россию во время пенсионерской стажировки и это бегство стало знаковым, так как именно оно повлияло на грандиозный переворот в психологии художника.
Картины Перова постоянно сопровождают детей, встречаясь в репродукциях учебников, на выставках, в средствах массовой информации. Если вы хотите познакомить детей с творчеством Перова, то обязательно прочтите этот пост до конца.
Содержание
Краткая биография
Крупнейший русский живописец Василий Григорьевич Перов родился в 1833 году в старинном Сибирском городке Тобольске. Он появился на свет незаконнорожденным (до венчания родителей). Спустя годы отец художника губернский прокурор Григорий Карлович Криденер обвенчается с женой и передаст своим младшим сыновьям титул барона и фамилию, Перов же будет записан мещанином по фамилии крестного отца «Васильевым».
Начальное обучение мальчик получает от матери и нанятого дьячка. За пристрастие к каллиграфии дьячок дает мальчику прозвище «Перов», которое впоследствии станет его полноценной фамилией. Отец художника, свободолюбивый и образованный человек Г. К. Криденер, общается в Сибири с ссыльными декабристами и мечтает о справедливом переустройстве общества. За исповедование передовых идей его освобождают от казенной службы. Поколесив по России в поисках работы, семья останавливается в Арзамасском уезде Нижегородской области. Отцу дают место управляющего в крупном помещичьем уезде.
Василий Перов оканчивает в Арзамасе уездное училище и поступает в художественную школу академика живописи А. В. Ступина, которая находилась под патронажем Петербургской Академии художеств. С 1846 по 1849 год мальчик учится в школе, культивировавшей «строгий рисунок». Престарелый учитель А. В. Ступин сразу замечает в маленьком воспитаннике «искру Божью». «Васенька не пропадет, у него талант, из него выйдет художник» — говорит он матери своего любимого ученика.
В имении Перов живет еще три года занимаясь живописью самостоятельно.
- В 1852 году он переезжает в Москву, а через год начинает учиться в Московском училище живописи и ваяния. Учился здесь Василий до 1862 года. Во время учебы в 1855 году семья Криденер разоряется, и Перов лишается всякой поддержки. Жить юноше негде, он голодает, в морозные дни из-за отсутствия теплой одежды пропускает занятия. Преподаватель училища Е. Васильев, узнав о бедственном положении молодого человека, предлагает ему квартиру и стол у себя. За бескорыстную помощь Перов всю жизнь был благодарен своему учителю.
К окончанию училища Василий обладал несколькими медалями. Перовская картина «Приезд станового на следствие» получила большую серебряную медаль в 1857 году.
- В 1861 году большой золотой медали, предоставляющей право на пенсионерскую командировку за границу, была удостоена «итоговая» работа «Проповедь в селе».
Талантливому молодому художнику содействовал В. В. Стасов, сыгравший ведущую роль в художественной жизни России II половины XIX века. В Перове видели продолжателя дела, ушедшего из жизни П. А. Федотова.
- В 1862 году художник женится на Елене Эдмондовне Шейнс и уезжает за границу. Посетив Берлин и Дрезден, он останавливается в Париже. В чужой стране он чувствует себя неуютно. В 1864 году, не выдержав пенсионерского срока Перов пишет «объяснительную записку», в которой просит разрешения вернуться домой, мотивируя решение стремлением «изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов, как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества».
Его разработки очень скоро принесли славу. Появление каждой новой картины становилось значимым событием для общества. Произведения художника совпадали с эпохой общественных реформ, раскрывая проблемы жизни простого народа.
- В 1866 году за работы «Тройка» и «Гитарист-бобыль» художник получил звание академика живописи.
- В 1867 году его картины «Первый чин», «Гитарист-бобыль», «Дилетант», «Тройка», «Проводы покойника» экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
- В 1869 году Перов овдовел. Следом за первой трагедией приходит вторая — потеря двоих старших детей.
- В 1870 году Перов участвует в организации Товарищества передвижных художественных выставок и является одним из членов правления ТПХВ. За работы «Птицелов» и «Странник» он получает звания профессора. В 1871 году преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пригласили на место умершего профессора С. К. Зарянко, под руководством которого художник оканчивал училище. Перов оказался блестящим педагогом. М. В. Нестеров вспоминал:
«В Московской школе живописи все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. За редким исключением все были преданными, восторженными его учениками».
Среди учеников Перова были А. П. Рябушкин, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Н. А. Касаткин, А. Е. Архипов. В период преподавательской деятельности Перов сдружился с художником и педагогом училища А. К. Саврасовым. Друзья писали картины, помогая друг другу. Одной из работ, появившейся в творческом «союзе» является картина «Охотники на привале».
