Николай Николаевич Ге – гениальный художник, чьи произведения вошли в копилку мирового искусства. Все его творчество озарено любовью к людям.
В каждой работе он стремился показать суть человека. Для органичного восприятия произведений на евангельские и исторические сюжеты важно знать авторский контекст.
Никого из героев своих картин мастер не осудил за «злой» поступок, не выставил «подлецом» и негодяем — ни уходящего от Христа Иуду, ни барственного Пилата, ни Петра, подписавшего смертельный приговор своему сыну. По мнению Ге, все они несчастны, так как запутались в жизни, ослабли, чтобы пойти до конца, не успели опомниться, забыли о душе…
«Я чист и считаю себя счастливым человеком, а помирать все равно, что на золотом ложе или под воротами…»
— свои слова художник подтвердил своим трудом и поступками.
Содержание
Краткая биография художника
Николай Николаевич Ге родился в Воронеже в 1831 году, в семье помещика. Это был год разгара холеры, которая никого не щадила. От этой болезни умирает мать художника. С трехмесячного возраста за мальчиком приглядывает няня. Образ любимой няни Н. Н. Ге сохранил в памяти до самой старости. В детстве он страдал от того, что не мог защитить от розог женщину, заменившую ему мать.
Рос художник в малороссийском родовом имении. С отцом и бабушкой встречался только за чинными трапезами. Робкий по натуре, мальчик чувствовал себя неуютно рядом с близкими людьми.
Н. Н. Ге не раз был свидетелем побоев во время учебы в гимназии. Он не переносил жестокость по отношению к другим людям, и именно в детстве зародилось его страстное сочувствие и уважение к обездоленному народу. В автобиографических воспоминаниях мастера дан образ гимназического надзирателя:
«Он бил квадратной линейкой, и один раз разломал ее на чьей-то голове. Он рвал уши, завиток уха отделялся трещиной, которая покрывалась постоянным струпом…».
В 16 лет по совету отца Николай поступает на математический факультет Киевского университета. В 17 лет переводится в Санкт-Петербургский университет.
Картина Брюллова «Последний день Помпеи» можно сказать решила судьбу студента. Увидев ее однажды, Ге принимает радикальное решение — оставляет математический факультет и поступает в Петербургскую Академию художеств, где сразу показывает себя талантливым студентом. По мнению юного провинциала, на живописном Олимпе царит один бог – Брюллов. В студенческое время он страстно подражает своему единственному кумиру.
Друзья ставят его в один ряд с Брюлловым, что Ге считает самой большой похвалой.
Будучи студентом Николай мог позволить себе приличную квартиру, красивую одежду, хороший стол, но все деньги, присылаемые отцом, раздавались друзьям и часто совсем незнакомым людям. В студенческие годы он не стеснялся своего заношенного костюма, но некоторым знакомым было стыдно показаться рядом с неухоженным художником на улице.
В 1857 году после окончания Академии и получения Большой золотой медали за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» Ге женится и уезжает в Италию. Молодые убегают за границу, не дождавшись документов о завершении Академии. Ге не ждет выделения академического пенсиона, так как получает большое наследство после умершего отца.
Годы, проведенные во Флоренции, дают художнику немало в творческом и житейском смысле. Здесь он знакомится с работами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Гирландайо, Чимабуэ, Иванова. В эту пору художник уходит от академизма и «подражания Брюллову» и обретает самостоятельность. Немало времени он уделяет работе над пейзажами.
В Италии родились два сына художника.
Летом 1861 года Ге посещает Россию «инкогнито». Эта поездка была связана с межеванием земель, происходившим после отмены крепостного права.
Официальное возвращение в Россию, точнее в Санкт-Петербург состоялось в 1863 году. Русской публике была представлена картина «Тайная вечеря». Молодой художник получает звание профессора в Академии художеств.
Молодого художника «разрывали на части», предлагали наперебой быть на чьей-либо стороне. Бурный успех был слишком «обязывающим». Художник мучительно искал новый сюжет и часто выходил из себя. Один из посетителей его мастерской, увидев на полу эскиз «Христа и Марии» пришел в ужас. Анна Петровна ему сказала: «Чему вы удивляетесь? То ли у нас еще бывало!» Недовольство мастера своими работами проявлялось бурно. Он мог безжалостно откромсать от холста изрядные куски.