- В 1872 году Перов женится на Елизавете Егоровне Другановой. В 1873 году картины «Охотники на привале» и «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского» выставляются на Всемирной выставке в Вене.
- В 1874 году у художника обнаружили чахотку, и он стал угасать на глазах. М. В. Нестеров удивлялся: «Как случилось, что Василий Григорьевич Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком?»
- В 1878 году Василий Перов выходит из ТПХВ. Этот выход объясняется и злой болезнью и кризисностью мироощущений художника.
- В 1882 году в Кузьминках жизнь В. Г. Перова погасла. Его похоронили на кладбище московского Данилова монастыря.
«Сельский крестный ход на Пасхе» (1861)
Во времена учения Перова ученикам Московского училища живописи и ваяния в отличие от студентов Петербургской Академии предоставляли большую свободу. Это проявлялось в том, что ученики сами выбирали темы для «программных» картин. Для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Перов задумывает взять сюжет «Сельского крестного хода», но академический совет за «непристойность изображения духовных лиц» отвергает его замысел. Студент уступает совету и предлагает сюжет «Проповеди в селе», за который получает желаемую награду, дающую право на пенсионерскую поездку.
Однако до отъезда за границу художник не оставляет свой прежний замысел и пишет «Крестный ход», который на постоянной выставке Общества поощрения художеств в Петербурге в 1862 году производит взрыв возмущений и вскоре снимается с показа.
Вместо поездки в Италию «злые» языки пророчили художнику Соловки.
П. М. Третьяков, купивший «безнравственное» полотно, время от времени получал предупреждения. По поводу этой покупки ожидался запрос от Синода, но все обошлось без последствий.
Описание картины «Сельский крестный ход на Пасхе»
Большую часть полотна занимает серое грязное небо. Оно несет определенную символическую нагрузку. Вся праздничная процессия показана в движении справа налево – будто срывается вниз. Этим подчеркивается степень ликования празднующих Христово Воскресение.
Персонажи картины расположены «барельефно», что помогает рассмотреть их последовательно.
С раннего утра к крестьянам явились пьяные церковники, чтобы получить деньги или продукты за пасхальное пение. Эту церковную процессию можно смело назвать обираловкой.
Хорошо угостившись, они с трудом передвигают ноги. Весь крестный ход лишен порядка и согласованности. Каждый идет сам по себе.
Нарядные крестьяне бойко славятся, изрядно нагулявшись. Молодой мужчина поет с гордо поднятой головой молитву, безразлично отвернувшись от всех шествующих. Крестьянка, придерживающая двумя руками образ Богоматери, смотрит отрешенным взглядом вдаль и направляется совсем в противоположную сторону.
Сгорбившийся старик, одетый в лохмотья, держит в руках перевернутую икону.
Священник в праздничном одеянии, спускаясь со ступеньки крыльца, наступает ногой на пасхальное яйцо. Он находится в недобром расположении духа. Видимо в этом доме взять ему было нечего. Его сальные волосы и заплывшее лицо вызывают отвращение. Пастырь (священнослужитель) держится рукой за перила, так как ноги его заплетаются (не слушаются). Слева от него лежит дьякон, уронивший в грязь молитвенник при попытке спасти яйцо.
За ними изображена хозяйка дома, приводящая в чувства перепившего мужа.
Один из гостей уснул под крыльцом, сжавшись в комок от холода.
Участникам крестного хода предстоит еще продолжить «службу» в других домах.
Картина «Сельский крестный ход на Пасхе» представляет собой сатиру на непорядочных священнослужителей. Автор высмеивает не веру, а сущность отдельных людей.
Вокруг этой картины до сих пор идут споры.
Критик В. Стасов утверждал, что в перовском «сельском крестном ходе на Пасхе» виден «океан русских людей». На самом деле этим бурным океаном является все творчество великого мастера.
«Чаепитие в Мытищах» (1862)
Путники, следующие на поклонение в Троице-Сергиеву лавру, обычно останавливались в Мытищах, известных источниками чистой питьевой воды. На своем холсте художник изобразил сцену в придорожной «чайной». За столом с самоваром полулежа пьет чай, утомившийся с дороги тучный священнослужитель. Одет он в красивую рясу. Рядом с ним лежит дорогой саквояж.
К этому же столу подошли нищие прохожие. Маленький босой мальчик в лохмотьях робко держит свою шапку для подаяния. Инвалид войны с наградами на рваном сюртуке протягивает свою жилистую руку в надежде на милость со стороны самодовольного церковника. Сытый голодного не разумеет. Ни один мускул не дрогнул на самодовольном заплывшем жиром лице пастыря. Он демонстративно и брезгливо повернул голову в другую сторону.