Несмотря на всероссийское признание художнику не удалось «прижиться» и остаться на родине. В 1864 году Н. Н. Ге уезжает от поднявшейся вокруг него суеты в Италию, где проводит еще шесть лет. Ге возвращается на родину в 1870 году. Этот период жизни относится к «эпохе Товарищества передвижных художественных выставок».
16 декабря 1870 года Н. Н. Ге вместе с Крамским, Перовым, Мясоедовым, М. К. Клодтом избираются членами правления ТПХВ… Позже Ге назначают и кассиром. Из воспоминаний Мясоедова об отношении Ге к новой работе: «он придумывал свои способы ведения книг и свои приемы счетоводства». В 1871 году открывается первая передвижная выставка, гвоздем которой становится полотно «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Проведя шесть лет в Санкт-Петербурге, художник уезжает на хутор Ивановское Черниговской губернии, что находится в шести верстах от станции Плиски. Этот шаг был своего рода жестом отчаяния, побегом от пустой суеты и бесконечных знакомств. Неожиданный отъезд художника объясняли в столице по-разному. Говорили о том, что «метр решил опроститься». Бытовало мнение, что переезд состоялся по настоянию жены художника, рачительной хозяйки, верной жены, желавшей оградить мужа от столичных дрязг.
Николай Николаевич и Анна Петровна Ге летом сеяли в своем «поместье» овес и воевали с грачами, зимой выезжали в Москву и Петербург.
Зимой 1882 года Ге познакомился с Л. Н. Толстым. Ходили слухи, что Ге «ударился в толстовство». История отношений писателя и художника была одинаково важна и для первого, и для второго.
Это знакомство повлияло на взгляды художника и принесло свои плоды в виде полотен «Что есть истина?» и «Распятие» (удаленное с публичной выставки по распоряжению Александра III). Картина «Распятие» экспонировалась подпольно на квартире педагога А. Н. Страннолюбского.
Негласный триумф приблизил страшное событие в жизни художника. Посетив Петербург (где ходили слухи о том, что Ге «исписался»), он отправляется в Москву, Ясную поляну, Киев. 1 июня (13 июня по новому стилю) 1894 года повидав сына Петрушу и внуков в Нежине, Ге возвращается в поместье и умирает на руках сына Николая.
После смерти отца Петруша и Колечка (так называли их родители) поссорились, не поделив небогатое наследство семьи. Петруша пытался продать отцовский хутор, а Колечка не соглашался оставлять избу с печкой, сложенной руками отца.
Портрет писателя А. И. Герцена (1867)
Н. Н. Ге мечтал о встрече с писателем А. И. Герценом после знакомства с И. С. Аксаковым, которое состоялось на пароходе, следующим из Генуи в Ливорно в 1857 году. Аксаков возвращался после встречи с Герценом. Тогда в душе художника зародилась идея написать портрет А. И. Герцена.
Н. Н. Ге долго планировал и часто откладывал поездку в Лондон. В 1867 году писатель приехал во Флоренцию и без предупреждения явился в гости к Н. Н. Ге. Портрет был написан за пять сеансов.
Герцен нашел портрет «rembrandtisch» (близким к рембрандтовским работам).
Писатель изображен выступающим из темноты. Его одежда представлена темнее самого фона картины. Не расчёсанная борода почти полностью закрывает белый воротничок. Густые с проседью волосы небрежно, наспех зачесаны назад. Лицо героя освещено. На высоком лбу видны глубокие морщины. Внимание зрителя приковывает пронзительный многозначительный взгляд героя, полный боли и надежды. В нем как будто отражена жизнь России.
Крупная цепочка от часов сходна с цепью, которую носят арестанты.
Позже критик Стасов сказал о портрете:
«Ге писал его с любовью, преданностью и верою – такие портреты не могут не удаваться».
«Что есть истина?» (1890)
Картина «Что есть истина?», представленная публике в феврале 1890 года на Восемнадцатой передвижной выставке, вызвала бурю страстей.
Анна Петровна, наблюдавшая реакцию зрителей, писала сыну Петру:
«Картина произвела такой фурор и взрыв похвал и ругани, что делались вещи небывалые: публика, стоящая перед картиной, делилась тут же на партии, и между собою начинали ругаться люди, до того никогда не знавшие друг друга».
Уже в марте по повелению императора полотно сняли с выставки. До отправки за границу художник привез картину в Ясную поляну. Семья Толстого собралась перед картиной, выясняя ее суть. Ге неожиданно сказал:
«А дело просто – социалист и Бисмарк».
На картине представлены Христос и Пилат. Пилат стоит к зрителю спиной. Слева на его фигуру падает свет. Да, он сейчас на виду у всех. Справа от тоги Пилата лежит тень, как темный след деяний. Утомленный величием Рима он не держит зла на Христа. Правитель, равнодушный к происходящему, не кричит: «Распни Его!». Рука Пилата замерла в риторическом жесте. Он задает Христу «риторический» вопрос, зная, что единственной Истины нет.
Христос не пытается ответить на вопрос прокуратора. Он знает, что Пилат все равно его не услышит, как не услышат ответа те современники, к которым обращена картина Ге. Два противоположных образа разделяет как меч полоса света.
Портрет Н. И. Петрункевич (1893)
Героиней портрета является соседка художника по «имению» Наталия Петрункевич. Девушка изображена за чтением книги у открытого окна. Ее голова слегка наклонена. На лице отражается тихая радость не столько от содержания книги, сколько от прекрасного летнего дня. Скромная прическа, стройная фигура, строгое платье, сдержанность манер подчеркивают цветущую женственность и достоинство.
Некую загадку задает художник, выбрав фоном картины окно в сад. Автор обращает внимание зрителя на тропинку, уходящую в глубь, в темноту сада. Книга в руках девушки как бы указывает на прожитые странички жизни, воспоминания автора о них. Зеленый сад дышит свежестью. Старое уходит, новое рождается. В этой непрерывности жизни скрыта печальная, но светлая правда.
Образ Н. Петрункевич напоминает давний портрет Анны Петровны Ге, написанный в 1858 году. А. П. Ге умерла в 1891 году. Хуторские годы совместной семейной жизни оказались непростыми. Конечно, до толстовского накала страстей дело не доходило, так как Н. Н. Ге обладал мягким характером, а А. П. Ге была достаточно терпеливой. Однако только после смерти жены разногласия забылись и остро ощущалось сожаление о прежнем недопонимании друг друга. В одном из писем другу Ге писал: «Человек, пораженный горем, узнает смысл своей жизни». Н. Н. Ге похоронил жену в саду, под пышными кронами деревьев. Можно только предполагать, что хотел сказать художник, вглядываясь в глубь сада и представляя на холсте черты другой женщины, читающей книгу у окна в сад.
«Голгофа» (1893)
Многие живописцы XIX века (Иванов «Явление Христа народу», Крамской «Христос в пустыне», Поленов «Христос на Генисаретском озере») обращались к образу Христа. В этот созданный современниками контекст картина «Голгофа» не вписывается. Принять образ Христа, истерзанного разбойниками было трудно. Одетый в рубище с разлохмаченными волосами, он взялся руками за голову. Опухшее от побоев лицо передано как печать огромного страдания. Этот жест пронзителен и страшен. Глаза Иисуса Христа закрыты.
Художник меняет представление зрителя о Христе – Сыне Божьем. В «Голгофе» Христос предстает Сыном Человеческим.
Одну из поклонниц творчества Ге возмущал «некрасивый» образ Христа в поздних работах художника. На ее упреки Н. Н. Ге ответил:
«Христос, сударыня, не лошадь и не корова, чтоб ему быть красивым. Я до сих пор не знаю ничего лучше человеческого лица, если оно не урод, разумеется. Да притом человек, которого били целую ночь, не мог походить на розу…»
Разбойник, стоящий слева со звероподобным лицом показан автором в глубоком раскаянии. Преступник справа больше похож на жертву. Опустив голову, он как бы сочувствует Христу и раскаивается в содеянном.
В своем полотне Н.Н. Ге говорит о том, что каждый человек рождается добрым. Злым его делают окружающие люди и обстоятельства, в которых он оказывается.