А. Бенуа пишет:
«Зритель отходит от картин Перова, получив своеобразное наслаждение, похожее на то, которое получается от прочтения меткого и точного психологического анализа».
«Тройка» (1866)
Свой замысел картины Перов объяснял в письме к Д. Григоровичу:
«Четыре маленьких несчастных ученика (мастеровых), в страшный мороз и вьюгу везущие в гору огромную кадку воды, одетые не совсем по сезону».
В процессе работы автора над полотном постоянно менялась композиционная идея. Написав «пристяжных» детей, Перов долго выбирал модель для центрального персонажа. Об этой истории с поиском Перов пишет в рассказе «Тетушка Марья». Ребенка, подходившего для картины, художник встретил случайно на улице. Этот мальчик вместе с матерью шел молиться в храм. Поначалу женщина, испугавшись сглаза, ответила на просьбу художника отказом, но затем согласилась. Спустя четыре года после создания картины она сообщила живописцу о смерти сына Васи и попросила показать ей эту работу. Художник повел ее в галерею П. М. Третьякова. Увидев своего мальчика, мать сказала: «Вот он – как живой! Вот и зубик его сломанный!»
В. Г. Перов и П. М. Третьяков на какое-то время оставили женщину одну у холста. Вернувшись, они увидели ее стоящей на коленях перед картиной. Известно, что впоследствии Перов написал для несчастной матери портрет ее сына.
Описание картины «Тройка»
Действие происходит в Москве. На место действия указывает силуэт Рождественского монастыря на заднем плане картины. На фоне глухой монастырской стены изображены мастеровые, везущие в санях чан с водой. Дети являются центром всей композиции. Их лица озарены теплым светом.
Все вокруг них тонет в морозной дымке большого города: отдаляющиеся человеческие фигуры, заиндевевшие деревья и заблудившаяся в тумане небольшая стая птиц. Сердобольный прохожий подталкивает сани сзади. Автор намерено не изображает его лица, словно он не присутствует на картине и является всего лишь частью мрачного пейзажа.
Дети, запряжённые в повозку, безропотно смирились со своей нелегкой участью. Путь у них был долгим. Безжалостный ветер распахивает полы верхней ветхой одежды. Заметенная снегом дорога и непосильный груз за плечами замедляет ход. Выплескивающаяся из кадки вода нарастает льдом на стенах бочек и полозьях саней. Рогожа, прикрывающая чан, взвилась от ветра вверх и вот-вот спадет вниз.
Центральной фигурой «тройки» является самый старший из детей. Мальчик рвется вперед, но веревки, перетянувшие грудь, мешают ему дышать, возвращая назад. Осознавая безвыходность положения и превозмогая боль, он впрягается в узду обеими руками, взяв на себя большую тяжесть груза. Его щеки обморожены. Глаза полны отчаяния. Роль лидера ему досталась по старшинству, и он ее упорно выполняет.
Мальчик с левого края «Троицы» тащит воз из последних сил. Безвольно висящая правая рука отяжелела и ослабла. Его взгляд отрешен. Мышцы на вытянутой тонкой шее напряжены. Он падает от усталости, но не сдается.
В одной упряжке с мальчиками изображена маленькая девочка. Из-под распахнутого старого тулупа видна тонкая юбка. С головы спадает легкий платок. Волосы треплет ветер. Она не смотрит вперед, в ее полузакрытых глазах скрывается горькая обреченность. Замерзшие руки будто пристыли к веревке, перекинутой через плечо. На ногах большие тяжелые ботинки.
Впереди повозки бежит оскаливший зубы дворовый пес. Он как бы ведет детей до мастерской, разделяя вместе с ними их страдания.
Эта драматическая картина стала своего рода протестом против узаконенного детского труда, типичного для России того времени.
«Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)
Эта картина близка к жанровым полотнам П. Федотова. Вместе с тем это перовское произведение наполнено трагическим смыслом и безысходностью. Критики Перова видели в нем идею «столкновения» и «противостояния» двух антагонистических миров, указывая на сходство с «темным царством» А. Н. Островского. И. Крамской на вопрос П. М. Третьякова о качестве картины, отозвался так:
«Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят».
Эта работа вовсе не страдает деталями и перегруженностью людьми. Все персонажи прекрасно выражают художественную идею автора.
Описание картины
Перед нами сцена из купеческой жизни – приезд гувернантки. Хозяин дома надменно рассматривает девушку. Широко расставив ноги, небрежно запахнув халат и приставив руку на бок, он показывает свое превосходство перед ней. Слева от него стоит сын. Купчик под стать своему отцу: всей позой выказывает неуважение к гостье. Заложив руки назад, выпятив живот, скрестив ноги, неудосужившись повернуться лицом, он смотрит на нее искоса. Художник, комментируя картину, указывал на «бессовестное любопытство» этого отвратительного персонажа.
Позади купца показалась голова купеческой жены. Ее взгляд важен и высокомерен.
Старшая дочь видит в гувернантке объект для насмешек.
На стене гостиной висит портрет основателя этого темного царства, которое пытается за пристойной внешностью скрыть зверскую сущность.
Только девочка в розовом платье проявляет искреннее любопытство к гувернантке. «Розовый» цвет в художественном мире живописца означает душевную чистоту.
Гувернантка почтительно склонила голову перед надменными хозяевами дома. В ее руках рекомендательное письмо, которое она пытается достать. В этом жесте сквозит неуверенность и «чужеродность» купеческому миру, предчувствие будущей гибели.
За входной дверью выглядывают слуги. Их отношение к событию неоднозначное. Они искренне радуются встрече с новой гувернанткой и одновременно сочувствуют ей, понимая унизительное положение своего сословия.
Картина «Приезд гувернантки» — одна из лучших работ из «энциклопедии» русских типажей.
«Портрет писателя Ф. М. Достоевского» (1872)
Портрет является вершиной портретной живописи Перова, биографическим портретом писателя. В нем точно переданы индивидуальные черты и «следы» прожитых дней героя. На момент создания портрета писатель прошел гражданскую казнь, каторгу, написал великие произведения о трагическом мире «униженных и оскорбленных». Образ Достоевского удался благодаря мировоззренческой близости писателя и художника. Их заочное знакомство состоялось в начале 1860-х годов, когда Ф. М. Достоевский выделил в своем отчете об академической выставке картину «Проповедь в селе».
П. М. Третьяков мечтал собрать в своей галерее прижизненные портреты выдающихся деятелей русской культуры. Зимой 1871 года на просьбу П. М. Третьякова позировать Перову писатель без раздумий согласился. Из воспоминаний жены Достоевского, Анны Григорьевны:
«Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли».
Осенью 1872 года писатель навещал художника в Москве. Они ездили в галерею П. М. Третьякова.
Описание портрета
Достоевский изображен в рембрандтовской манере на фоне темного пространства. Его фигура словно выхвачена светом. Известно, что до написания портретной серии, художник копировал работы Ван Дейка и Веласкеса в Эрмитаже.
Взгляд писателя отведен в сторону. На лице читается глубокая скорбь. Отрешенная сосредоточенность – одна из основных художественных характеристик портрета. Сомкнутые в замок руки на приподнятом колене словно замыкают героя в мир его собственных переживаний.
Старый потертый сюртук похожий на арестантское платье намекает на каторжного прошлого писателя.
«Охотники на привале» (1871)
Перов серьезно увлекался охотой, и эта страсть не могла не отразиться в его творчестве. В начале 1870-х годов появилась большая «охотничья серия» картин, в которую вошли многие известные работы «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник» и др. В этом ряду самую яркую охотничью сцену представляет картина «Охотники на привале». Она была показана на Первой передвижной выставке и вызвала противоречивые отклики.
М. Салтыков-Щедрин увидел в перовской работе неестественную театрализацию:
«Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований».
Достоевский охарактеризовал полотно так:
«Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски».
Описание картины
В этой работе Перов как «ценитель поэзии охоты» пытается показать радостную сторону жизни, представив яркие психологические характеристики персонажей. Его герои списаны с конкретных лиц. Моделью рассказчика «страшной» истории послужил врач Дмитрий Павлович Кувшинников.
В русской литературе, в частности в рассказе Чехова «Попрыгунья» он является прототипом доктора Дымова. В молодом охотнике, одетом с иголочки искусствоведы узнают члена московской городской управы Николая Михайловича Нагорнова. Иронично ухмыляющийся персонаж в одежде простолюдина идентифицирован как врач, художник-любитель, писатель Василий Владимирович Бессонов.
Три охотника, увлеченные беседой, не замечают уток, летящих над их привалом. Эта неправдоподобная для записных охотников деталь подчеркивает «страстность» истории рассказчика.
Молодой простодушный человек восторженно слушает бывалого охотника, запоминая каждое слово, чтобы пересказать байки своим приятелям. Новая одежда выдает в нем новичка охотничьего дела. Эта охота является для него характерным знаком наступившей «взрослости».