Особый смысл заключен в руке, указывающей на Христа. Она не принадлежит конкретному герою картины. Это рука общества, приговорившего Иисуса Христа к смерти две тысячи лет тому назад.
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)
С выходом в свет шестого тома «Истории Петра» профессора Н. Г. Устрялова в 1859 году, Ге имел возможность обстоятельно подготовиться к своей работе. Позже художник признался:
«Исторические картины тяжело писать, такие, которые бы не переходили в исторический жанр. Надо делать массу изысканий…»
Одного знакомства с историческими материалами было недостаточно. Увлеченный темой, Ге посетил «увеселительный дворец Петергоф», где полтора столетия назад шел тайный допрос царевича Алексея. Художник перенес весь дух петергофской комнаты на свое полотно.
Царь сидит в полуоборот и смотрит исподлобья на «непотребного» сына. На лице отца усталость и презрение. Для Петра I происходящее событие закономерно. Он сам сделал из родного сына врага, заточив его мать в монастырь.
Царевич Алексей смотрит себе под ноги. В этом взгляде читается страх и ненависть к отцу. Должно быть он не раз так стоял перед «батюшкой» в детстве, допустив очередную оплошность.
На столе и на полу лежат показания любовницы царевича, «девки Ефросиньи», разродившейся младенцем в Петропавловской крепости.
Формальный допрос окончен и уже сказаны жестокие слова, но стала еще сильнее отчуждённость между отцом и сыном.
Геометрический узор скатерти, спадающей со стола, «клетчатый» плиточный пол довершают ощущение скованности и непреодолимости рубежа между героями картины.
После представления полотна на Первой передвижной выставке газеты шумели восторженными и гневными рецензиями.
М. Е. Салтыков-Щедрин писал о том, что в картине содержится великая «тайна искусства», заключающаяся в том, «чтобы драма была ясна сама по себе, чтобы она сама в себе находила достаточное содержание, независимо от внешних ухищрений художника, от опрокинутых столов, сломанных стульев, разбросанных бумаг и т.д. Ге именно тем и выделяется из массы собратий по исторической живописи, что он очень отчетливо отличает внешние, крикливые выражения драмы от внутреннего ее содержания и, пользуясь первыми лишь с самою строгою умеренностью, сосредоточивает всю свою художественную зоркость на последнем».
Три этапа творческой биографии художника
Творческий путь художника был тернистым. Ге трижды поднимался на вершину славы.
Первый триумф произвела картина «Тайная вечеря». К этой теме художник обратился неожиданно:
«В очередной раз перечитывая Евангелие я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ него лежал Иоанн: он все понял. Но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование – он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни… Вот она, картина! Через неделю была подмалевана картина, в настоящую величину, без эскиза. Правду сказал К. П. Брюллов, что две трети работы готовы, когда художник подходит к холсту…»
Ге работал запоем: входил в мастерскую на рассвете, закуривал папиросу и внимательно разглядывал оставленную вечером работу. Затем тушил окурок, хватал кисти и палитру, закуривал новую папиросу и «бросался на холст, точно зверь на добычу». Часто ему не нравилась картина и он начинал писать ее заново. Картина «Тайная вечеря» за неделю до отъезда в Россию была переписана, так как художник нашел для нее более выразительное освещение.
В Петербурге «Тайную вечерю» сравнивали по силе оказываемого ею впечатления с «Явлением Христа народу» Иванова. Из воспоминаний одного из современников:
«Перед этой картиной всегда много публики… Множество господ с напряженным вниманием смотрят на картину, стараясь понять, почему она произвела такое сильное впечатление».
Вот каким увидел тогда молодой Репин автора «Тайной вечери»:
«Я видел Ге в Античном зале Академии, где Крамской по заказу Общества поощрения художеств рисовал черным соусом картон с его «Тайной вечери» для фотографических снимков. Величественный, изящный, одетый во все черное Ге делал замечания скромному художнику петербургского типа… От всей его фигуры веяло эпохой Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль разом вставали в воображении при взгляде на него. Мы, ученики Академии, снимали перед ним шляпы при встрече…»
Вскоре после первого триумфа Ге сбегает в Италию, где начинает писать картину на евангельскую тему «Воскресение». Над этим полотном художник работал долго. Оно было выставлено по причинам политического характера только в 1867 году и сразу же потерпело полный провал.