Между рассказчиком и слушателем изображен скептик с необыкновенно выразительными чертами лица. Он сомневается и нисколько не верит новоявленному барону Мюнхгаузену, но увлеченно поддерживает разговор, подсмеиваясь над умением врать первого приятеля и наивностью второго.
В творчестве художника важную роль играют руки человека. В этой работе действие во многом задается руками героев, ими определяются их психологические особенности. Растопыренные пальцы «враля» добавляют больше страсть рассказу. Простолюдин, почесывающий свою голову как бы не очень доверяет услышанному и считает это явным «враньем». Сжатая в кулак рука молодого человека передает его волнение и напряжение.
Мрачный осенний пейзаж выбран автором преднамеренно. Краски поздней осени как бы созвучны страшной истории «бывалого» охотника.
На переднем плане представлен натюрморт с подстреленной дичью и охотничьими принадлежностями, без которого картина была бы неполной.
Мастер знал толк в охоте. В. Стасов сравнивал «Охотники на привале» с лучшими охотничьими рассказами И. С. Тургенева.
Портреты Перова
В. Г. Перов является одним из самых известных русских портретистов II половины XIX века. Жанром портрета он занялся вплотную в 1860-1870 годы по просьбе П. М. Третьякова. Писал Перов в основном портреты писателей. В России того времени жизнь воспринималась преимущественно через литературу, которая была наставником, проповедником, обличителем, выразителем народных дум.
Перовские портреты узнавались с первого взгляда по отличительным особенностям автора. Во-первых, они выражали внутреннюю сущность модели, во-вторых, в них содержались элементы жанра, свойственные перовским картинам этого ряда. Это очевидно в «Портрете А. Н. Островского» (1871) и в «Портрете И. С Тургенева (1872).
Замечательные слова о перовских портретах сказал М. Нестеров:
«Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, они будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты».
Творческий путь художника
Стало привычно воспринимать Перова убежденным сторонником искусства критического реализма. Между тем на весь его сложный творческий путь оказывали большое влияние жизненные кризисы и творческие изломы.
Творчество художника во многом отвечало на запросы времени и формировало общественные настроения.
Его можно условно разделить на три периода: «поэзия скорби», поиски «отрадного» и уход в «монументальные» жанры.
К «Поэзии скорби» относятся работы, написанные до 1870 года. На полотнах появляются представители социальных низов, искаженные голодом и непосильным трудом. Эти образы вопиют о неправильном общественном устройстве, призывают к судилищу, превращая зрителя в защитника слабых и обвинителя сильных. Без преувеличения Перова называют художником «детства». На многих его работах представлены несчастные дети, столкнувшиеся с сиротством, бездомностью, нищетой.
К поискам «отрадного» живописец обращается благодаря запросу общества, которое устало от несбывшихся социальных надежд. Его полотна стали отличаться мягким юмором, лирикой, фельетонностью. При всем этом художник не смог преодолеть свою внутреннюю неудовлетворенность. В то самое время в русской живописи предстали перед публикой молодые художники, опередившие Перова. В художественном кругу на первое место вышел Репин. Перов же не привык числиться на вторых ролях.
Уход в «монументальные» жанры произошел на закате жизни мастера. Начались бесконечные эксперименты. Перов бросает камерные жанры и сосредоточивается на религиозной и исторической живописи, на «переосмысленном» фольклоре, модернизирует манеру письма… В конце жизни обостряется интерес художника к истории, и он задумывает написать триптих о Пугачевском бунте. Из трех запланированных картин («Помещики и крестьяне», «Восстание», «Суд Пугачева») написан был лишь «Суд Пугачева» (1879).
Картины этого периода носят монументальный характер и близки к витающим в воздухе настроениям эпохи. Например, историческое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1881), рассказывающее о столкновении староверов и никониан у трона царевны Софьи. Так совпало, что в это время над все той же темой борьбы «старого и нового» работает Суриков («Утро стрелецкой казни»).
Многое из начатого Перов не завершил. Ему не хватило жизни реализовать свои замыслы.
Искусство Перова как художника заключается в том, что он постоянно искал неизведанные пути, овладевал новыми приемами и имел собственные стилистические особенности. На протяжении десятилетия мастер оставался лидером русской живописи. В конце творческого пути ощутил непонимание бывших единомышленников и охлаждение публики. Перов прожил жизнь, наполненную потерями, сомнениями и разочарованиями, поэтому в работах художника отражен его внутренний мир.
М. Нестеров дал верную оценку всему творчеству художника:
«Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце».
Уважаемый читатель! Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с «поэзией скорби» Перова?