Второй триумф наступил в 1871 году с представления публике «Петра I» на Первой передвижной выставке.
После этой славы начались бесплодные поиски нового сюжета. Созданные в те годы картины («Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874), «Пушкин в Михайловском» (1875) не имели успеха. Тогда Крамской скажет:
«Я устал защищать ваши картины, Николай Николаевич».
Надо отметить, что эти неудачи могли быть удачами для менее известного живописца. После того, как в 1863 году молодые художники сочли Ге чуть ли не пророком, снисходительности ждать не стоило. Пророка или превозносят, или забивают камнями.
Художник общается с известными литераторами, портретирует их. В годы так называемой «творческой несостоятельности» мастер пишет один из лучших русских портретов – «Портрет писателя А. И. Герцена» (1867), портрет писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина (1872), портрет поэта Н. А Некрасова» (1872). Петербург тогда еще находился под впечатлением от картины «Петр I» и художник не нуждался в резкой перемене климата.
Тем временем накапливалось раздражение на город, его «суету и болтовню». Приближался рубеж, отделявший эпоху «Петра I» от эпохи «Христа и Пилата»
Последний триумф мастера приходится на хуторской период, который отмечен появлением известных полотен «Голгофы», «Распятия», «Христа и Пилата».
Над картиной «Распятие» (1892) Ге и Толстой трудились сообща. Картина уже была написана как тут же пришло письмо от Толстого, в котором говорилось: «У меня есть картинка шведского художника, где Христос и разбойники распяты так, что ноги стоят на земле». И снова закипела работа. Через год художник закончил картину «Распятие», но она была снята с выставки и демонстрировалась на частной квартире. Шесть недель Ге безотлучно находился рядом со своей картиной. И вот он едет из Петербурга в Москву и выступает на Первом съезде художников и любителей со странной речью:
«Мы все любим искусство… ни картины, ни мрамор, ни холст, никакие внешние стороны искусства не дороги, а дорога та разница, которая показана между тем, чем мы должны быть, и тем, что мы есть».
Это было за месяц до смерти мастера.
Портреты художника
С портретами художника дети среднего и старшего школьного возраста знакомы из учебников литературы.
Н. Н. Ге писал портреты тех, кого хорошо знал. Все его портреты создавались для друзей и близких знакомых в подарок. В них отражены некие дружественные и личные отношения. В те годы, когда художник жил на Васильевском острове, к нему в гости захаживали знаменитые литературные деятели: Некрасов, Салтыков, Тургенев, Кавелин, Костомаров… Во время сеанса Ге непременно общался с моделью.
О портрете писателя Л.Н. Толстого Ге сказал:
«В нем я передал все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке…»
В России этот портрет стал очень известен сразу же после написания. По нему «представляли» Толстого. Все, кто впервые посещал Ясную Поляну, говорили о писателе: «Передо мной был портрет Ге».
Лишь один из его портретов был заказным. Это портрет адмирала А. И. Панфилова, участника обороны Севастополя.
Для Ге семья и связь поколений была очень дорога.
Однако жизнь семьи редко встречается в работах художника. Анну Петровну он писал лишь в начале их брака. В 1889 году художник написал «Портрет Николая Ге, внука художника». Внуку Николаю дедушка однажды подарил дорогой ему стакан, из которого он ровно полстолетия пил чай и который достался художнику от его бабушки.
Мое отношение к художнику сформировано в процессе знакомства с его жизнью и творчеством. Перед таким редким человеком стоит снимать шляпу. У него особый взгляд на мир: он извинял людские грехи, искал и объяснял причины их возникновения, сеял в людях милосердие и всепрощение… С детства в нем родилось чувство благодарности за доброту, сочувствие к чужим страданиям и стремление к справедливости. По воле судьбы ребенком он получил материнскую любовь от совершенно чужого человека – няни. Художник испытывал огромную любовь к семье, друзьям и незнакомым людям.
Николай Николаевич Ге писал:
«Я люблю людей, верю, что они хорошие, и никакие промахи меня не излечат. Я лучше человека ничего не знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание – все от людей…»
Уважаемый читатель! Как вы считаете, какое значение для художника имеет идея всепрощения?